Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация образовательного процесса




Повышение качества подготовки специалистов высшей шко­лой в значительной степени определяется достижениями инфор­матики, внедряемыми в образовательный процесс.

Информатика как научное направление может рассматривать­ся при этом на трех уровнях:

· нижний (физический) — программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;

· средний (логический) — информационные технологии;

· верхний (пользовательский) — прикладные информационные системы.

Средства информатики одновременно могут быть использо­ваны для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с перехо­дом к «информационному обществу». По прогнозам ученых та­кой переход для России намечается в 2050 г., для США и Япо­нии — в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы — в 2030 г.

Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы инфор­матизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.

Первый этап информатизации имеет целевое назначение — компьютеризацию общества. К наиболее существенным резуль­татам этого этапа в области образования можно отнести экстен­сивное распространение и первоначальное насыщение вычисли­тельной техникой вузов России. Одновременно на этом этапе намечается формирование основ информационной культуры, а также начало компьютерного освоения имеющихся информаци­онных фондов в образовании.

Второй этап информатизации можно свести к персонализации информационного фонда, что связано с интенсивным при­менением вычислительной техники на всех уровнях образова­ния, с переводом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютер­ной грамотности молодежи.

Третий этап можно обозначить как социализацию информа­ционных фондов, что приведет к возникновению высокого уров­ня информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов с удаленным доступом и при последующем развитии — к полному удовлетворению расту­щих информационных потребностей всего населения.

Процесс информатизации сферы образования осуществля­ется по двум основным направлениям:

· неуправляемая информатизация, которая реализуется снизу по инициативе педагогических работников и охватывает, по мнению преподавателя, наиболее актуальные сферы деятельности и предметные области;

· управляемая информатизация, которая поддерживается ма­териальными ресурсами и в соответствии с общими прин­ципами обладает концепцией и программой.

В программе информатизации образования особое место за­нимает подпрограмма разработки и внедрения информационных технологий в обучение.

Применительно к учебному процессу и к научным исследо­ваниям основополагающее значение имеют новые информаци­онные технологии.

В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием труда — ЭВМ.

Любая информационная технология включает в себя две про­блемы:

· решение конкретных функциональных проблем пользовате­ля;

· организация информационных процессов, поддерживающих решение этих задач.

По характеру все задачи разделяются на формализуемые и трудноформализуемые. Для формализуемых задач известна ти­повая последовательность решения, куда относится формирова­ние либо подбор математической модели, разработка алгорит­ма, программы и реализация вычислений. В большинстве учеб­ных планов дисциплин имеют место именно такие задачи, а поэтому использование информационных технологий для этих задач является традиционным и достаточно широко используется и развивается в настоящее время.

Гораздо большую сложность составляют трудноформализу­емые задачи, куда относятся задачи, не имеющие при формали­зации точных математических моделей, а потому решаемые на базе моделей представления знаний таких, как логическая, се­мантическая, фреймовая. На основе этих моделей осуществля­ется трансформация трудноформализуемой задачи в элементар­ные задачи и их логическое решение. В итоге формируются базы знаний в структуре экспертных систем и других типов интеллектуальных систем учебного и научного назначения.

Организация информационных процессов в рамках инфор­мационных образовательных технологий предполагает выделе­ние таких базовых процессов, как передача, обработка, органи­зация хранения и накопления данных, формализация и автома­тизация знаний.

Совершенствование методов решения функциональных за­дач и способов организации информационных процессов приво­дит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению можно выделить следую­щие:

1. Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.

2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.

3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.

4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.

5. Средства телекоммуникации, включающие в себя элект­ронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.

6. Электронные библиотеки, распределенные и централизо­ванные издательские системы.

Конкретные программные и технические средства в рамках этих технологий разрабатываются параллельно в различных ву­зах, зачастую дублируются, но главным недостатком современ­ного состояния применения достижений информатики в образовании является отсутствие научно-методического обеспечения использования новых информационных технологий.

