Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология профессионального становления личности




Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии

Проведенные нами психолого-социологические исследования студентов педагогических и технических вузов (1995—1999) пока­зали, что далеко не все студенты вполне осознанно выбрали ту специальность, которой обучаются. Причем их количество, судя по посещаемости занятий и по собственным высказываниям о желании учиться, значительно на первом курсе. На втором чис­ло, не желающих учиться конкретной специальности, достигает апогея, происходит «отсев» совсем случайных людей, которые вообще не знают, зачем они пришли в вуз. Потом количество студентов, говорящих, что они выбрали данную специальность случайно или компромиссно, снижается; к концу четвертого — началу пятого курса остается 2—3 человека на студенческую груп­пу, у которых просматривается явное эмоционально-отрицательное отношение к выбранной специальности и к будущей работе. Эти студенты ведут себя на собеседованиях в группе достаточно агрессивно: «Нам ваши «проповеди» не нужны, нам диплом надо получить и в армию не пойти, а потом сами разберемся, что де­лать дальше». Обычно лишь 3—4 человека на студенческую груп­пу уверены в правильности выбранного пути. Они читают допол­нительную литературу, творчески выполняют курсовые и диплом­ные работы, знают, где они будут работать, и внутренне готовят себя к этой работе. Оставшаяся, явно большая, часть студенчес­кой группы скромно отмалчивается или вяло высказывается о правильном выборе своей специальности. Наиболее характерный ответ на вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься, окончив универ­ситет?» был: «Зарабатывать деньги». Причем не обязательно по выбранной специальности, а там, где больше платят за меньший труд. Поэтому можно предположить, что после окончания вуза многие из них не будут работать по специальности.

Что же мешает студенту за годы учебы подготовиться к бу­дущей работе, определить свое место, позицию в рамках избран­ной деятельности? Есть определенный процент студентов, ис­пытывающих серьезные трудности в осознании себя в будущей профессиональной роли. Трудности сознания чаще всего связа­ны не столько с ограниченными возможностями к осознанному выбору, сколько с эмоциональной перегруженностью, остротой, травматичностью содержания, которое необходимо осознать: травматогенные переживания ограничиваются и вытесняются в подсознание, где «живут» в ожидании драматической развязки. Включается защитный механизм психики — рационализация. Человек пытается логически оправдать свое нерациональное поведение. Это оправдательное объяснение, как правило, не со­ответствует причине действительной. Представим себе вполне банальную ситуацию. Девочка-отличница, краса и гордость сво­ей семьи и школы. Готовит себя к карьере переводчицы. Она обязана оправдать ожидание окружающих, поступить в вуз сра­зу после школы и непременно в институт иностранных языков. Однако судьба оказывается жестокой, отличница «проваливает­ся» на экзаменах и под давлением родителей, расстроенная не­удачей, соглашается на компромисс. Поступает в педагогиче­ский институт, клятвенно пообещав себе не соглашаться на ра­боту в школе, а, получив диплом, обязательно вернуться к сво­ей мечте. Приходится выбирать не то, что хочется, а то, что доступно. Если этой девочке повезет, она, закончив пединсти­тут, найдет для себя желанную работу. Или за годы учебы изме­нит отношение к деятельности педагога и она с готовностью пойдет в школу. Вероятнее всего она будет учиться как в тума­не, не стремясь разобраться в том, что ей кажется ненужным, воспринимая педагогические дисциплины как бесполезный до­весок к филологическим и уж, конечно, не задумываясь о том, как она будет работать в школе, способна ли она на контакт с детьми. Туман, окутывающий сознание нашей героини, состоит из нереалистических ожиданий, иллюзий, отрицательных эмо­циональных переживаний и служит для того, чтобы ослабить чувство провала, тревоги, смириться с компромиссом. Такой ком­промиссный профессиональный выбор осознается человеком как временный, вынужденный. Однако чем сильнее переживание неудачи, чем яростнее желание вытеснить из сознания обиду на судьбу, тем больше отчуждение от «временной» работы, учебы, тем острее неприязнь к тем, кто требует от него учиться или выполнять данную работу.

Студент, сделавший компромиссный профессиональный вы­бор, — это в будущем плохой работник, жертвами непроработан­ной личностной позиции которого становятся окружающие, он сам, результаты его деятельности. Ясно, что такие студенты тре­буют специального к себе внимания и психологической помощи, поскольку сами, в силу эмоциональной остроты переживаний, связанных с компромиссным выбором профессии, не всегда в состоянии осознать свои проблемы и далеко идущие последствия. Эти последствия чаще всего просматриваются в отношении к себе и своей работе тех людей, которые не смогли реализовать свои профессиональные амбиции. Можно выделить ряд типичных при­знаков этого отношения, признаков, за которыми просматривает­ся компромиссность профессиональной ориентации:

1. В работе выделяются аспекты, связанные с профессией, от которой пришлось отказаться. Для девочки-отличницы из предыдущего примера: «Можно совершенствоваться в знании языка, ведь никто не мешает мне этим заниматься, а часы в школе, хоть и отвлекают, все же служат языковой практикой».

2. Человек находит во внешних атрибутах, так или иначе свя­занных с его работой, нечто привлекательное и ценное: «Зато времени свободного много» или «Зато в моем распоряжении автомашина».

3. Вынужденная профессия воспринимается как временная: «Ладно, поработаю пока здесь, потом найду то, что хочу».

