![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика ролей в управленческой команде
Образец-ключ для обработки и интерпретации испытуемого Обработка и интерпретация результатов Ответы испытуемого
6. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом — «дефис-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в табл. 4.5. 7. Найдите сумму баллов по каждому из столбцов. 8. Выделите те столбцы дефис-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе. 9. Прочтите и проанализируйте описание ролей в групповом взаимодействии:
I. Председатель: функции — впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства — умеет слушать; хорошо говорит, логичный, решительный; тип — спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе. II. Формирователь: функции — лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства — динамичный, решительный, напористый; тип — доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной умелой группе. I и II — два противоположных подхода к общему управлению группой. III. Генератор идей: функции — источник идей; свойства — умен, богатое воображение, креативен; тип — нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи. IV. Оценщик идей (критик): функции — анализ и логические выводы, контроль; свойства — аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы»; возвращает к реальности; тип — рассудительный волевой, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей. V. Организатор работы: функции — преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства — организатор, волевой, решительный; тип — волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы. VI. Организатор группы: функции — способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства — чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип — эмпатийность и коммуникативность, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы. VII. Исследователь ресурсов: функции — связующее звено с внешней средой; свойства — общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип — «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий. VIII. Завершитель: функции — побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства — профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип — педантичен, нуждается в групповой ответственности, обязательности. Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей). Список литературы Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. -M., 1980. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. M.: МЭСИ, 1997. С. 50. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — M., 1974. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — M.: Высшая школа, 1980. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — M.: Просвещение, 1985. Балл Γ.Α., Бургин M. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1994. Белянин Β.Π., Бутенко И.Л. Живая речь. Словарь разговорных выражений.-М., 1994. Берак O., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10. Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. — Пенза, 1997. С. 55. Бойко B.B. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. — Л.: Знание, 1987. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. — M., 1990. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова H. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — M., 1990. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Журавлева. M., 1988. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусстворечи. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — M.: Высшая школа, 1991. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материалы III Международной научно-методической конференции. — Санкт-Петербург, 1996. Габай T.B. Учебная деятельность и ее средства. -M., 1988. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. — M.: МГУ, 1965. Гамаюнов K.K. Самостоятельная работа студентов. Методические peкомендации преподавателям. —Л., 1988. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе. — Воронеж: Издательство Boронежского университета, 1977. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. M., 1993. Горлов O.A. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. 1995. № 2. Готт B.C. и др. Категории современной науки. — M., 1984. Громкова M.T. Педагогика образования взрослых. — M., 1995. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — M.: ИНТОР, 1996. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995. № 3. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании — M.: Изд-во МГУ, 1995. С. 54. Доклад ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании за 1991 год. — Париж, 1991. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. — Минск: Изд-во БГУ, 1981. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. — Минск: Изд-во БГУ, 1978. Жуков B.M. Критерий оценки деятельности преподавателя вуза // Ветеринария. 1994. № 7. Журавлев Е.М. Педагогика в системе наук о человеке. — M., 1990. Загвязинсшй В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. — Челябинск, 1990. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные труды. M., 1990. Зубов O.E. Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенчества // Вестник Мордовского университета. 1995. Ильина Т. А. Педагогика. — M.: Просвещение, 1984. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докл. Международной научной конфер. 11—14 сентября 1996. Краснодар, 1996. Иудин A., Макробайт M. Студенты России и Канады (сходство и различие жизненных установок) // Высшее образование в России. 1995. №4. Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — M.: Высшая школа, 1990. Ковалева T.B. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995. № 1. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора. M.: МГУ, 1983. Кан-Калик B.A. Учителю о педагогическом общении. — M., 1987. Кон И.С. Психология ранней юности. M.: Просвещение, 1989. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, — M.: Госкомвуз, 1995. Концепция дистанционного образования // Бюллетень APB. Июнь, 1995. Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. №5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994. Кротков E. Пока не поздно... // Высшее образование в России. 1996. №1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — M., 1986. Леднев В.С. Содержание образования. — M., 1989. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — M., 1981. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — M., 1980. Лисовский B.T. Советское студенчество. — M.: Высшая школа, 1990. Лисовский B.T., Дмитриев A.B. Личность студента. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Л.: Дет. лит., 1989. Лобачев С.Л, Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. — M: МЭСИ, 1998. С. 104. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № 1. Т. 2. Марев И. Методологические основы дидактики. — M., 1987. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1972. Махмутов М.И. Проблемное обучение. — M., 1975. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. M: Педагогика, 1998. С. 192 Мигиренко Г.С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. — Новосибирск, 1992. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. № 11. Назарова Т. C., Полат E. С. Средства обучения (Технология создания и использования). M.: УРАО, 1998. С. 203. Назмутдинов В.Я. Дневник индивидуальной воспитательной работы с учащимися. — Чебоксары, 1994. Национальный доклад РФ «Политика в области бразования и НИТ» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» //ИНФО. №5,1996. C.l-32. Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. № 3. Недоспасова B.A. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. — M., 1976. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. № 3. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — M., 1972. Овчаренко Р. В. Справочная книга школьного психолога. M., 1993. Одаренные дети. — M., 1991. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. № 2, 7. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. — M., 1986. Основы педагогического мастерства. — Киев, 1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. — M.: «Экономика», 1990. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — M., 1995. Педагогическая и возрастная психология. — M., 1988. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. M.: Интерпакс, 1995. Пейсахов И. M. и др. Прикладная психология в высшей школе. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. Пергаменщиков и др. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1993. Петровский А.В., Брушлинский A.B., Зинченко В.П. и др. Общая психология / Подред. А.В.Петровского. — M., 1986. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. — M., 1988. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. — ЛГУ, 1983. Психологические и психофизические особенности студентов. M., 1977. Психология профессиональной подготовки. СПб, 1993. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. № 5. Рейс Фил. 500 советов студентам. — M., 1996. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - МГУ, 1985. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — M.: Школа-Пресс, 1994. С. 205. Рогинскый В.М. Азбука педагогического труда. — M., 1990. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. 1996. № 2. Розет И.М. Психология фантазии. — Минск, 1991. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1. Романов K.M. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского университета. 1993. № 3. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. T.1. M., 1993. Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. — Варшава. 1990. № 3—4. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. Сапунов Б. Встать в строй! // Высшее образование в России. 1996. № 1. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. — M.: Высшая школа, 1976. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). — M., 1986. Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики. — M., 1980. Скилбек M. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. Т. 19. 1994. № 3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — M.: Аспект Пресс, 1995. Смыслы культуры. Международная научная конференция. Санкт-Петербург, 11—13 июня 1996 г. Материалы. — СПб., 1996. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л.:Изд-воЛГУ, 1985. Соколов B.H. Педагогическая эвристика. — M., 1995. Соколова E. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — M., 1980.C.213. Соколова E.T., Николаева B.B. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — M., 1975. Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. — M.: Магистр, 1999. С. 45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2002. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. — M., 1984. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. — Минск, 1991. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. — M., 1980. С. 47. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — M., 1983. Талызина Η.Φ., Карлов Ю.В. Педагогическая психология // Психодиагностика интеллекта. — M.: МГУ, 1987. Теория и практика преподавания учебных дисциплин в техническом вузе. Сб. статей по проблемам высшей школы. — Новочеркасск, 1996. Фурманец Б. Имидж преподавателя (о психологических принципах) // Вестник противовоздушной обороны. 1992. № 10. Хуторской А.В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. — M.: МПА, 1998. С. 266. Цапкин B.H. Личность как группа — группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии — M.: ФиС, 1998. С. 288. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. № 4, С. 76—79. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. — M., 1982. Шапоринский C.A. Обучение и научное познание. — M., 1981. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романова Л.М. Через развитие образования — к новой России. — M.: MAH ВШ, 1993. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. Обучение и развитие. -M., 1966. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — M.: Педагогика, 1989. Этюды дидактики высшей школы: монография / Под ред. А. П. Чернышева. — M., 1995. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. — M., 1984.
