Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание педагога и структура педагогической деятепьности




Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции куль­туры, передачи деятельности, т. e. к совершенно пассивной вос­производящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства — радио, телевидение и т. п.). Правда, у данного сдвига к сфере культуры (культурологи­ческий сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере в лице лучших своих представителей) и живым образцом культуры. А это очень трудная задача: быть живым образцом культуры. И такое представление о педагоге наиболее выражено в авторитарной культуре (наиболее яркий ее образец — средние века). Соответственно и общение так себя осознающего педагога (как образец) оказывается возможным только в авторитарной форме. Современную же европейскую культуру называют «синкретической» или диалогической (или коммуникативной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому ос­новная ценность состоит в диалоге и организации понимания. Центр тяжести в синкретической культуре все более смещается на индивидуальность и индивидуальное сознание («Я думаю по-Другому, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принци­пиально демократическая культура. Эти свойства нашей культуры так или иначе отражаются в педагогическом самосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, ко­торая хочет, чтобы ее поняли, и применяет все возможные сред­ства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать дру­гих, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышле­ние. И это последнее как раз и является средством педагогичес­кой работы, управления, фактом самосознания.

Для эффективного выполнения педагогических функций со­временному педагогу важно осознавать структуру педагогиче­ской деятельности, ее основные компоненты, педагогические дей­ствия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности вузовского преподавате­ля включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподава­теля, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуж­дают к глубокому обобщению и систематизации материала, к бо­лее тщательному формулированию основных идей и выводов.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

1) с преобладанием педагогической направленности (при­мерно 2/5 от общего числа);

2) с преобладанием исследовательской направленности (при­мерно 1/5); с одинаковой выраженностью педагогической и ис­следовательской направленности (чуть больше 1/3).

Профессионализм преподавателя вуза в педагогической дея­тельности выражается в умении видеть и формировать педаго­гические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняю­щейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагоги­ческой деятельности является ее творческий характер.

В структуре педагогических способностей и соответственно педагогической деятельности выделяются следующие компонен­ты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Этапы и компоненты Педагогические действия ПВУ и К
Подготовительный этап 1. Формулирование пе­дагогических целей. 2. Диагностика особен­ностей и уровня обученности учеников 1.* Высокие научные профессиональные знания.     2.* Психолого-педагоги­ческие и методические знания. 3.* Практическое владе­ние методиками учебно-воспитательных воздей­ствий
I. Конструктивная деятельность 1. Выбор содержания учебного материала для занятий. 2. Выбор методов обуче­ния. 3. Проектирование своих действий и действий учеников
Этап осуществления педагогического процесса 1.Установление дисцип­лины, рабочей обста­новки на занятиях.     2. Стимулирование деятельности учеников 4.* Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настро­ение коллектива в целом. 5.* Быстрая ориентация в обстановке, гибкость поведения. 6.* Доступно, логически последовательно, эмоционально объяснить материал; 1*, 2*, 3* — способности
II. Организаторская деятельность 3. Организация своей деятельности по изло­жению учебного матери­ала.     4. Организация своего поведения в реальных условиях 7. Культура речи, эруди­ция.     8. Экспрессивные способ­ности. 9.* Хорошее распреде­ление внимания, смыс­ловая память, гибкое творческое мышление. 10. Выдержка, умение управлять собой, настроением
  5. Организация деятельности учеников. 6. Организация контроля результатов педагогиче­ских воздействий и кор­ректировки 1 1. Умение управлять своим телом, голосом, мимикой, жестами; 4*, 5* — способности. 12. Организаторские способности; 2*, 3*, 4*, 5*, 9* — способности. 13. Умение получать обратную информацию о степени усвоения объясняемого материала
III. Коммуника­тивная деятель­ность 1. Установление пра­вильных взаимоотно­шений с учениками.   2. Осуществление воспитательной работы 14. Наличие потребности общения. 15. Педагогический такт. 16. Педагогическая им­провизация, умение при­менять разные средства психологического воз­действия. 17. Демократический стиль общения и руко­водства; 2*, 4*, 5*— способности
Этап анализа результатов     1. Анализ результатов обучения, воспитания. 2. Выявление отклоне­ний результатов от поставленных целей. 3. Анализ причин этих отклонений. 4. Проектирование мер по устранению этих причин. 5. Творческий поиск новых методов обуче­ния, воспитания 18. Критическая оценка достоинств и недостат­ков своей личности, своей деятельности. 19. Самообразование, изучение новых методов обучения, воспитания.   20. Творческий подход к педагогической деятельности
IV. Гностическая деятельность

* Профессионально важные умения и педагогические качества, ко­торые имеют существенное влияние на успешность выполнения на различных этапов педагогической деятельности

 

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретно­го содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п. Решать проблемы конструирования воспита­тельно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику. Можно выделить несколько ком­понентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Эле­менты этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т. п.).

2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала (малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т. п.).

3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуника­ции (взгляда, мимики, жестов).

5. Искусное применение системы положительных и отрицатель­ных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного ха­рактера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач дивергентного типа с целью стимули­рования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени вклю­ченности студента в умственную работу по внешним при­знакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Использование приема повторения.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписыва­лась подчиненная роль: условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, уста­новлено, что организаторские способности, в отличие от гности­ческих и конструктивных, снижаются с возрастом.

От уровня развития коммуникативной способности и ком­петентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями.а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального зараже­ния, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятель­ности и т. п.

Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной дея­тельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании студентов. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятель­ности студентов, их самостоятельной работы, научного творче­ства.

Роль преподавателя изменяется радикальным образом, и резко возрастает роль студента, который не только начинает самостоятельно планировать и осуществлять познавательную деятельность, но и впервые получает возможность достигнуть социально значимых результатов в этой деятельности, т. e. осу­ществить творческий вклад в объективно существующую сис­тему знаний, открыть то, чего не знал преподаватель и к чему он не мог подвести ученика, детально планируя и расписывая его деятельность.

Чтобы руководить процессом развития и формирования сту­дентов вузов, необходимо правильно определять особенности свойств личности каждого из них, тщательно анализировать ус­ловия их жизни и деятельности, перспективы и возможности выработки лучших качеств. Без использования психологических знаний нельзя выработать всестороннюю подготовленность и готовность студентов к успешной профессиональной деятельно­сти, обеспечить высокий уровень их обучения и воспитания, един­ство теоретической и практической подготовки с учетом профи­ля вуза и специализации выпускников. Это становится особенно важным в современных условиях, условиях кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в об­ласть культуры, образования и воспитания человека.

Гностический компонент — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной де­ятельности, а также определенные свойства познавательной де­ятельности, влияющие на ее эффективность. К последним от­носится умение строить и проверять гипотезы, быть чувстви­тельным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентиро­ваться в вопросах религии, права, политики, экономики и соци­альной жизни, экологических проблемах; наличие содержатель­ных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспи­тания студентов.

Специальные знания включают знание предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Предметные знания высоко ценятся самими преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике препода­вания в высшей школе, то они представляют собой самое слабое звено в системе. И хотя большинство преподавателей отмечают недостаток у себя этих знаний, тем не менее только незначи­тельное меньшинство занимается психолого-педагогическим образованием.

Важной составляющей гностического компонента педагоги­ческих способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. e. деятель­ности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности составляют основу деятель­ности преподавателя, то определяющими в достижении высо­кого уровня педагогического мастерства выступают проекти­ровочные или конструктивные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно вклю­читься в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образователь­ного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегиче­скую направленность педагогической деятельности и проявля­ются в умении ориентироваться на конечную цель, решать акту­альные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и ус­танавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплина­ми и т. п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и по мере увеличения педагогического стажа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.