Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, структура и движущие силы обучения




Для формирования педагогического мышления важно по­нять сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса в высшей школе. Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить основные компоненты этого процесса.

Внешне учебный процесс предстает перед нами как совмест­ная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овла­девает содержанием, видами деятельности, отраженными в про­граммах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы — преподавание и учение. Но поскольку все виды дея­тельности всегда предметны, т. e. направлены на усвоение опре­деленного содержания, нетрудно выделить и третий элемент учебного процесса — содержание изучаемого.

Выделенные три компонента учебного процесса представля­ют внешнюю его сторону. Основной остается задача за внешни­ми, видимыми элементами вскрыть внутреннее движение, т. e. сущность обучения.

Несомненно, обучение — процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строи­тельным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют со­держание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения, что и ведет к пониманию его сущности? В отечествен­ной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:

1. Знания.

2. Установленные и выведенные в опыте способы деятель­ности.

3. Опыт творчества.

4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объек­там и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы обществен­ной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («соз­дания») личности обучаемых, происходящий на основе овладе­ния систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учеб­ного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продук­тивном (творческом) (В. И. Загвязинский).

Репродуктивный вариант (нужно оговорить, что в него вхо­дят некоторые продуктивные элементы, подчеркиваем, некото­рые) включает в себя восприятие фактов, явлений, их по­следующее осмысление (установление связей, выделение глав­ного и т. д.), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказатель­ство, основные выводы) студент должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала впол­не достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа — применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом). Последний этап в вузовском обучении явно недо­оценивается, что делает процесс овладения знанием незавершен­ным (схему 3.1).

 

Схема 3.1

Репродуктивный вариант построения учебного процесса

 

Продуктивный вариант построения учебного процесса содер­жит ряд новых элементов (схема 3.2).

Схема 3.2

Продуктивный вариант усвоения учебного процесса

 

1. Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи 2. Анализ условия задачи 3. Воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний 4. Прогнозирование процесса и результатов, формулирование гипотезы 5. Составление плана (проекта, программы) решения Ориентиро­вочный этап
6. Попытки решения задачи на основе известных способов 7. Переконструирование плана решения, нахождение нового способа Исполни­тельский этап
8. Решение задачи новыми способами 9. Проверка решения 10. Введение полученного знания (способа) в имеющуюся у студента систему 1 1. Выход на новые проблемы Контрольно-систематизирующий этап

 

Данный вариант состоит из ориентировочного, исполнитель­ского и контрольно-систематизирующего этапов. Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий харак­тер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива.

Исходя из этого можно определить логические звенья учеб­ного процесса.

Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержанием — совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с при­влечением разнообразных средств познания и способов обуче­ния. Разумеется, задача понимается не в узком методическом, а в широком психолого-педагогическом смысле — как цель, за­данная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения иско­мых результатов.

Любая познавательная задача противоречива по своей при­роде. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между дос­тигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремле­ние к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача — осуще­ствляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.

Мы осуществили попытку представить схему, модель прин­ципиального движения и взаимодействия основных структур­ных компонентов учебного процесса в высшей школе, осмысле­ние которых привело к осознанию логики учебного процесса, его движущих сил. В реальном учебном процессе они «очеловечиваются», пополняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальности педагогов и студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.