Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная компонента в профессиональном образовании




Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Последняя компонента, будучи пограничной между двумя предыдущими, сочетает в себе при­сущие им характеристики, поскольку в процессе развивающего обучения воспитываются новые личностные качества обучаемых. Это разделение условно, ибо на практике все сферы образования тесно связаны между собой. Но поскольку организация, формы, методы обучения и воспитания имеют свою специфику, для объяснения сущности воспитания следует рассмотреть отдельно эту педагогическую категорию, уяснить ее смыслы, цели и зада­чи в контексте современных социально-экономических преобра­зований в нашей стране.

В связи с реформированием образования и сменой образова­тельной парадигмы проблема воспитания на всех образователь­ных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии вузов­ской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образо­вательном пространстве воспитательная компонента как руди­ментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и об­ретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной си­туации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы ад­министрации и традиций конкретного учебного заведения.

В процессе развития общества изменяется содержание вос­питания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направ­лено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педаго­гов-воспитателей, направленную на изменение сознания, миро­воззрения, психологии, ценностных ориентации, знаний и спо­собов деятельности личности, способствующую ее качественно­му приросту и совершенствованию. Цели воспитания — это ожи­даемые изменения в коллективе или личности, осуществляемые в процессе реализации системы воспитательных действий.

Мировой социально-исторический опыт позволяет опреде­лить главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициатив­ной социальной и профессиональной деятельности в современ­ном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности.

Цели воспитания определяют его содержание, методы и сред­ства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечи­вать искомый результат. Воспитание — многофакторный про­цесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факто­ров. К объективным факторам следует отнести социально-исто­рические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования, к субъективным — личностные ка­чества педагогов, уровень их педагогического мастерства, психологические особенности и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

Критериями воспитанности человека могут служить:

· степень овладения общечеловеческими гуманистическими доминантами;

· овладение этическими нормами и эстетическими ценностя­ми общества как основой социальной и профессиональной деятельности, личностных оценок и поступков;

· уровень и иерархия качеств личности, приобретенных в про­цессе воспитания.

Будучи двусторонним процессом (воспитатель — субъект воспитания), воспитание предполагает смещение акцентов ини­циативы от воспитателя через партнерство к самовоспитанию, когда становится плодотворной автономная инициатива субъек­та или субъектов воспитания через акт самовоспитния.

Воспитание — полинаправленный процесс, где каждая кон­кретная цель обусловливает соответствие ей его содержания и методов. Направление воспитания определяется единством цели и содержания. В педагогической науке традиционно выделяется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание, которое сегодня дополняется его гражданским, пра­вовым, экономическим, экологическим направлениями. Процес­сы воспитания в целом и в рамках отдельного направления могут быть реализованы на различных уровнях: на уровне социу­ма, социальных институтов, отдельных социальных групп, ин­терперсональном (межличностном) и интраперсональном (само­воспитание) уровнях.

Исторически сложившиеся типы воспитания развивались внут­ри соответствующих типов культуры. Так, первобытной культуре соответствует первый исторический тип воспитания, основанный на ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых и носящий обязательный, коллективный характер.

Становление цивилизации обусловило иной тип воспитания, детерминированный социальным и экономическим неравен­ством, разделением труда, а следовательно, разными педагоги­ческими задачами. Историческое многообразие моделей воспи­тания зависит от особенностей локальной цивилизации, типо­логии культур, национальной специфики.

Восточный тип культуры определил восточный тип воспи­тания, основанный на примате общества перед личностью, жест­ком следовании традициям и канонам, ограничении независи­мости мышления и индивидуальной свободы. В то же время педагогическая традиция Востока рассматривает человека как единство эмоций, воли и разума, подчиненных, однако, обще­ственным и религиозным нормам.

Западный тип культуры, возникший в античную эпоху и став­ший прототипом современной европейской культуры, породил педагогические традиции, в корне отличающиеся от восточных и определившие западный тип воспитания. Наиболее характер­ные его черты — ориентация на развитие человеческой воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал, гармонизация отношений личности и общества, отсюда — целенаправленные и ценностно-рациональные подходы к реше­нию воспитательных проблем.

Традиции российского воспитания складывались под влия­нием западной культуры, наслаиваясь на национальные особен­ности и социально-историческую специфику Российского государства, переживавшего экономические и политические ката­клизмы, что, однако, не помешало формированию в России од­ной из лучших образовательных систем в мире.

Воспитательные задачи решаются посредством определен­ных методов воспитания, составляющих инструментарий педагогов-воспитателй. Классификация методов воспитания ус­ловна и зависит от модели воспитания, его видов и направле­ний, воспитательной среды, возраста воспитуемых, личности воспитателя. В связи с этим следует рассматривать процессы воспитания контекстно, что позволит разработать оптималь­ную систему методов для достижения поставленных воспита­тельных задач.

Воспитание в условиях государственного реформирования образования может осуществляться на социетарном уровне. Именно на данном уровне разрабатываются законы об образова­нии, национальная доктрина образования и т.д. При доработке этих государственных документов необходимо не упускать из виду воспитательные задачи образовательного процесса, зало­женные в современной парадигме российского образования. Вос­питание на институциональном уровне реализуется в рамках профессионального образования, получаемого студентами в том или ином высшем учебном заведении.

В процессе обучения в вузе могут быть реализованы практи­чески все направления воспитательного воздействия, особенно в университетском профессиональном образовании. Блоки дисцип­лин, достаточно полно представленных в учебных планах спе­циальности, дают возможность получения:

· нравственного, эстетического, физического, правового, граж­данского, экономического воспитания (гуманитарный блок);

· умственного, экологического воспитания (блок естественно­научных дисциплин);

· трудового — во время производственной практики и непо­средственно в учебном процессе как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.

Как бы ни была условна классификация воспитательных методов, среди них можно выделить три основных группы:

· методы, формирующие мировоззрение и ценностные ори­ентации студентов;

· методы, стимулирующие мотивацию;

· методы, способствующие раскрытию творческого потенциа­ла личности и ее качественному приросту.

Последние две группы методов реализуются на интерперсо­нальном и интраперсональном уровнях.

Отсутствие специальных молодежных организаций делает современный процесс обучения в российских вузах практически единственным полем приложения воспитательного воздействия, которое осуществляется через содержательные и процессуаль­ные характеристики преподаваемых дисциплин. Трудно пере­оценить воспитательный потенциал гуманитарных курсов, в процессе изучения которых формируются мировоззрение и цен­ностные ориентации студентов. Блок фундаментальных и естественнонаучных дисциплин способствует выработке интеллек­туальных умений научного мышления. Блоки общеинженерных и профессиональных дисциплин в воспитательном плане дают возможность приложения полученных ранее интеллектуальных умений, развития творческого начала.

Содержание становится инструментом воспитания лишь в том случае, когда на основе прочных знаний оно транслируется в сознание обучаемых посредством их целостного восприятия. Следует шире использовать межпредметные связи, интегриро­ванные курсы, способствующие формированию системных зна­ний, а через них — системы убеждений, взглядов. Только то, что хорошо понято, активно усвоено, побуждает к рефлексии, оценочным суждениям, трансформируясь в новые качества лич­ности.

Процессуальные характеристики дисциплин часто служат одновременно для достижения дидактических и воспитательных целей. Гуманизация образования, в основе которой лежит личностно-ориентированное развивающее обучение, неразрывно свя­занное с воспитанием, является тем всеобъемлющим процес­сом, который, пронизывая все стороны жизни студента, будет способствовать гармоничному развитию его личности. Воспита­тельные методы реализуются в процессе педагогического обще­ния, активных методов обучения (семинары-дискуссии, контекст­ное обучение, проблемное обучение и др.), побуждающих сту­дентов проявить себя в совместной деятельности, принять оце­ночные решения. Большую роль в воспитании играет личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии сту­дентов.

В заключение представляется целесообразным уточнить цен­ностные приоритеты воспитательной компоненты образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов:

· ориентированность личности на общечеловеческие гуманис­тические ценности;

· демократизм и толерантность;

· сочетание космизма и национальной идеи;

· раскрытие сущностных креативных способностей личности;

· региональный аспект воспитания, направленный на форми­рование потребностей реализовать свой творческий потен­циал в «обустройстве» малой родины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.