Использование компьютеров в обучении не должно закрыть подготовку специалистов в реальном предметном направлении, т.е. недопустима замена реальных физических явлений только модельным представлением их на экране компьютера. Требова­ния к умению, знаниям, навыкам в области информатики долж­ны видоизменяться в зависимости от типа вуза, характера под­готовки и специальности.

Основные направления использования информационно-ком­пьютерных средств в образовании охватывают четыре наиболее существенные области:

1. Компьютерная техника и информатика как объекты изу­чения. Строго говоря, это направление не относится непос­редственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же время исторически появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением осно­вам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего.

2. Компьютер как средство повышения эффективности педа­гогической деятельности. Именно в этом своем качестве ком­пьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание катего­рии «средство» применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержа­ние, методы и организационные формы обучения, воспита­ния и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

3. Компьютер как средство повышения эффективности науч­но-исследовательской деятельности в образовании. Совре­менные научные исследования, тем более исследования меж­дисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успеш­ными без всестороннего информационного обеспечения. Та­кое обеспечение предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избиратель­ную оценку этой информации, ее хранение, обеспечиваю­щее должный уровень классификации информации и свобо­ду доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информа­ции пользователю по его запросам.

4. Компьютер и информатика как компонент системы образо­вательно-педагогического управления. Это направление ин­форматизации связано с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности — от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях. Вполне очевидно, что для принятия оптимальных управленческих решений необходима самая разнообразная ин­формация как фонового характера о тенденциях развития внеш­ней социально-экономической и социокультурной среды, так и собственно образовательного характера.

Указанные направления связаны с каждой из четырех сфер, оказывающих влияние на развитие того или иного направления и в то же время испытывающих на себе влияние соответствую­щего направления использования компьютеров в сфере образо­вания. К числу этих сфер относятся:

А — социально-экономическая сфера социума;

Б — философско-методологическая сфера (имеется в виду сфера междисциплинарного научного знания);

В — научно-техническая сфера;

Г — психолого-педагогическая сфера.

Научное обоснование полноценной интегративной концеп­ции информатизации в образовании должно быть основано на содержательной интерпретации как обозначенных четырех на­правлений: 1—4 и четырех сфер взаимовлияния: А — Г, так и всех двухсторонних и многосторонних связей между ними.

Эта задача является весьма трудоемкой, требующей меж­дисциплинарного, системного подхода.

Социально-экономическая сфера социума А фактически пред­определяет необходимость массового компьютерного всеобуча и широкого использования компьютерной техники в качестве средства повышения эффективности многоплановой образова­тельно-педагогической деятельности.

Следует исходить из того, что само появление компьюте­ров — объективная реальность, обусловленная всем ходом раз­вития материально-технической базы социума.

О цепочке результативности образования: «грамотность (об­щая и функциональная) — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет» можно вести речь только при наличии информационно-компьютерного професси­онализма и информационно-компьютерной культуры и прежде всего при наличии надежного базового основания, образователь­ного фундамента в виде компьютерной грамотности.

Таким образом, именно социально-экономическая сфера, кровно заинтересованная в должной отдаче образования, про­диктовала и диктует поныне необходимость изучения и исполь­зования информационно-компьютерной техники на всех уров­нях образования.

В кругу многообразных факторов и отношений, сопутству­ющих внедрению компьютерной техники в сферу образования, центральным, несомненно, является отношение «человек—ком­пьютер». Глобальность и многоаспектность этой проблемы вы­нуждают проводить исследования всех многосторонних связей человека с компьютером в плане специфической мировоззрен­ческой, философской парадигмы, философско-методологической концепции Б.

Не следует фетишизировать возможности компьютеров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможностях, транс­формациях и достижениях любой компьютер — всего лишь сред­ство повышения эффективности интеллектуальной человечес­кой деятельности. Причем данное средство прежде всего инфор­мационное, ориентированное на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования, в конечном счете главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной пробле­мы информатизации сферы образования.

