Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к руководителю школы




Некоторые зарубежные теоретики выдвигают идею специальной системы управления, при которой руководи­телю остается решать вопросы только по определенным стандартам. Не снижая значения организации, следует все же отметить решающее значение личности руководителя.

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессио­нальная подготовка, такт, энергия, организаторские спо­собности фактически определяют лицо школы, деятель­ность учительского и ученического коллектива.

Каждый хороший директор хорош по-своему. Однако, есть качества; исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним относятся:

1 Высокая культура, безупречная нравственность. Со­временный директор обладает глубокой общей подготов­кой, он следит за основными событиями в стране и за ру­бежом, его отличают высокая принципиальность, чистота личной жизни. Только образованный человек может руко­водить современной школой. Это ясно для всех. Прекрас­ное знание современной педагогики и психологии, ма­стерство учителя, осведомленность в вопросах науки и культуры, тонкий художественный вкус придают личности директора особое обаяние и не позволяют ему опуститься до уровня заурядного хозяйственника.

2. Организаторские способности, требовательность, экономическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределить обязанности, создать должные условия для работы, четко организовать помощь, контроль и руко­водство, обеспечить высокую деловую активность коллек­тива и снабжение школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость и требовательность. Соче­тание учебно-воспитательных и хозяйственных задач — одна из самых больших трудностей в работе современной школы.

3. Человечность, душевность. В последнее время спра­ведливо уделяется много внимания принципам гуманиза­ции труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы обязан обладать большим за­пасом оптимизма, человеческой гуманностью, вниманием к людям, большой любовью к детям.

Бесспорно, нужен талант, чтобы быть руководителем школы, важны опыт и трудолюбие, не меньшее значение имеет специальная профессиональная подготовка, повы­шение квалификации.

В России делается много для подготовки руководите­лей школ, но интересен и зарубежный опыт.

В качестве примера расскажем, как проходит подго­товка школьных администраторов в США.

В США около ста тысяч директоров средних и эли­тарных школ. Вполне естественно, что вопросам профес­сиональной подготовки школьных администраторов при­дается исключительное внимание.

Вычленяется два вида вопросов: отбор школьных ад­министраторов (технология отбора из числа желающих) и организация их профессиональной подготовки. Более че­тырехсот учебных заведений занимаются вопросами управления и специальной подготовки школьных менед­жеров.

Прежде всего разрабатываются критерии для отбора будущих школьных администраторов. Несмотря на неко­торую наивность и недостаточную достоверность показа­телей, они тем не менее представляют определенный ин­терес и для нас. Так, стажер (учитель, желающий стать администратором) оценивается по своим умственным спо­собностям (оценки в дипломе, мнение членов комиссии), организаторским способностям, эмоциональной уравно­вешенности, моральной устойчивости, умению ладить с детьми, педагогическим успехам, стажу работы, творче­ским способностям, состоянию здоровья. Проводятся со­беседования, тестирование на определение "поведения" в различных ситуациях и т. д. Если стажер проходит эти "испытания", ему дается возможность в течение года быть помощником директора (при снижении учебной нагрузки и сохранении средней заработной платы) и выполнять различные поручения по учебной и финансовой деятель­ности, организации связи с родителями и населением микрорайона. Только после годичной успешной предвари­тельной стажировки он может быть зачислен на специаль­ные курсы по подготовке школьных администраторов с сохранением заработной платы.

Профессиональная подготовка складывается из двух основных форм: на базе специальных курсов обучения в государственных или частных университетах, а также ста­жировки в образцовых школах.

Выпускники учительского колледжа, имеющие стаж работы не менее одного года и степень бакалавра, обуча­ясь на курсах в университете, проходят специальный тео­ретический курс, сдают экзамены и пишут дипломную ра­боту по школоведению. Им присваивается степень ма­гистра педагогики. В некоторых Университетах имеются повышенные дополнительные курсы также с отрывом от

работы, куда принимаются лица, имеющие степень ма­гистра. После успешного окончания они получают звание "специалист по педагогике" (нечто среднее между маги­стром и доктором).

