Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реалии постиндустриальной цивилизации и новые ценностные ориентации российского образования




Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе

В социальной структуре мирового сообщества XXI в. в одну из базовых социальных групп войдут работники сферы воспро­изводства — рабочие, техники, программисты, ученые, конст­рукторы, инженеры, учителя, служащие. Как видно из приво­димого перечня, основную его часть составляют дипломированные специалисты. Политические отношения, адекватные постин­дустриальной цивилизации, и перемены в государственно-пра­вовой сфере создают предпосылки для участия социальных групп в общественной жизни вплоть до вхождения в управление госу­дарственными структурами.

В переходный период повышается роль личности, активизи­руются процессы гуманизации общества как гаранта его выжи­вания в условиях кризиса индустриальной цивилизации. Все это не может не сказаться на формировании приоритетных направ­лений и ценностных ориентации высшего профессионального образования.

Ценностные доминанты российского образования, актуали­зированные в профессиональной и социальной деятельности специалистов, определяются реалиями переходного периода от кризиса индустриальной к становлению постиндустриальной цивилизации.

· Так, развитие высоких технологий, их быстрая смена пред­полагают приоритетное развитие творческих и проективных способностей обучаемых.

· Снижение интеллектуального потенциала науки требует по­вышения качества подготовки специалистов, ее фундамен­тализации.

· Всеобщий экологический кризис ставит перед образовани­ем, и особенно инженерным, задачу изменения всеобщего экологического сознания, воспитания профессиональной нравственности и ориентации специалистов на разработку и применение экологически чистых технологий и произ­водств.

· Информационная революция и трансформация общества в информационное общество диктуют необходимость форми­рования информационной культуры обучаемых, информационной защиты от вредных воздействий СМИ и одновре­менно требует усиления информационной ориентации содер­жания образования и широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс.

· Отставание темпов развития общественного сознания от быстроты развития глобальных проблем человечества тре­бует выравнивания их динамики, в частности через систему образования, формирования у обучаемых планетарного мышления, введения новых дисциплин, таких как систем­ное моделирование, синергетика, прогностика, глобалис­тика и др.

· Выравнивание динамики технологического и социального развития общества связано в первую очередь с формирова­нием новой мировоззренческой парадигмы, отказа от антропоцентризма и формирования нового целостного миропони­мания, ноосферного сознания, новых ценностных ориента­ции на основе общегуманистических доминант, что ни в коей мере не противоречит возрождению национального самосо­знания, а лишь очищает его от шовинистических и национа­листических наслоений.

· Все эти процессы в первую очередь касаются системы обра­зования и напрямую связаны с усилением воспитательной компоненты образования, духовным и нравственным вос­питанием молодежи через знания и убеждения.

Роль воспитательной компоненты российского профессиональ­ного образования особенно высока, ибо именно ему предстоит стать защитной системой общества, способной привить поколениям специалистов XXI в. нравственные качества, необходимые для буду­щего успешного развития Российского государства.

Отрицательные последствия быстрого и внезапного вхожде­ния России в рынок, крах тоталитарного общества и его нрав­ственных ценностей активизировали в молодежной среде такие негативные социальные явления, как эгоцентризм, групповой эгоизм, моральную ущербность, комплекс социальной непол­ноценности, резкое падение шкалы нравственных ценностей, не­верие в социальный прогресс, неуверенность и т. д.

Подобные настроения студенчества предстоит преодолевать преподавательскому корпусу высшей школы, усилив воспита­тельную работу со студентами.

Сегодня нет социальных инструментов, молодежных орга­низаций, занимающихся непосредственно проблемами воспита­ния. Воспитание должно пронизывать учебный процесс. Его со­держательные и процессуальные характеристики должны соот­ветствовать новой образовательной парадигме, стратегии и так­тике развития российского образования.

Каждому преподавателю сегодня необходима личностная и профессиональная абилитация* для внесения коррективов в свою деятельность или выработка принципиально новой индивиду­альной педагогической траектории.

* Термин «абилитация» от фрацузского «habile» — искусный, лов­кий, умелый. Он означает приобретение квалификации, соответ­ствующей современным требованиям.

 

Все вышеизложенное подтверждает важность гуманизации и гуманитаризации высшей школы.

4.2. Сущность понятий «гуманизация» и «гуманитаризация»

Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студен­та в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потен­циала личности, формированию ноосферного мышления, ценно­стных ориентации и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.

Гуманитаризация образования, особенно технического, пред­полагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углуб­ление интеграции их содержания для получения системного зна­ния.

Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.