Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергетический подход и системный анализ в современном образовании




Благодаря великим открытиям второй половины XX в. в области естественных наук в 70-х гг. возникает новое междис­циплинарное научное направление «синергетика», которое убедительно подтверждает общность закономерностей и принци­пов самоорганизации самых разных сложных макросистем — фи­зических, химических, биологических, технических, экономи­ческих, социальных. Современная научная картина мира и дос­тижения синергетики открывают широкие возможности для мо­делирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точ­ным наукам.

В прогнозах о перспективах развития образования следует опираться на принципы взаимодополняемости естественнонауч­ной методологической традиции и гуманитарных способов познания.

Специфика методологии междисциплинарного знания за­ключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенден­ций.

Такой подход способствует восстановлению целостных пред­ставлений о мире, картине мира как единого процесса. Интегра­ция знаний на основе междисциплинарных связей дает возмож­ность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одно­временность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности.

Двуединство «природа — культура», включающее в себя все формы земной жизни, характеризуется четырьмя основными признаками: архетипичностью, антитетичностью, голографичностью, цикличностью. Они отражают открытость мира и при­менимы ко всем элементам системы: и к молекуле ДНК, и к миру природы, и к техносфере, и к единому культурному полю, подсистемой которого является образование. Эта универсаль­ность отражена в четверичном принципе мудрецов Древнего Востока: «Все есть все, все есть во всем, все есть всегда, все есть везде».

Синергетический подход к образованию открывает возмож­ности самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене, а в данном контексте об образовании в соответствии с ангажированностью, с заданной историко-культурным состоянием общества либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.

Одна из важнейших особенностей современного знания сос­тоит в развернутом обсуждении фундаментальных, мировоззрен­ческих, философских, познавательных и методологических проблем, которая является необходимым условием формирования новых идей науки. Различные способы освоения мира (искусст­во, философия, наука и т.д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно поэтому сегодня определяющей тен­денцией познавательного процесса является интеграция.

Современное образование, основанное на интеграции различ­ных методов и различных наук, способствует целостному осо­знанию мира и приросту креативного потенциала личности: ко­эволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в cpeде образования — отход от предметной дифференциации науч­ного знания как средства эффективности обучения и поиск опти­мальных путей интеграции знания. Дифференцированное гото­вое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к об­разованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем — логически обоснованное исследование пробле­мы и использование соответствующих методов ее решения, ко­торые могут быть разработаны в рамках других наук. Систем­ный анализ предполагает междисциплинарность. Научная кар­тина мира воссоздана методом системного анализа и представ­ляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ — это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно рас­ценивать как инструментарий для рационального овладения зна­ниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует форми­рованию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания — фунта знаний. Только хоро­шо понятое знание дает качественный прирост личности. Гово­ря о понимании, следует различать логическое понимание, обес­печивающее репродуктивное усвоение информации, и глубин­ное понимание, т. e. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными «домысливание» и творческая деятельность.

В. H. Спицнадель в «Основах системного анализа» убеди­тельно демонстрирует механизмы формирования знания и по­нимания (табл. 1.3).

Таблица 1.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.