Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории профессионального развития




Практически все теории профессионального развития име­ют своей целью предсказание следующего: направление профес­сионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионально­го поведения на работе, наличие удовлетворенности от профес­сионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессиональ­ного развития личности, в которых обсуждается сущность и де­терминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов де­терминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего дет­ского опыта. Профессиональный выбор и последующее профес­сиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем дет­стве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболе­ваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлени­ем комплекса маскулинности (З.Фрейд, К.Хорни), «зависти к материнству» (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер).

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. амери­канским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, ко­торый формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важней­ших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеоб­разным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяю­щим поведение человека.

Для того, чтобы «хорошие» карьерные сценарии действитель­но имели место, необходимо выполнение ряда условий: родите­ли желают передать, а ребенок готов, предрасположен к приня­тию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответ­ствующие сценарию способности и не противоречащие содержа­нию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (т.е. их собственные сце­нарии в антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний «Я» (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей домини­рующее состояние «Я» становится «главной характеристикой их профессии: священники — в основном Родители; диагносты — Взрослые; клоуны — Дети». Личность, ведущая себя как догма­тический Родитель — напряженно работающий и обладающий чув­ством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, свя­занные с реализацией власти над другими людьми (военные, до­мохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужите­ли). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспри­страстна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обрабо­тать и классифицировать информацию в соответствии с предыду­щим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (эко­номика, вычислительная техника, химия, физика, математика). Согласно теории профессионального развития Д. Сьюпеpa, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы ка­рьер можно рассматриватъ как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, ко­торые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, ко­торые субъект может сказать относительно профессии, опреде­ляют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект дума­ет о себе как об активном, общительном, деловом и ярком чело­веке и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.

Теория профессионального выбора американского иссле­дователя Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, ка­кой тип личности сформировался.

В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип — про­дукт типичного взаимодействия между многообразием культур­ных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опы­та личность выучивается предпочитать некоторые видыдеятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутрен­ний выбор определенной профессии:

1. Реалистический тип имеет следующие характеристики: чест­ный, открытый, мужественный, материалистический, на­стойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, сила, статус. Он предпочита­ет ясные, приказные по характеру работы, связанные с сис­тематической манипуляцией с объектами, избегает препо­давательской и терапевтической видов деятельности, связан­ных с социальными ситуациями. Он отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конк­ретности. В профессиональном выборе реалистического типа: сельское хозяйство (агроном, животновод, садовод), меха­ника, техника, электротехника, мануальные работы.

2. Исследовательский тип имеет следующие характеристики: аналитический, осторожный, критический, интеллектуаль­ный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Его основные ценности: наука. Он предпочитает исследовательские про­фессии и ситуации, связанные с систематическим наблюде­нием, творческими исследованиями биологических, физи­ческих, культурных феноменов для контроля и понимания этих феноменов. Избегает предпринимательских видов дея­тельности.

3. Социальный тип имеет следующие характеристики: лидер­ство, общительность, дружелюбие, понимающий, убежда­ющий, ответственный. Его основные ценности: социальные и этические. Он предпочитает деятельность, связанную с воз­действием на других людей (учить, информировать, просве­щать, развивать, лечить). Осознает себя как обладающего преподавательскими способностями, готового помочь, по­нять других. В профессиональном выборе у этого типа: пе­дагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование. Он решает проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства, умение об­щаться.

4. Артистический (художественный, креативный) тип: эмоци­ональный, с богатым воображением, импульсивный, непрак­тичный, оригинальный, имеющий гибкость, независимость решения. Его основные ценности — эстетические качества. Он предпочитает свободные, несистематизированные виды де­ятельности, предпочитает занятия творческого характера — музицирование, живопись, литературное творчество. Вербаль­ные способности преобладают над математическими. Избега­ет систематизированных точных видов деятельности, бизне­са, клерковских занятий. Осознает себя как экспрессивную, оригинальную и независимую личность. В профессиональном выборе— искусство, музыка, язык, драматургия.

5. Предпринимательский тип: рискованный, энергичный, вла­стный, амбиозный, общительный, импульсивный, оптими­стичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Его основные ценности — политические и экономические достижения. Предпринимательский тип предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения организационных целей и экономических выгод. Избегает монотонной умственной ра­боты, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. Предпочитают задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В профессиональном выборе: все виды предпринимательства.

6. Конвенциальный тип обладает следующими характеристи­ками: конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдер­жанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Ос­новные ценности — экономические достижения. Отдает пред­почтение четко структурированным видам деятельности, в ко­торых необходимо манипулировать с цифрами в соответствии с предписаниями и инструкциями. Подход к проблемам но­сит стереотипный, практический и конкретный характер. Спон­танность и оригинальность не присущи, более характерны кон­серватизм, зависимость. Предпочитаются профессии, связан­ные с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Математические способности развиты больше вер­бальных. Это слабый руководитель, поскольку его решения зависят от окружающих его людей. В профессиональном вы­боре у конвенционального типа — банковская служба, стати­стика, программирование, экономика.

Каждый тип стремится окружить себя определенными людь­ми, объектами, нацелен на решение определенных проблемд.е. создает соответствующую своему типу среду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.