4. Неудачи на работе объясняются внешними причинами: «Этим детям совершенно не нужен английский, вот они и хулига­нят. Они думают, что кроме этого десятка слов я больше ничего не знаю. Глаза бы мои вас не видели!»

Можно предположить, что компромиссный выбор чаще все­го делается в области, сходной с той, в которой первоначально стремился работать человек. Нередко учителя-предметники — это несостоявшиеся филологи, историки, математики. Инжене­ры — бывшие школьники, мечтавшие о научной карьере физи­ка, химика. Однако чем меньше похожа выбранная профессия на ту, от которой пришлось отказаться, тем больше у человека шансов адаптироваться, переориентироваться, избавиться от мучительного переживания вынужденного компромисса.

У людей, постоянно не удовлетворенных своей работой, в конечном итоге могут развиться такие формы компенсаций, как:

1. Смещение жизненных ценностей во внепрофессиональную сферу: «Для женщины главное — семья...» или «Только в горах я человек, а на работе — робот...»

2. «Уход в болезнь». Преувеличенная забота о своем здоро­вье, как правило, связанная с реальным угнетением соматиче­ского состояния под влиянием хронической депрессии. Невро­тическое развитие.

3. Образование сверхценных идей, в том числе связанных с работой. Избирательное отношение к профессиональной деятель­ности, вызванное стремлением вытеснить все, что напоминает о компромиссе, о неудаче, может привести к тому, что человек начинает неадекватно преувеличивать значимость тех сторон своей работы, которые, как ему кажется, позволяют реализо­вать первоначальные ценности: «Пусть мои ученики меня не понимают и не слушают, я заставлю их относиться к математи­ке как к основе всех предметов и наук».

Как помочь людям, сделавшим в свое время компромисс­ный профессиональный выбор и страдающим от этого? В работе некоторых авторов предлагается психологический подход, разработанный авторами на стыке гештальттерапии и трансактного анализа*. Психотерапию следует проводить в гомогенной по про­фессиональному признаку группе.

* Новикова E. В., Хухреев И. А. Психологическая коррекция личнос­ти при маргинальной профессиональной ориентации. Психологи­ческое сопровождение подготовки специалистов в вузе // Материалы конференции. Новосибирск, 1988.

 

Выделяются следующие уровни психотерапевтической рабо­ты с указанной группой студентов:

1. Возбуждение энергии. Для психотерапевтической работы необходимо актуализировать у студента энергию любого рода: враждебность, любовь, тревожность и др. Например, энергию можно выделить, обсуждая в группе причины компромиссного выбора. Возможно, первоначальная профессиональная установ­ка выбора профессии базировалась на представлении об идеале: работа филолога интересна, престижна и нужна людям. Работа библиотекаря, чем занимается в настоящее время несостоявшийся филолог, не так престижна и интересна, дает скромные средства к существованию. Таким образом, компромисс, на который при­шлось идти при выборе второй профессии, соединил две несов­местимые системы ценностей: ценности, связанные с реализа­цией мечты, и ценности, связанные с необходимостью жить в реальном мире. В психологическом плане первую систему реа­лизовал компонент Дитя, а вторую — Родитель. Такая поста­новка вопроса должна вызвать у членов группы диаметрально противоположные суждения, споры, что дает выход психологи­ческой энергии.

2. Фокусирование. Освободившаяся психологическая энер­гия (во время спора) вскрывает внутренний диалог и базовую психологическую установку выбора профессии.

3. Овладение. По существу это означает принятие ответствен­ности за свой профессиональный и жизненный выбор. Участни­ки группы должны осознать у себя наличие установки неблаго­получного Дитя как действительного источника своих проблем. «Ну вот, теперь мне ясно, почему я так несчастен», — так, веро­ятно, звучал голос внутреннего самооправдания. Гораздо слож­нее принять мысль, что неблагополучное Дитя — это результат работы нашего воображения: в окружающей нас действительности мы видим признаки неблагополучия и отбрасываем малей­шие намеки на наше совершенство.

 

В задачу стадии овладения входит также преобразование са­мовосприятия, когда «отрицательные» характеристики поведе­ния, помещенные в иной контекст, становились «положитель­ными». Это позволяет принять ранее осуждаемые свойства и проявления своей личности. В результате этого появляется воз­можность по-новому взглянуть на ситуацию компромиссного выбора профессии. Если раньше один из выборов рассматривал­ся как негативный (временный, менее привлекательный), то в результате подобной процедуры в нем выделялись прежде всего положительные признаки. Вместо тягостного и мучительного ощущения от жизни и работы возникало ощущение легкости и удовлетворения. Оба выбора выступали теперь не как альтерна­тивные и параллельные, а как последовательные этапы одной жизни. Таким образом, происходит принятие уже сделанного выбора. Осознанием выбора должен заканчиваться процесс пси­хологической коррекции компромиссного выбора профессии.

Представляется возможным и необходимым осуществление подобной процедуры со студентами первого, второго курсов. Если студенты старших курсов переживают внутренний конфликт и неуверенность по поводу будущей профессии, то в этой ситуа­ции большую пользу может принести возвращение к первона­чальному выбору и осознание его предпосылок. Это поможет предотвратить многие проблемы, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь.

Профессиональный путь человека и его основные этапы не­разрывно связаны с возрастным развитием и общим становле­нием личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.