Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы профессионального пути по E. А. Климову




В профессиональной деятельности становление личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа сис­темных отношений. E. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных вре­менных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее воз­растные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интер­натах, относительно рано, уже в подростковом возрасте, опреде­ляют свое профессиональное будущее, поступая в профессио­нальные училища; оканчивая кратковременные курсы, присту­пают к работе на производстве).

Адепт (или фаза адепта), так называемая «заспинная» подго­товка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт — человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, сред­них и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-настав­ников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого спе­циалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать раз­нообразные профессиональные задачи.

Интернал (или фаза интернала) — это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который ус­тойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и са­мые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или ка­кими-то специальными качествами, умениями или универсализ­мом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квали­фикации (разряд, категорию, звание).

Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастер­ства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уров­не, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучить­ся, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, по­следователями.

Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возраст­ного развития, частично совпадают с кризисами профессиональ­ного развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявля­ется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самосто­ятельной жизни и независимости от родителей. На этот же пе­риод выпадает и начало самостоятельной профессиональной де­ятельности, по сути, «кризис рождения профессионала». Он вклю­чает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жес­ткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к про­фессиональным взаимоотношениям.

После завершения периода адаптации молодому специали­сту требуется некоторое реальное подтверждение его профес­сиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повыше­ния статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4—5 лет работы, появляются эмо­циональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психо­логического кризиса — кризиса 30-летия, одного из самых ос­трых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса: 1 — прекращение профессионального роста; 2 — стабилизация на достигнутом уровне; 3 — ограничение профессиональных притязаний; упро­чение одной из сторон профессиональной деятельности; 4 — поиск новых путей развития, выводящих на более высокий про­фессиональный уровень; 5 — деструктивное разрешение—конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Нормативный кризис середины жизни (40—44 года) в про­фессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального раз­вития оказывает существенное влияние на весь профессиональ­ный цикл.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, оп­ределяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессиональ­ного развития, имеющем свое психологическое содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.