КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана жизни детей и педагогического персонала
Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и жизни учащихся. С этой целью он проводит с учителями и обслуживающим персоналом занятия по охране жизни детей, знакомит с основными законами и требованиями. Обеспечивает условия для нормальной деятельности. всех работников школы и детей. Деятельность руководителя школы по данному аспекту проводится в трех направлениях: 1) Обеспечение медицинского осмотра детей и лечения тех школьников, которые в этом нуждаются (особенно лишенных родительского внимания). 2) Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода, чистота), недопущения перегрузки и перенапряжения, проведение спортивных занятий. 3) Строгое соблюдение правил техники безопасности в лабораториях, мастерских, физзале, во время походов, соревнований и т. д. С этой целью важно выполнять следующие важнейшие положения: а) школа должна иметь самостоятельный огражденный земельный участок с площадью озеленения не менее 40— 50%. Спортивная зона по возможности должна создаваться со стороны спортивного зала; б) в школе должны быть учебные секции для 1—3 и 4— 5 классов, а также для трудового обучения, учебно-спортивного и культурно-массового назначения, организации продленного дня, общешкольного назначения (столовая, библиотека, медицинские кабинеты); в) естественное и искусственное освещение должно соответствовать санитарным нормам (75—100 люксов), для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов; г) в школе предусматривается определенный тепловой режим: в классах и кабинетах 17-20 градусов, в мастерских — 16—18 градусов, в спортивном зале 15—17 градусов; д) оборудование помещений должно соответствовать гигиеническим нормам: парты и столы устанавливаются с учетом возраста детей и их роста вдоль классов в два-три ряда, с проходом шириной 0,6—0,7 м; е) уборка проводится" спален — утром, классов — после окончания уроков, коридоров и рекреаций после каждой перемены, умывальных и уборных после каждой перемены с применением дезсредств; ж) строго выполняется учебно-воспитательный режим: продолжительность перемен — 10 мин., большой перемены — 30 мин (вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены по 20 мин каждая). з) необходимо налаженное питание учеников и учителей в столовых и буфетах, соответствующее санитарным нормам по калорийности и качеству. Директор школы лично проверяет и совместно с завучем, завкабинетами, завхозом обеспечивает: — состояние, размеры и техническую оснащенность спортсооружений, площадок и физкультурного зала; — готовность учебных кабинетов, их укомплектованность и выполнение техники безопасности; — готовность к занятиям учебных мастерских, их характеристика и обеспечение техники безопасности; — наличие технических средств обучения, их состояние и хранение; — наличие и состояние буфета или столовой; — организацию питьевого режима; — наличие медицинских кабинетов и документации; — состояние школьной мебели; — сведения о книжном фонде библиотеки; — готовность школы к зиме. Характер отопительной системы, ее опрессовка, состояние, запас топлива; — освещение школы и классных помещений; — состояние электросети и заземление; — наличие и состояние противопожарного оборудования; — водо- и газоснабжение; — состояние вентиляции; — предоставление сельским учителям льгот и преимуществ, предусмотренных законом; — выполнение решений о подвозе детей, проживающих на расстоянии 3 км и более от школы, наличие интерната, его состояние. Лично директор вместе с заместителем по хозяйственно-административной части систематически проверяет электрооборудование, противопожарный инвентарь, выходы из помещений, лестничные площадки, хозяйственные помещения. Еще нередко в ряде школ устраиваются под лестничными площадками у запасных выходов небольшие складские помещения, загромождающие дверные проемы, запасные двери запираются висячими замками, фактически исключающими возможность выхода. В каждой школе должен быть план эвакуации на случай пожара, назначены ответственные, проинструктированы дежурные и все учащиеся. Особо важно позаботиться о технике безопасности в учебных мастерских, на сельскохозяйственных работах, в спортзалах, о знаниях учащимися и руководителями правил безопасности во время походов, купаний, изучении в школе правил уличного движения и т. д. Нормативные и инструктивные акты по вопросам организации общественно полезного труда учащихся общеобразовательной школы ясно указывают, что директор несет ответственность за несчастные случаи в школе, происшедшие в результате нарушения правил безопасности. Важно, чтобы учителя труда, физкультуры, химии, физики, биологии, классные руководители инструктировали по технике безопасности каждого учащегося. Директор школы обеспечивает наблюдение за здоровьем детей, работу врача и медицинских сестер, помогает детям, нуждающимся в специальном лечении. Особую заботу проявляет о детях, потерявших родителей, изучает условия их жизни, защищает их права на жилплощадь, имущество, наследство. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какую роль играет личность руководителя школы? Какие важные качества необходимы директору современной школы? 2. Составьте циклограмму управления школы. 3. Как организовать труд руководителя школы? 4. Как сберечь время учителя? Что зависит от руководителей школы, а что от самого учителя? 5. Каковы права и обязанности должностных лиц школы? 6. Как совместить единоначалие и коллегиальность в управлении современной школой. 7. Как обеспечить охрану здоровья и жизнь детей. Перечислите основные задачи и действия директора. Литература для самостоятельной работы Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982. Березняк Е. С. Руководство современной школой. М., 1988. Горбунова Н. В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М., 1995. Горская Т. И. Организация учебно-воспитательного процесса. М„ 1977. Захаров М. Б. Организация труда директора школы. М., 1971. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985. Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М., 1982. Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. М., 1989. Пикельная B. C. Содержание и организация руководства учебно- воспитательным процессом в училище. М., 1985. Портнов М. Л. Азбука школьного управления. М., 1991. Портнов М. Л. Труд руководителя школы. М, 1984. Раченко И. П. НОТ учителя. М., 1989. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором. М, 1973. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1992. Фролов П. Т. Школа молодого директора. М., 1988. Глава 23
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |