КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды общения и трансакции
Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь Пути фоpмиpовaния качeств, необходимых для общения Перцептивная сторона процесса общения Процесс общения
Схема 3.16 (пo монографии Алексея Александровича Бодалева «Личность и общение»)
Схема 3.17
Схема 3.18
Схема 3.19
Cxeма3.20
Схема 3.21
Схема 3.22
Схема 3.23 Устная речь
Схема 3.24
Схема 3.25
Схема 3.26 Синтоническая модель общения («синтония» — быть в гармонии с собой и с другими) Процесс общения начинается с восприятия — протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы человека
Полимодальный «компьютерный тип» получается из кинестетика (при абстрагировании от неприятных чувств) — слова: понимаю, логично, проанализировать, речь монотонная, движения глаз трудноуловимы, взгляд через головы других, голова вверх поднята. Для успешного обшения необходимы умения: — учесть репрезентативную систему собеседника и говорить на его «языке», — определение желаемого результата и учет интересов собеседника (что я увижу, когда достигну результата? что я услышу?), — развить сенсорную остроту — способность замечать малейшие изменения в состоянии и поведении собеседника, замечать изменения жестов, мимики, позы, интонации, взглядов, и микроизменения в цвете кожи, в дыхании, в тонусе мышц, в дрожании нижней губы. Шаги обучения: 1 — фиксация изменений в поведении человека, 2 — различение паттернов — повторяющихся моментов в поведении человека, 3 — калибровка — узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам — микроизменениям, — развить гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить разные новые способы поведения. Шаги обучения: 1 — прерывание старых паттернов поведения, 2 — изобретение и использование новых способов поведения, 3 — быстрая последовательность прерывания старых паттернов и использование новых, неожиданных выборов, — достичь конгруэнтности — внутренняя согласованность мыслей, желаний, чувств, действий, слов человека, отсутствие внутренних противоречий. Шаги обучения: 1 — различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности, 2 — знакомство с различными частями своей личности, 3 — определение целей, желаний каждой части личности, 4 — определение приоритетных целей, 5 — достижение согласия между различными частями личности о том, что они признают установленный приоритет целей, 6 — заключение контракта по принятому соглашению, — достигать раппорта — гармонии, единства, согласованности с собеседником и взаимной симпатии Шаги обучения: 1 — проверка своего доверия к собеседнику, 2 — проверка доверия партнера к вам, 3__тону и темпу голоса собеседника установление соответствия, 4 — его дыханию, 5 — его ритму движений, 6 — его позе. - Использовать ресурсные состояния — вызвать прилив сил, уверенности в успешности решения трудных проблем и ситуаций общения. Шаги обучения: 1 — поиск воспоминания об успехе в своем прошлом опыте. 2 — переживание этого успеха снова, 3 — когда воспоминание переживании успеха станет интенсивным, установить условную связь — «якорь» (например, прикосновение к запястью левой руки), 4 — вхождение в ресурсное состояние через повторение шагов 2 и 3, а затем одновременное использование «якоря» и воспоминания переживания, 5 — использовать «якорь» в трудной ситуации, чтобы вызвать оптимальное внутреннее состояние, необходимое для успешной деятельности. — умение задавать вопросы — пойнтеры для уточнения смысла и содержания сказанного собеседником: 1 — пойнтеры-существительное для уточнения смысла существительного («А какой смысл вы вкладываете в слово?..»), 2 — пойнтеры-глаголы — для уточнения смысла глаголов («Как именно вы приготовите доклад: в устной или письменной форме?»). 3 — пойнтеры-правила — для уточнения обоснованности ограничений и правил («Почему так надо? А что будет, если мы не сделаем этого?»). 4 — пойнтеры-обобщения — для уточнения смысла слов «все, всегда, никогда и т. п.» («Действительно все? Неужели никогда не встречали?..»). 5 — пойнтеры-сравнения — для уточнения смысла сравнений «хуже, лучше, легче и т. п.» («Лучше сделать так, по «сравнению с чем?»), пойнтеры используют тогда, когда необходимы точная информация и точное понимание собеседника для достижения желаемого результата. — Умение воспринимать и давать обратную связь — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, т. e. это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей степени сведения о себе в связи с этим человеком. Правила обратной связи: 1 — говори о том, что конкретно делает данный человек, когда вызывает у тебя те или иные чувства; 2 — не давай оценок; 3 — не давай советов; 4 — если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить. — Уменне слушать — умение понять информацию и чувства говорящего. 3 такта в слушании: 1 — поддержка — цель: дать возможность человеку выразить свою позицию (уместные реакции слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание, кивание головой, «эхо реакции» (повторение последнего слова собеседника), эмоциональное сопровождение; 2 — уяснение — цель: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие вопросы-пойнтеры, наводящие вопросы, делается парафраз (передача содержания высказывания собеседника своими словами); 3 — комментирование — слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного, дает комментарии,.советы, оценки (если от него этого ждут). Могут происходить искажения в восприятии и понимании информации в зависимости от того, каково «я-слушание» у человека. «Я-слушание» — своеобразный устойчивый фильтр, через который воспринимается информация, в результате ей придается тот или иной смысл. Бывают разные «Я-слушания»: «я тебе не верю», «мне нравится все, что ты делаешь», «обида», «зависть», «мне безразлично», «у меня лучше».
Схема 3.27 Правила эмпатического слушания: 1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника. 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято вами (не осуждая, не критикуя, не поучая его) 3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не поучать его. 4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила «Я-высказываний» (способ самовыражения, осознания своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 — описание ситуации, вызвавшей напряжение; 2 — точное название своего чувства в этой ситуации; 3 — называние причин этого чувства («я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...»)
Схема 3.28
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |