Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграция и системный подход в развитии современной науки




Научно-техническая революция (HTP), знаменовавшая собой вторую половину ушедшего XX в. и явившаяся причиной пере­хода человечества от индустриальной цивилизации к постинду­стриальной, затронула все сферы жизни и деятельности челове­ческого общества, в том числе и образование. Его кризисное со­стояние сегодня свидетельствует о том, что это цивилизационное звено отстает в своем развитии от всей системы. Сущность HTP помогает объяснить причины кризиса образования и пути выхода из него. Главные черты HTP:

· слияние научной и технической революций; научные откры­тия сразу же становятся основой новых технологий;

· превращение науки в производительную силу;

· системная автоматизация производства;

· замена в производстве непосредственного человеческого тру­да овеществленным знанием;

· появление нового типа работника с качественно новым уров­нем профессиональной подготовки и мышления;

· переход от экстенсивного к интенсивному производству.

Но главная особенность состоит в том, что HTP сформиро­валась на основе глубинных системных связей науки, техники, производства и обусловленного ими коренного переворота в про­изводительных силах общества при определяющей роли науки. Основанием для классификации HTP является деятельность об­щества в сфере трех указанных элементов системы. Она тесно связана с социальной средой и существенно влияет на все сто­роны жизни современного общества. Образование, культура, человеческая психология находятся во взаимосвязи и взаимо­зависимости, представляя элементы одной системы: наука – техника — производство — общество — человек — среда. В процессе развития происходят изменения во всех звеньях сис­темы. Рассматривая HTP как комплексную самоорганизующу­юся открытую систему, легче понять причины сбоя в той или иной подсистеме и закономерности развития, приводящие к ее выравниванию.

Одним из важнейших последствий HTP является преобразо­вание личности, ее роли в научно-техническом прогрессе и в устранении негативных последствий HTP через создание новой жизненной среды и выработку иных потребностей, что в свою очередь предопределило выбор новой, личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Современное революционное развитие научного познания характеризуется следующими особенностями:

· дифференциация наук сочетается с интегративными процес­сами, синтезом научных знаний, комплексностью, перено­сом методов исследования из одной области в другую;

· лишь на основе интеграции выводов частных наук и резуль­татов исследований специалистов разных областей знания возможно всестороннее системное освещение научной про­блемы;

· науки становятся все более точными благодаря широкому использованию математического аппарата;

· современная наука стремительно развивается во времени и пространстве. Сокращается разрыв между появлением науч­ной идеи и ее внедрением в производство;

· сегодня научные достижения являются результатом коллек­тивной деятельности, объектом общественного планирова­ния и регулирования;

· исследование объектов и явлений ведется системно, комп­лексно; целостное исследование объектов способствует фор­мированию синтетического мышления.

Эти особенности современной науки, где главными принци­пами научного исследования становятся интеграция и систем­ный подход, помогают понять закономерности и перспективы развития современного образования как одной из подсистем клю­чевого звена HTP.

HTP обусловила изменение целей и смыслов образования. В одном из предыдущих разделов учебного пособия говорилось о новой образовательной парадигме. В данном контексте мы лишь кратко напомним о главной цели современного образова­ния, прогностической, о подготовке специалистов, способных к проективной детерминации будущего, о взращивании интел­лектуальной элиты страны, о формировании творческой лич­ности, целостно воспринимающий мир, способной активно вли­ять на процессы, происходящие в социальной и профессиональ­ной сферах.

Еще в 1826 г. И.Г. Песталоцци рассматривал образование как гармоничное и равновесное развитие в процессе обучения и воспитания всех сил человека. Современное развитие образова­ния как системы должно реализовываться через системные же знания, необходимые для выработки целостного, системного мышления. Эти знания могут быть получены на основе интег­рации гуманитарных, фундаментальных и технических наук и должны быть ориентированы на мировой уровень развития науки.

Такой подход предполагает прежде всего многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функцио­нирование трех его компонент: обучения, воспитания, творче­ского развития личности в их взаимосвязи и взаимообусловлен­ности. Современное образование нуждается в разработке новой методологии, глобальной теории, в которой объектом исследо­вания становятся все звенья образовательной системы в их взаи­модействии сообществом и человеком. ЮНЕСКО введен термин «эдукология», под которым подразумевается методология образования. Рабочий язык ЮНЕСКО французский, и поэтому имеет смысл обратиться к этимологии этого слова. По-француз­ски «education» означает «воспитание». Следовательно, можно рассматривать эдукологию как науку о воспитании, «взращива­нии» в системе образования, в целостной креативной личности, осознающей себя субъектом деятельности в окружающем ее мире.

По определению В. Кинелева (Высшее образование в Рос­сии. 1993. № 1), эдукология — наука «о принципах формирова­ния образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющаяся основой для профессиональной подготовки — с другой».

В этом определении отчетливо прослеживается неразрывная связь фундаментального, гуманитарного и профессионального знания в образовательном процессе. Системный подход к обра­зованию делает принцип целостности, интегративности осново­полагающим при разработке его методологических основ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.