Содержание Часть 1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................................................. 3 Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом.................................................... 3 1. Роль высшего образования в современной цивилизации............................................................... 3 2. Место технического университета в российском образовательном пространстве...................... 8 3. Фундаментализация образования в высшей школе......................................................................... 9 4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.................................................. 11 5. Интеграционные процессы в современном образовании............................................................. 15 6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании................................................. 20 7. Информатизация образовательного процесса................................................................................ 22 Глава 2. Педагогика как наука................................................................................................................. 26 1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории............................................................. 26 2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками...................................... 28 Глава 3. Основы дидактики высшей школы........................................................................................... 30 1. Общее понятие о дидактике............................................................................................................. 30 2. Сущность, структура и движущие силы обучения........................................................................ 32 3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности................... 34 4. Методы обучения в высшей школе.................................................................................................. 36 Глава 4. Структура педагогической деятельности................................................................................. 38 1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность................................... 38 2. Самосознание педагога и структура педагогической деятепьности............................................ 41 3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы... 44 4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы................................... 50 Глава 5. Формы организации учебного процесса ввысшей школе..................................................... 51 1. Лекция................................................................................................................................................. 51 2. Семинарские и практические занятия в ВШ.................................................................................. 56 3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.... 61 3.6. Коллоквиум..................................................................................................................................... 68 4. Основы педагогического контроля в высшей школе.................................................................... 68 Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии.......................................... 76 1. Этапы и формы педагогического проектирования........................................................................ 76 2. Классификация технологий обучения высшей школы................................................................. 80 3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль............................. 83 4. Интенсификация обучения и проблемное обучение..................................................................... 88 5. Активное обучение............................................................................................................................ 95 6. Деловая игра как форма активного обучения................................................................................. 97 7. Эвристические технологии обучения*.......................................................................................... 104 8. Технология знаково-контекстного обучения................................................................................ 117 9. Технологии развивающего обучения............................................................................................ 119 10. Информационные технологии обучения.................................................................................... 123 11. Технологии дистанционного образования................................................................................. 130 Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов............................................................................... 145 Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога..................................................................... 156 Глава 9. Педагогическая коммуникация............................................................................................... 164 Часть 2. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ........................................................................................ 171 Глава 1. Особенности развития личности студента............................................................................. 171 Глава 2. Типология личности студента и преподавателя.................................................................... 180 Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента.................................................... 188 Приложение 1. Психологические схемы «индивидуально-психологические особенности личности»........................................................................................................................................................................ 201 Приложение 2. Психологические схемы «общение и социально-психологическое воздействие» 210 Глава 4. Психология профессионального образования....................................................................... 226 1. Психологические основы профессионального самоопределения*........................................ 226 2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии.... 236 3. Психология профессионального становления личности............................................................ 238 4. Психологические особенности обучения студентов................................................................... 240 5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов......................................... 251 6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления.......... 262 7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп................ 269 Приложение. Психологические схемы «Социальные феномены и формирование коллектива».. 276 Список литературы.................................................................................................................................. 290
Учебное пособие Второе издание, переработанное и дополненное
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Ответственный редактор Э. А. Юсупянц, Художник А. Пащенко Корректоры: Г. Бибикова, В. Югобашян, О. Милованова
Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г. Сдано в набор 15.01.02. Подписано в печать 25.05.02. Формат 84 x 108/32. Бум. тип № 2. Гарнитура CG Times. Печать высокая. Усл. п. л. 28,56. Тираж 5000 экз. Зак. № 282
Издательство «Феникс» 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17
Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |