Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устав школы - каким ему быть




Устав - это написанный свод, собрание правил, опре­деляющих устройство и деятельность каких-либо органи­заций.

Устав зависит от типа этой организации (армия, пар­тия, учебное заведение) и требований общества и руково­дящих структур.

Во всем мире с древних времен учебные заведения со­ставляют свои Уставы, регламентирующие работу данных учреждений.

Нужно сказать, что в России всегда придавали Уставу важнейшее значение. В этих уставах было много интересного, представляющего определенный интерес и сейчас.

В России с появлением средних учебных заведений был опубликован в 1804 г. "Устав учебных заведений". Каждый тип школы имел свой Устав. В приходских учи­лищах занятия проходили глубокой осенью и зимой (чтобы не мешать полевым работам). Целями гимназии была подготовка к университету и "сообщение наук" тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека".

Особое внимание уделялось установлению связи с жизнью. Устав требовал, чтобы учителя показывали мельни­цы, машины, образцы трав, почвы, минералов, возили детей в лес, чтобы они в природе различали птиц, деревья и т. д.

В Уставе Царскосельского лицея требовалось, чтобы каждый учитель добивался усвоение материала каждым учеником, запрещая "двигаться дальше, пока не усвоен всеми изучаемый материал".

В Уставе 1828 г. - в гимназиях устанавливался строгий порядок, вводилось физическое наказание, увеличивался штат надзирателей.

В 60-е гг. Устав был предельно либеральным по тем временам. Отменялось телесное наказание: "Наказание розгами составляет самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека", - говорилось в Уставе. Предусматривалось значительное расширение прав педаго­гических советов "для более и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части". В Уставе провозглашался принцип общечеловеческого образования и школы.

В предреволюционные годы гимназии России превра­тились в солидные учебные заведения, дававшие глубокие и прочные знания. Уставы составлялись с учетом целевой направленности: классические, реальные, коммерческие. В гимназиях был строгий порядок, высокая система требова­ний, большое внимание уделялось воспитанию (был осво­божденный классный наставник).

Нужно сказать, что много интересного и в Уставах со­временных школ капиталистических стран. В основе Уста­ва - дифференцированный подход к учащимся. На основе тестов устанавливают умственный потенциал ученика (КИ -коэффициент интеллектуальности) и разрабатываются раз­ные программы, учебные планы и целевые установки.

В Уставах школ подчеркиваются важность двух ком­понентов педагогического цикла: набора знаний (что сле­дует заучить по каждому разделу, программы) и формиро­вание умений (что следует уметь: грамотно писать, решать задачи и т. д.). Это составляет минимум знаний, стандарт образования. Это доступно всем. Дальше - право выбора, так называемый элективный принцип. Например, в шко­лах США обязательным являются английский язык, исто­рия, физкультура. Дальше специальные профили: 1) под­готовительный к колледжу; 2) сельскохозяйственный; 3) индустриальный; 4) домоводческий; 5) коммерческий и т. д. В зависимости от выбора цели предлагаются разные предметы: общая математика, экономическая математика, потребительская математика и т. д.

Устав школы четко расписывает требования к учебно­му плану, права и обязанности учащихся, учителей, руко­водителей школы. Так, например, учитель не отвечает за уровень знаний учащихся, фактически за результат (это зависит от способностей ученика), а отвечает за процесс, уровень педагогического мастерства (научность изложе­ния, мастерство, наглядность, связь с жизнью, работу с разными учениками, умение активизировать процесс по­знания и т. д.).

Устав предусматривает вопросы самоуправления, роль попечительских советов, взаимоотношения в коллективе. Например, директор не имеет права повышать голос на учителя, разбирать его работу в присутствии других, обя­зан знать эмоциональные качества каждого учителя и осу­ществлять идвидидуальный подход и т. д. В Уставе пред­усматривается контрактная система подбора учителей и

роль попечительского совета в подборе кадров и финансо­вой политики и т. д.

Каков наш Устав школы?

Согласно закону об образовании каждая школа разра­батывает и принимает Устав самостоятельно.

В Уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведется обучение, права и обя­занности руководителей, преподавателей, учащихся и ро­дителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и поря­док управления.

Нет смысла переписывать статьи и параграфы из За­кона об образовании, повторять нормативные документы. Главное - отразить на основе этих законодательных поло­жений специфику самой школы, своеобразие ее деятель­ности. В Уставе многие разделы могут совпадать с форму­лировками плана работы школы. И также повторение из­лишне. Следует подумать, что оставить в плане, а что пе­ренести в Устав. По-видимому, общие требования, повто­ряющиеся из года в год, вписываются в Устав, а их кон­кретное исполнение фиксируется в плане, это делает план более действенным и четким: что, где, когда, исполнитель.

