Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграционные процессы в современном образовании




Концепции гуманизации и гуманитаризации в техническом университете

Очевидно, что в технических вузах, решая проблему гума­нитаризации, необходимо добиваться проникновения гуманитар­ного знания в естественнонаучные и технические дисциплины, обогащения гуманитарного знания естественнонаучной и фун­даментальной компонентами. К основным положениям концеп­ции гуманизации и гуманитаризации могут быть отнесены:

· комплексный подход к проблемам гуманизации образова­ния, который предполагает поворот к целостному человеку и к целостному человеческому бытию;

· гуманные технологии обучения и воспитания обучающихся;

· обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники, техники и экологии, технологии и жи­вых организмов, технологии и общества, и т.д.);

· междисциплинарность в образовании;

· функционирование цикла социально-гуманитарных дисцип­лин в вузе как фундаментального, исходного образователь­ного и системообучающего;

· преодоление стереотипов мышления, утверждение гумани­тарной культуры.

Какими должны быть критерии гуманизации образования? Без ответа на этот вопрос нельзя приступать к решению пробле­мы гуманитаризации российского образования. В качестве та­ких критериев выделяются:

1. Овладение общечеловеческими ценностями и способами де­ятельности, содержащимися в гуманитарном знании и куль­туре.

2. Обязательное наличие углубленной языковой подготовки, при этом лингвистический модуль становится составной ча­стью всего комплекса гуманитаризации.

3. Гуманитарные дисциплины в общем объеме изучаемых дис­циплин должны составлять не менее 15—20% для негума­нитарных учебных заведений и процент их должен увеличи­ваться.

4. Устранение междисциплинарных разрывов как по вертика­ли, так и по горизонтали.

В настоящее время существуют иллюзорные межпредмет­ные связи естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и дисциплин внутри гуманитар­ного цикла — с другой. Кроме того, узкая направленность об­разования привела к тому, что система знаний, умений и на­выков учащихся всех ступеней (школа, ссузы, вузы) представ­ляет собой конгломерат слабо связанных сведений о природе, обществе, человеке, которые так же слабо используются учащимися на практике, в деле самостоятельного добывания зна­ний, саморазвития.

Гуманитаризация образования предполагает усиление вни­мания к расширению номенклатуры учебных дисциплин гума­нитарного цикла и одновременно обогащение естественнонауч­ных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борь­бу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывате­лей, зависимость социально-экономического и научно-техничес­кого прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей.

Таким образом, перспектива обновления и актуализации гу­манитаризации образования связана с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, с одной сторо­ны, а с другой — с усилением роли гуманитарного образования.

Говоря о гуманизации и гуманитаризации высшего техни­ческого образования, мы должны иметь в виду, что инженерное образование в XXI в. обязательно должно учитывать новые от­ношения инженерной деятельности с окружающей средой, об­ществом, человеком, т. e. деятельность инженера должна быть гуманистичной. В силу этого в технических вузах и университе­тах особое внимание должно быть уделено философии техноло­гии, поскольку она значительно отличается от философии науки. В то время как философия науки в конечном итоге вращает­ся вокруг вопроса: каким образом оценить научную истинность и каков смысл этой истины, философия технологии вращается вокруг вопроса о природе артефакта, т. e. сделанного человеком.

В силу этого фундаментальной научной проблемой, подле­жащей осмыслению, для технических университетов является: «Какова природа того, что мы создаем, и почему мы это дела­ем?» А это и есть одна из задач философии технологии. Отвечая на поставленные выше вопросы, философия технологии утвер­ждает, что они должны носить гуманный характер, не быть враж­дебными природе, обществу, человеку; они должны быть гар­монизированы с ними.

Создание таких «гуманистичных» технологий предполагает изменение взгляда их создателей на сущность своей деятельно­сти. Единственный путь изменения взгляда инженеров и дру­гих работников технической сферы лежит через гуманизацию и гуманитаризацию образования.

Гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, на­уки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогностику общественных процессов и развития человеческой природы.

Основной направленностью в организации учебного процес­са в университетах должна быть междисциплинарность в обуче­нии, основу которой составляет междисциплинарная природа современного знания. Здесь преобладают два направления:

1) интенсивный ввод в сугубо технические вузы дисциплин гуманитарного цикла;

2) обогащение гуманитарных специальностей и дисциплин ос­новами технического и естественнонаучного знания и наобо­рот.

Этот путь обучения через междисциплинарный подход спо­собствует формированию у студентов глобализации и нестан­дартности мышления, способности решать комплексные пробле­мы, возникающие на стыке различных областей, видеть взаи­мосвязь фундаментальных исследований, технологий и потреб­ностей производства и общества, уметь оценить эффективность того или иного новшества, организовывать его практическую реализацию.

В формировании специалистов, инженеров нового типа, гу­манитарная подготовка затрагивает сущность их творческой де­ятельности не только в технической, но и в социальной, эколо­гической и экономической сферах. Существующая система об­разования в технических вузах России не дает инженеру осмыс­ления технологий эффективного социального взаимодействия и коммуникативной культуры.

До сих пор в России имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятель­ности, мышления и образования. Система образования России разделена на две слабо взаимодействующие части: гуманитар­ную и техническую. Это наболевшая проблема российского об­разования, которую до сих пор не удается решить должным об­разом, в силу чего деятельность инженера практически не опло­дотворена гуманистическим духом творчества.

Технический университет будущего — гуманитарно-техни­ческий университет, т. e. университет единой культуры человечества, потому что в XXI в. произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет даль­нейшее сближение биологии и техники, живого и неживого, духовного и материального. В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гума­нитаризация образования вообще, и особенно технического, яв­ляется первоочередной задачей для российской высшей школы. Решение проблемы гуманитаризации образования в технических университетах России должно осуществляться в следую­щих направлениях:

· расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного моду­ля (см. структуру основных модулей обучения в современ­ном техническом университете);

· обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и техни­ческие);

· обогащение естественнонаучных и технических дисциплин знаниями, раскрывающими борьбу научных идей, челове­ческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей;

· междисциплинарность в образовании;

· обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарной сфер;

· обеспечение возможности получения студентами в техничес­ком университете второй гуманитарной или социально-эко­номической специальности;

· усиление подготовки инженеров в правовой, языковой, эко­логической, экономической, эргономической областях;

· создание в университете гуманитарной среды;

· личностно-ориентированное обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.