Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды общения и трансакции




Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь

Пути фоpмиpовaния качeств, необходимых для общения

Перцептивная сторона процесса общения

Процесс общения

 

Схема 3.16

(пo монографии Алексея Александровича Бодалева «Личность и общение»)

 

Схема 3.17

 

Схема 3.18

 

Схема 3.19

 

 

Cxeма3.20

 

Схема 3.21

 

Схема 3.22

 

Схема 3.23

Устная речь

 

Схема 3.24

 

Схема 3.25

 

Схема 3.26

Синтоническая модель общения («синтония» — быть в гармонии с собой и с другими)

Процесс общения начинается с восприятия — протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы человека

 

Визуальная Р. С. Аудиальная Р. С. Кинестическая Р. С.
Более доверяет: зрительной системе слуховой ощущениям, чувствам
Употребляемые слова рассмотрим, яркий, любуюсь послушаем, звучит, громкий чувствовать, ощущать, тяжко на душе, обожаю
Речь быстрая, громкая выразительная медленная, негромкая
Движенияглаз вверх влево, вверх вправо и прямо перед собой влево, вправо, голова вниз наклонена вниз вправо, взгляд вниз
Правила слушания «я должен видеть, чтобы слышать» «не смотреть, чтобы слышать» приблизиться

 

Полимодальный «компьютерный тип» получается из кинестетика (при абст­рагировании от неприятных чувств) — слова: понимаю, логично, проанали­зировать, речь монотонная, движения глаз трудноуловимы, взгляд через го­ловы других, голова вверх поднята.

Для успешного обшения необходимы умения:

— учесть репрезентативную систему собеседника и говорить на его «языке»,

— определение желаемого результата и учет интересов собеседника (что я увижу, когда достигну результата? что я услышу?),

развить сенсорную остроту — способность замечать малейшие измене­ния в состоянии и поведении собеседника, замечать изменения жестов, ми­мики, позы, интонации, взглядов, и микроизменения в цвете кожи, в дыха­нии, в тонусе мышц, в дрожании нижней губы.

Шаги обучения: 1 — фиксация изменений в поведении человека,

2 — различение паттернов — повторяющихся моментов в поведении человека,

3 — калибровка — узнавание определенного состояния человека по его не­вербальным сигналам — микроизменениям,

развить гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведе­ния.

Шаги обучения: 1 — прерывание старых паттернов поведения,

2 — изобретение и использование новых способов поведения,

3 — быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использо­вание новых, неожиданных выборов,

достичь конгруэнтности — внутренняя согласованность мыслей, желаний, чувств, действий, слов человека, отсутствие внутренних противоречий.

Шаги обучения: 1 — различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности,

2 — знакомство с различными частями своей личности,

3 — определение целей, желаний каждой части личности,

4 — определение приоритетных целей,

5 — достижение согласия между различными частями личности о том, что они признают установленный приоритет целей,

6 — заключение контракта по принятому соглашению,

достигать раппорта — гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии

Шаги обучения: 1 — проверка своего доверия к собеседнику,

2 — проверка доверия партнера к вам,

3__тону и темпу голоса собеседника установление соответствия,

4 — его дыханию,

5 — его ритму движений,

6 — его позе.

- Использовать ресурсные состояния — вызвать прилив сил, уверенности в успешности решения трудных проблем и ситуаций общения.

Шаги обучения: 1 — поиск воспоминания об успехе в своем прошлом опыте.

2 — переживание этого успеха снова,

3 — когда воспоминание переживании успеха станет интенсивным, устано­вить условную связь — «якорь» (например, прикосновение к запястью левой руки),

4 — вхождение в ресурсное состояние через повторение шагов 2 и 3, а затем одновременное использование «якоря» и воспоминания переживания,

5 — использовать «якорь» в трудной ситуации, чтобы вызвать оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности.

— умение задавать вопросы — пойнтеры для уточнения смысла и содержа­ния сказанного собеседником: 1 — пойнтеры-существительное для уточне­ния смысла существительного («А какой смысл вы вкладываете в слово?..»),

2 — пойнтеры-глаголы — для уточнения смысла глаголов («Как именно вы приготовите доклад: в устной или письменной форме?»).

3 — пойнтеры-правила — для уточнения обоснованности ограничений и пра­вил («Почему так надо? А что будет, если мы не сделаем этого?»).

4 — пойнтеры-обобщения — для уточнения смысла слов «все, всегда, никог­да и т. п.» («Действительно все? Неужели никогда не встречали?..»).

5 — пойнтеры-сравнения — для уточнения смысла сравнений «хуже, лучше, легче и т. п.» («Лучше сделать так, по «сравнению с чем?»), пойнтеры ис­пользуют тогда, когда необходимы точная информация и точное понимание собеседника для достижения желаемого результата.

— Умение воспринимать и давать обратную связь — это сообщение, адре­сованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, т. e. это не информация о том, что представ­ляет собой тот или иной человек, а в большей степени сведения о себе в связи с этим человеком. Правила обратной связи: 1 — говори о том, что кон­кретно делает данный человек, когда вызывает у тебя те или иные чувства; 2 — не давай оценок; 3 — не давай советов; 4 — если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

Уменне слушать — умение понять информацию и чувства говорящего.

3 такта в слушании: 1 — поддержка — цель: дать возможность человеку вы­разить свою позицию (уместные реакции слушателя на этом этапе: молча­ние, поддакивание, кивание головой, «эхо реакции» (повторение последнего слова собеседника), эмоциональное сопровождение;

2 — уяснение — цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие вопросы-пойнтеры, наводящие вопросы, делается парафраз (передача содержания высказывания собеседника своими словами);

3 — комментирование — слушатель высказывает свое мнение по поводу ус­лышанного, дает комментарии,.советы, оценки (если от него этого ждут). Могут происходить искажения в восприятии и понимании информации в за­висимости от того, каково «я-слушание» у человека. «Я-слушание» — своеоб­разный устойчивый фильтр, через который воспринимается информация, в результате ей придается тот или иной смысл. Бывают разные «Я-слушания»: «я тебе не верю», «мне нравится все, что ты делаешь», «обида», «зависть», «мне безразлично», «у меня лучше».

 

Схема 3.27

Правила эмпатического слушания:

1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято вами (не осуждая, не критикуя, не поучая его)

3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не по­учать его.

4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила «Я-высказываний» (способ само­выражения, осознания своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 — описание ситуа­ции, вызвавшей напряжение; 2 — точное название своего чувства в этой ситуации; 3 — на­зывание причин этого чувства («я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...»)

 

Схема 3.28




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.