Компьютер — сложное техническое устройство. Его собствен­но образовательно-педагогические возможности во многом пре­допределяются техническими факторами, теми реальными дос­тижениями в научно-технической сфере В, которые придают компьютеру определенные свойства и позволяют ему выполнять с должным эффектом заданные функции, в том числе и функ­ции, ориентированные на запросы системы образования.

За последние 20—25 лет компьютеры и основанные на них информационные технологии заметно изменились. Скачкообраз­ные, революционные преобразования в элементной базе компь­ютеров привели не только к резкому уменьшению их размеров, но, главное, к повышению надежности, точности и быстродей­ствия их работы, расширению их функций от собственно вычис­лительных ко все более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере — творческим.

Не использовать эти технические, информационно-комму­никативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обобщения и дистанционного обучения, но и в плане высших, пока еще прогностических, но уже достаточно зримых функций и за­дач сферы образования — культурообразования, обеспечения об­разовательной поддержки процессу духовной конвергенции и интеграции социумов, ментальной совместимости людей и че­ловеческих сообществ.

Наконец, четвертая сфера взаимодействия и взаимовлияния применительно ко всем направлениям компьютеризации — сфера психолого-педагогическая (Г). Именно она, эта сфера, наиболее близкая к практике образования, призвана, способна и обязана придать практико-ориентированную технологичность и закон­ченность всем концептуально важным, но все же в большей или меньшей мере дистанцированным, оторванным от непосред­ственной образовательной деятельности социально-экономиче­ским, философско-методологическим и научно-техническим ас­пектам целостной идеологии информатизации в сфере образова­ния.

Недооценка именно этой сферы, именно этого концептуаль­ного направления чревата самыми негативными последствиями, не только сводящими на нет возможности компьютерно-инфор­мационной поддержки образовательных систем, но и наносящи­ми прямой ущерб всем участникам образовательного процесса, прежде всего обучающимся.

Можно привести многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования ком­пьютеров на всех стадиях педагогического процесса:

· на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

· на этапе усвоения учебного материала в процессе интерак­тивного взаимодействия с компьютером;

· на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (на­выков, умений);

· на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконт­роля достигнутых результатов обучения;

· на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его ре­зультатов путем совершенствования дозировки учебного ма­териала, его классификации, систематизации и т.п.

Все эти возможности собственно дидактического и методи­ческого характера действительно неоспоримы. Кроме того, не­обходимо принять во внимание, что использование рациональ­но составленных компьютерных обучающих программ с обяза­тельным учетом не только специфики собственно содержатель­ной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуали­зировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Компьютерное обучение действительно является эффектив­ным, способствует реализации известных дидактических прин­ципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Образование — это не только и даже не столько трансляция информации, не только и даже не столько апелляция к интел­лекту, сколько апелляция к чувствам, к индивидуально непо­вторимому миру человека, к его мироощущению, мировосприя­тию, мировидению.

Сама идея информатизации именно педагогического процес­са, а вслед за этим и эйфория по поводу все большей эф­фективности собственно информационной парадигмы образова­ния уже в ряде случаев привела к негативным последствиям. Мода не только заразительна, но и опасна. Такое возможное негативное развитие событий при информатизации образования уже получило название «инфомания».

Компьютер, как и другие информационно емкие носители, должен выполнять сугубо вспомогательные функции предостав­ления по возможности объективной, «бесстрастной» учебной информации, которая должна помочь педагогу и обучающему­ся, не отклоняясь от целей и ценностей образования, его выс­ших культурообразующих и менталесозидательных функций, получить ту систему аргументов, которые способствуют дости­жению именно этих целей. Поэтому любые образовательные компьютерные программы должны в обязательном порядке про­веряться на их собственно педагогическую целесообразность, проходить своеобразную экспертизу с учетом тех ценностных критериев, которые и должны быть предметом особой заботы новой парадигмы личностно-созидательного образования.

Глава 2. Педагогика как наука




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.