Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментализация образования в высшей школе




Место технического университета в российском образовательном пространстве

Реализация идей реформирования высшей школы требует адекватного изменения типов высших учебных заведений. В свя­зи с этим ряд российских политехнических вузов получил статус технических университетов, к которым предъявляются высокие требования. В истории отечественной высшей школы можно вы­делить ряд прообразов технических университетов. Одним из пред­ставителей технических университетов являются университеты, исторически приближавшиеся к вершинам университетского об­разования через создаваемую инженерную продукцию. К числу таких университетов можно отнести Московский технический уни­верситет, известный своей фундаментальностью и высоким рей­тингом на мировом уровне. Другие типы университетов представлены политехническими институтами, которые создавались по идее Ю. С. Витте как технические университеты. К числу таких вузов относятся старейшие в России политехнические вузы — ЮРГТУ (НПИ) и СПбГТУ. Группа технических университетов, получивших недавно этот статус, исторически складывалась как ряд отраслевых, а иногда и многоотраслевых вузов, которые в силу своего развития превратились в центры науки, образования и культуры, где образование сочетается с научными исследова­ниями.

Технический университет является элементарным учебным заведением как в плане подготовленности педагогических кад­ров, так и в плане уровня интеллектуального развития студен­тов. В университет на конкурсной основе может поступить лю­бой желающий. Однако если трудности интеллектуального или любого другого порядка делают невозможным продолжение уче­бы в данном учебном заведении, то разрабатываемые механиз­мы социально приемлемого отбора, гибкая образовательная си­стема, ведущим звеном которой является университет, позволяют лицам, его покинувшим, завершить образование в другом учебном заведении.

Поэтому технический университет формируется как ведущее звено непрерывного профессионального образования в регионе, объединяющее функционально учебные заведения различного уровня. Обмен учащимися между этими учреждениями побуж­дает университет создавать значительно более гибкую систему образовательного процесса, способную при некоторых ограничениях на входе ассимилировать приток учащихся из других учеб­ных заведений и целенаправленно продуцировать отток учащихся в другие учебные заведения. Один из способов решения этой задачи — создание многоуровневой квалитетной системы фун­даментального образования по каждому из укрупненных направ­лений науки и техники, уровни которой отвечают различному качеству квалитета обучения и определяют возможность выбора студентом дальнейшего образовательного пути в университете или за его пределами.

В новых условиях технические университеты играют роль федеральных и региональных центров с функциональными обя­занностями, иллюстрируемыми схемой 1.3.

Схема 1.3

Рубеж тысячелетий рассматривается современной мировой наукой как переходный период от цивилизации индустриаль­ной к цивилизации постиндустриальной. Как показывают два прошедших десятилетия и все отчетливей выявляющиеся тен­денции, главными чертами постиндустриального развития ми­рового сообщества и нового технологического способа произ­водства являются:

· гуманизация техники, проявляющаяся как в структуре, так и в характере ее применения; увеличивается производство техники, удовлетворяющей потребности человека, прида­ющей труду более творческий характер;

· повышение наукоемкости производства, приоритет высоко­технологичных, использующих достижения фундаменталь­ной науки технических систем;

· миниатюризация техники, деконцентрация производства, запрограммированного на быструю реакцию в связи с быст­ро меняющимися технологиями и спросом на продукцию;

· экологизация производства, жесткие экологические стандар­ты, использование безотходных и малоотходных техноло­гий, комплексное использование природного сырья и его замена синтетическим;

· одновременная локализация и интернационализация произ­водства на основе локальных технических систем, обмена готовой продукцией; усиление интеграционных связей меж­ду регионами и странами, ориентированных на удовлетво­рение спроса, что в свою очередь увеличивает подвижность населения и возможности работы специалистов в различных регионах и странах.

Все это вместе взятое диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фун­даментальной компонент, увеличивается удельный вес процес­сов фундаментализации и гуманизации высшего профессиональ­ного образования, возрастает необходимость интеграции фунда­ментального, гуманитарного, специального знания, обеспечива­ющей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и со­циальных перемен.

Ядром постиндустриального технологического способа про­изводства служат три взаимосвязанных базовых направления — микроэлектроника, информатика и биотехнология. Однако все достижения в этих областях науки должны опираться на ноосферное мышление, общечеловеческие ценности, защиту чело­веческой личности от негативных последствий технологизации.

Воспитание многомерной творческой личности в вузе долж­но реализовываться через оптимальное сочетание фундаменталь­ного, гуманитарного и профессионального блоков дисциплин, их взаимопроникновение на основе межпредметных связей, ин­тегрированных курсов, междисциплинарных форм контроля, обеспечивающих формирование целостного сознания на основе системного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.