Устав школы включает следующие разделы:

1. Краткое описание школы, особенности микрорайона, тип школы, язык обучения, цели обучения и воспитания.

2. Вопросы управления школой: а) демократизация управления; б) директор: его права и обязанности; в) завучи:

их права и обязанности; г) совет школы; д) педагогический совет; ж) комплектование школы: правила приема, платные и бесплатные услуги; е) охрана здоровья и жизни детей.

3. Организация учебно-воспитательного процесса:

а) Программы. Стандарт образования, б) Учебный план и программы для групп с углубленным изучением ряда предметов, в) Факультативы. Работа с сильными ученика­ми. г) Классы коррекции, д) Помощь отстающим, е) На­чальное профессиональное образование, ж) Платные до­полнительные услуги, з) Режим дня (смены, продолжи­тельность занятий, перемены, нормы домашних заданий).

4. Учителя. Права и обязанности. Учебная нагрузка. Работа классного руководителя. Система повышения ква­лификации учителей.

5. Ученики. Права и обязанности.

6. Технические служащие, другие работники школы. Права и обязанности.

7. Родители. Их права и обязанности. Связь с обще­ственными организациями и шефами.

8. Трудовое воспитание. Кооператив. Аренда.

9. Материально-финансовая служба школы.

10. Оздоровительные мероприятия, организация отды­ха детей, питание, лагерь.

Расшифруем эти пункты, наметим примерные форму­лировки, разберемся в деталях. Разумеется, наши предло­жения носят ориентировочный характер, каждая школа применяет эти предложения с учетом своих специфиче­ских, неповторимых условий.

Раздел I. Общие положения.

Школа - общеобразовательная, охватывающая началь­ное общее, основное общее и полное среднее общее обра­зование.

Школа государственная, учредителем является орган местного самоуправления.

Язык обучения - русский.

Основные цели школы: дать всем учащимся общее на­чальное и основное общее (девятилетнее) образование, а для детей с повышенными способностями полное среднее образование.

Задачей школы является гармоническое развитие лич­ности, формирование духовного и гражданского самосо­знания, подготовка к сознательному выбору профессии или дальнейшему пути обучения, развитие способностей и самостоятельности детей. Для желающих в школе обеспе­чивается начальное профессиональное обучение, а для учащихся старших классов (9—11) - подготовка к обучению в высших учебных заведениях и в техникумах. Раздел II. Управление школой.

Управление школой - государственно-общественное. Коллектив школы и администрация принимают меры де­мократизации управления, привлекают к руководству школой профсоюзную организацию, учителей, родительс­кую общественность и учащихся с учетом их возможно­стей и подготовки.

1. Руководство всей деятельностью школы осу­ществляют: директор, назначаемый городским отделом на­родного образования, и Совет школы, избираемый из чис­ла преподавателей, родителей, учащихся. Директор школы

осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, вместе с Советом школы обеспечивает правиль­ный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора школы обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Раздел III. Организация учебно-воспитательного процесса.

Обучение и воспитание учащихся проводится в про­цессе учебной работы, внеклассных и внешкольных заня­тий и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе яв­ляется урок. В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды индивидуаль­ной и коллективной работы, лабораторные, практические и семинарские занятия, новые формы и методы проведе­ния уроков и внеклассных мероприятий, основанные на педагогике сотрудничества.

1. Средняя общеобразовательная школа работает на основании учебного плана и программ Министерства об­разования. Выбор варианта учебного плана и коррекция программ осуществляется Советом школы на основе реко­мендаций Педагогического Совета.

2. Комплектование первых классов осуществляется специальной комиссией по данным диагностирования на психологическую и физическую готовность детей, достиг­ших школьного возраста, с учетом места жительства.

3. Прием в десятый класс осуществляется по заявле­нию учащихся без ограничений, по закону все выпускники основной школы имеют право на получение бесплатного среднего образования.

4. Для учащихся 1-4 классов создаются классы кор­рекции (для ослабленных детей, для детей с замедленным развитием). Вопрос о зачислении решает комиссия. Наполняемость классов 12-15 человек.

5. В 5—9 классах создаются группы по выполнению домашних заданий для отстающих учащихся. Оплата учи­телей за счет ставок групп продленного дня.

6. В старших классах создаются группы с углубленным из­учением ряда дисциплин. Профиль школы: физико-математический, историко-филологический, естественный и др.

Для желающих создается группа профессиональной подготовки при шефствующем предприятии.

7. Классы общеобразовательной школы комплектуют­ся в количестве до ЭО человек.

8. Классы школы делятся на две подгруппы при из­учении иностранных языков, информатики и вычисли­тельной техники, на занятиях по физической культуре, трудовому обучению, а также при проведении лаборатор­ных и практических работ по профильным предметам.

9. Домашние задания даются учащимся с таким расче­том, чтобы их выполнение занимало: в 1 классе до 1 часа;

во 2 классе до 1,5 часа; в 3—4 классе до 2 часов; в 5—7 классе до 2,5 часов; в 8—9 классе до 3 часов; в 10—11 классе до 4 часов.

10. В 9-х классах и 11-х классах устанавливаются обя­зательные выпускные экзамены. В отдельных классах Со­вет школы может устанавливать по согласованию с отде­лом народного образования переводные экзамены.

Выпускные экзамены в 11 классе принимаются госу­дарственной экзаменационной комиссией, в состав кото­рой могут входить преподаватели школы, представители высших учебных заведений, органов народного образова­ния и др.

По согласованию с администрациями высших учебных заведений оценки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, могут учитываться при сдаче вступительных эк­заменов в данные ВУЗы.

Раздел IV. Учителя.

Учитывая исключительно важную роль педагога, необ­ходимо создать для него все условия для нормальной дея­тельности.

Прежде всего не допускается отвлечение педагогов от их прямых обязанностей и использование их учебного времени, предусмотренного учебным планом и расписани­ем уроков, для других целей.

В школе обеспечивается необходимый психологиче­ский микроклимат: никто, в том числе администрация, не имеет права повышать голос на учителя, делать замечания в течение учебного дня, унижать человеческое достоин­ство. Коллеги, администрация, родители, ученики, техни­ческие служащие проявляют максимум уважения к учите­лям, поднимают и укрепляют их авторитет. Оскорбление учителя является грубейшим нарушением дисциплины и в

особо сложных случаях ведет к увольнению с работы, а учащихся - к исключению из школы. Преподаватели имеют право:

— выбирать формы и методы общения, учебники и учебные пособия;

— принимать участие в составлении учебных программ по своему предмету;

— обращаться в Совет школы по вопросу поощрения

или наказания учащихся;

— принимать участие в работе Совета школы и в рабо­те органов самоуправления, создавать общественные орга­низации;

— имеют право на предоставление одного дня в неде­лю для методической работы и работы в библиотеке (за исключением учителей начальных классов);

— вести факультативные занятия или занятия по предмету, выбранному учащимся, если такой выбор сдела­ли 8—10 учащихся;

— не выполнять работу, которая не предусмотрена учебным планом, расписанием или обязанностями класс­ного руководителя (воспитателя);

— принимать участие в управлении школой, критико­вать должностных лиц.

Преподаватели обязаны:

— Постоянно повышать свою квалификацию, тща­тельно готовиться к учебным занятиям;

— Применять современные методы преподавания, ак­тивизировать учебный процесс;

— Осуществлять дифференцированный подход к уча­щимся, обеспечивать помощь отстающим и развитие спо­собностей и талантов одаренных детей;

— Проводить постоянно воспитательную работу, прояв­ляя заботу о детях, их здоровье и психологическом комфорте. Вместе с тем, быть требовательными и справедливыми;

— Выполнять распоряжения администрации, быть дисциплинированными и аккуратными;

— Работать с родителями, помогать им воспитывать детей;

— Помогать товарищам в работе, придерживаться норм педагогической этики.

Раздел V. Учащиеся. а) Учащиеся школы имеют право:

— выбирать для изучения дисциплины из перечня кур­сов по выбору, которые соответствуют их интересам и

склонностям, а также дисциплины для углубленного изуче­ния. Выбирать профиль обучения (физико-математический, филологический, историко-филологический, естественный);

отстающие - на помощь учителей и воспитателей;

— иметь свою точку зрения по всем вопросам и свободно ее излагать, включая оценку исторических и литературных явлений, поиски оригинальных решений задач и т. д.;

— принимать участие в работе органов самоуправления школы и быть избранным в эти органы;

— избирать членов Совета школы и быть избранным в этот Совет;

— создавать свои общественные организации, свобод­но участвовать в кружках, обществах;

— на уважение и самоуважение. Никто не имеет права унижать человеческое достоинство детей, тем более при­менять физические меры воздействия.

б) Учащиеся школы обязаны:

— старательно учиться, не пропускать занятий без уважительных причин, примерно вести себя, участвовать в жизни класса и школы и общественно-полезном труде, выполнять Устав школы и режим дня;

— настойчиво и творчески овладевать основами наук и навыками самообразования;

— учиться сочетать личные интересы с интересами коллектива;

— овладевать богатствами культуры, искусства, всесто­ронне развивать свои способности;

— подчиняться указаниям руководителей школы и учителей, проявляя к ним должное уважение;

— следить за своим внешним видом: в манере дер­жаться, в одежде проявлять хороший вкус, простоту, скромность;

— корректно и доброжелательно относиться к людям, заботиться о младших, помогать старшим:

— нести ответственность за сохранность имущества школы и учебных пособий;

— достойно вести себя вне школы, в общественных местах, в семье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.