Программа подготовки школьных администраторов состоит из блоков:

а) общеобразовательного (социология, сравнительная педагогика, антропология и психология);

б) управленческого (цели образования и его организа­ция, теория управления, связь с общественностью, учеб­ная работа, руководство учащимися и школьным персона­лом, хозяйственная деятельность);

в) практического, связанного с выработкой нужных умений и навыков (подготовка документов, умение ладить с учителями, родителями, учащимися, спонсорами, на­чальством и т. д.).

Особое внимание (треть учебного времени) уделяется ознакомлению с технологией управления (принятие реше­ний, "моральное руководство", под которым понимается умение создать у педагогического персонала наиболее по­ложительное отношение к своей работе). Будущий руково­дитель обязан придерживаться этических норм и правил:

не повышать голос на учителя, не разбирать работу препо­давателя в присутствии других (чтобы не унижать досто­инства). Руководитель школы обязан знать эмоциональ­ные особенности каждого учителя и осуществлять индиви­дуальный подход и т. д.

На курсах обучают искусству анализа и самоанализа, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и выраба­тывать пути исправления своих ошибок, недостатков харак­тера. Деловые игры на каждом ходу. Например: "Как вы бу­дете говорить с человеком, который вам лично неприятен, но он полезен для школы?" Разбираются варианты. Тут и голос, и жесты, и мысли "про себя" (почти самовнушение) и тре­нировки.

Вся система подготовки носит конкретный, приклад­ной характер. Например, философские концепции при из­учении художественной литературы позволяют тут же вы­рабатывать критерии понятий "хорошая жизнь", "хорошее общество", "хороший человек", "хорошее образование" и т. д. При изучении экономических или политических тен­денций тут же уточняются сущность экономики американ­ского образования и других стран, автоматизации и техни-

ческого прогресса, человеческих и природных ресурсов в аспекте будущих нужд общества, особенности местного самооуправления, отношения между церковью и государ­ством, международные отношения и т. д.

Много времени тратится на изучение методов управ­ления (технологию). Здесь и подбор кадров, финансовая деятельность, принципы выбора учебного плана, способы изучения деятельности преподавателей (то, что мы назы­ваем контролем) и т. д.

Как мы говорили выше, третий этап в подготовке школьных администраторов заключается в стажировке. Это совершенно оригинальный и эффективный способ "доводки" будущего администратора до нужной кондиции. Стажировка длится год, проходит под руководством опыт­ного администратора и преподавателей соответствующего колледжа, проводится после окончания теоретического курса и рассчитана на приобретение соответствующих на­выков управления в реальной школьной обстановке.

К стажировке допускаются, как правило, учителя, имеющие стаж работы от одного до пяти лет, в возрасте 25—45 лет, прошедшие курсы теоретической подготовки и получившие степень магистра, кроме того "выдержавшие" собеседование отборочной комиссии.

Стажеры получают свою прежнюю учительскую зара­ботную плату.

Начинается стажировка в школьном округе, стажеры помогают суперинтенданту по сбору нужной информации в микрорайоне, закупке различного школьного оборудования. Затем в школе в качестве дублера директора проводят конкретную работу по руководству школой. Коллектив учителей выполняет все распоряжения стажера, директор данной школы вмешивается только в крайнем случае, правда по основным вопросам обсуждение проходит пред­варительно, но об этом никто не знает и авторитет стаже­ра всячески поддерживается. Примерно раз в неделю ста­жеры собираются в отделе народного образования для об­суждения своей работы. Такая стажировка помогает выра­ботать нужный стиль руководства, необходимые навыки, перенять опыт, а значит и уменьшить разрыв между теоре­тическими знаниями и реальной школьной обстановкой.

Не следует, однако, думать, что в США нет проблем. Такая система стоит больших денег, не во всех регионах

они есть, поэтому нередко встречаются руководители эле­ментарных школ, которые такой подготовки не получили.

Мы не идеализируем американских директоров. Наши директора ни в чем не уступают лучшим школьным адми­нистраторам самых передовых стран Запада. Просто на­шим руководителям работать труднее.

Что касается профессиональной подготовки, то наша система нуждается в серьезной корректировке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.