Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегративный тип познания




Процессы формирования знания и понимания

 

Логический прием мышления Содержание процессов мышления Результаты процессов мышления
Анализ 1. Объект исследования, подлежащий пониманию, делится на части. 2. Делается усилие понять поведение каждой части системы в отдельности. 3. Понимание частей структурируется в попытке получить понимание целого. Знание
Синтез 1. Объект исследования рассматривается как часть объемлющей системы. 2. Объясняется поведение объемлющего целого. 3. Понимание целого дезагрегируется для объяснения поведения части. Эта часть получает объяснение путем определения ее функции в системе. Понимание

Сегодня в высшей школе, ориентированной на предметное изучение и блочное построение дисциплин, трудно создать у студентов современное целостное представление о науке. Наме­тившиеся тенденции развития высшего образования, в котором все отчетливей просматриваются интегративные процессы, на­чинают реализовываться в передовых вузах России универси­тетского типа, где существуют мощные научные школы, физи­ко-математические и гуманитарные факультеты. Как можно сформировать у студентов целостное представление о науке, ка­кие дисциплины и формы организации учебного процесса помо­гут им выработать интегральный тип познания? У психологов нет единого мнения о современных стилях мышления. Можно привести в качестве примера классификацию А. И. Субетто, выделившего следующие стили:

· синтетический — на уровне системного подхода;

· теоретический, применяемый при поиске решении;

· прагматический, промежуточный между первыми двумя;

· аналитический — формально-логические методы;

· реалистический — индуктивно-эмпирические методы.

В практике эти стили чаще всего комбинируются. Стиль мышления непосредственно связан с современной научной кар­тиной мира. В истории развития науки каждой картине мира — механической, релятивистской — соответствует свой стиль мыш­ления. В современной науке примером высшей формы система­тизации знаний выступает научная картина мира (HKM). В выс­шей школе введен курс HKM, который играет важную роль в формировании интегрального типа познания студентов. Науч­ная картина мира выполняет в образовании три функции:

· мировоззренческую, как неотъемлемую часть научного по­знания;

· совмещая все теории, она систематизирует знания в содер­жании образования;

· формирует современный, системный и диалектический типы мышления.

В. H. Спицнадель считает целесообразным разделить про­цесс формирования у учащихся научной картины мира на два этапа. На первом, подготовительном, этапе в течение всего обу­чения желательно вводить вопросы, относящиеся к HKM, в пред­метный материал. На втором, заключительном, этапе он реко­мендует читать специальный курс HKM для систематизации всех полученных ранее знаний. При этом в процессе изучения интегративного курса HKM формируется целостное знание, которое большей полнее, чем каждая теория в отдельности. У студен­тов происходит становление системного мышления на основе осознанного усвоения, осмысления системных связей и блочно­го хранения знаний в памяти.

В процессе изучения интегративных курсов студенты позна­ют природу знаний, способы запоминания, систематизации, структуру научных теорий, а главное — приобретают способность к системному мышлению, осмыслению новых знаний по образ­цу уже известных структур научных теорий.

Интегративный тип познания формируется в учебном про­цессе высшей школы, сочетая в себе непосредственный опыт, системное мышление, нетривиальный подход к проблеме, ин­туицию.

При официально существующей модели образования, ори­ентированной на предметную дифференциацию научного знания, сторонники синергетического подхода пытаются выйти за рамки классических представлений, предлагая интегративные программы, замкнутые на глобальные проблемы современнос­ти, на изучение комплексных дисциплин, таких как «Основы экономических и правовых знаний», «Развитие природы и обще­ства»; третий подход связан с выделением экологического императива в интегрированных курсах. На наш взгляд, синергетические представления о коэволюции человека, природы, техно­сферы, общества следует как можно полнее использовать в со­временном образовании. Обучение в высшей школе призвано отражать постнеклассическую науку и новое философско-мировоззренческое ее осмысление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.