Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками




Модель структуры учебного процесса

 

В процессе воспитания осуществляется развитие лично­сти. Развитие — объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных начал человека. Способность к раз­витию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное раз­витие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и не­управляемых факторов. Оно происходит в процессе усвое­ния человеком ценностей, норм, установок, образцов пове­дения, присущих данному обществу на данном этапе раз­вития.

Знание основных педагогических категорий дает возможность понимать педагогику как научную область знания. Основные понятия педагогики глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию каждого из них и на этой основе отличать их от других педагогических категорий.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию свя­зей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят (схема 2.2):

1. Общая педагогика, исследующая основные закономерно­сти воспитания.

2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономернос­ти функционирования и развития образовательных и воспита­тельных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспита­ния человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, до­школьную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей шко­лы, педагогику взрослых (андрогогику).

5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образова­ния глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопе­дагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстрой­ством речи — логопедия.

6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволя­ющий оптимальными методами и средствами усваивать содер­жание той или иной дисциплины, овладевать опытом предмет­ной деятельности, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает прин­ципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действитель­ности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и дру­гую педагогику.

 

Схема 2.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.