Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала




23. 1. Содержание и методика работы педагогического совета

В современной общеобразовательной школе сложи­лись эффективные формы повышения квалификации учи­телей, однако между различными видами работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и по­требностей учителей. Задача заключается в том, чтобы вы-

577

работать систему, найти доступные и вместе е тем полез­ные методы повышения педагогического мастерства.

Повышение квалификации начинается с организации деятельности Педагогического совета.

Деятельность Педагогического совета определяется "Положением о Педагогическом совете общеобразова­тельной школы". Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспита­тели, библиотекарь, врач, председатель родительского ко­митета и Совета школы.

Нужно различать две стороны в деятельности педсове­тов: а) производственно-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведе­ния экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с уча­щимися и б) научно-педагогическую: обсуждение указа­ний руководящих органов и результатов научных исследо­ваний и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе.

Развитие научно-методической деятельности педсовета свидетельствует о высоком уровне профессиональной ква­лификации педагогического коллектива. В такой школе производственные вопросы решаются оперативно, на ра­бочих совещаниях, а если и выносятся на педсовет, то время на их рассмотрение ограничивается с учетом пред­варительных согласований.

Можно выделить четыре этапа в подготовке и прове­дении педсоветов:

— планирование педсоветов на год;

— предварительная подготовка конкретного педсовета;

— непосредственное проведение педсовета;

— работа по выполнению решений педсоветов. Перспективное планирование педсоветов. Как правило, в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания — допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен, как правило, утверждению го­дового Плана работы школы, обсуждению доклада дирек­тора школы по анализу работы за прошлый год и фунда­ментальному обсуждению задач, на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необхо­димо подвергнуть обсуждению наиболее важные, прин­ципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем на­правлениям: организация труда, учебная и воспитательная

работа.

Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей иско­ренения недостатков по обсуждаемому вопросу и внедре­ния в практику научно обоснованных рекомендаций.

Как правило, на каждый год педагогический коллек­тив школы берет какую-то научно-практическую пробле­му, и избранная тема в значительной степени определяет направленность педсоветов. Допустим, школа в текущем году работает над двумя темами:. активизация обучения;

вопросы нравственного воспитания. Педагогические сове­ты на год можно спланировать следующим образом.

1-й педсовет - август. Вопросы:

1) основные задачи школы в области нравственного воспитания;

2) теоретические основы и практические приемы ак­тивизации учебной деятельности учащихся в про­цессе обучения;

3) утверждение плана работы школы на текущий

учебный год. 2-й педсовет — ноябрь. Вопросы:

1) развитие способностей детей;

2) работа с "трудными" детьми. 3-й педсовет — март. Вопросы:

1) каков он, современный урок?

а) основные требования к современному уроку —

доклад;

б) анализ уроков, обмен опытом работы;

2) спортивная работа в школе - доклад и обсуждение;

3) совместная работа школы и семьи по нравственно­му воспитанию - сообщения ряда классных руко­водителей.

 

 

4-й педсоветмай. Вопросы:

1) взаимоотношения учителей и учащихся — доклад на основе анализа работы школы;

2) подготовка к экзаменам и летнему отдыху детей -план мероприятий.

5-й педсовет — май-июнь. Рабочие педсоветы по во­просам результатов экзаменов и перевода учащихся.

Таким образом, все педсоветы связаны тематически, разбираются разные аспекты нравственного воспитания и активизации обучения, результаты научных исследований и передового опыта непосредственно направлены на внедрение в практику, тематика базируется на конкрет­ном материале школы и анализе деятельности всех учите­лей. По каждому вопросу намечены докладчики и содо­кладчики, ответственные от администрации и обществен­ных организаций.

Работа методических предметных объединений и са­мообразование учителей также должны тематически быть увязаны с проблемами, которые решаются на педсоветах, с учетом особенностей предметов, индивидуальной подго­товки и интересов отдельных педагогов.

Педсоветы должны стать аккумулятором педагогиче­ского опыта с учетом требований времени и задач, стоя­щих перед современной школой.

Предварительная подготовка конкретного педсовета. Педагогический совет школы должен тщательно гото­виться. Это положение ни у кого не вызывает сомнения, но практика показывает, что техника подготовки не всег­да отработана и фактически педсоветы часто готовятся формально: назначается докладчик, ему же поручается проект решения, а все дальнейшее предоставлено стихии.

Теоретически обосновала и оправдала себя в практике школы следующая методика подготовки педсовета: по об­щешкольному плану выделен ответственный за доклад, остальные вопросы подготовки решает администрация — директор и его заместители. Администратор за один-два месяца советуется с докладчиком об основном содержа­нии выступления — теоретической основе, методах и на­копленном конкретном материале. Устанавливается, что прочитать, где познакомиться с образцами работы по теме (в своей школе, в другой школе, в ИУУ, ИПК и т. д.), со­ставляется план посещения мероприятий, уроков, сове-

58G

щаний в школе, намечаются учителя, способные выступить с содокладами или представить интересный материал.

К подготовке педсовета подключаются отдельные ра­ботники школы, а иногда методические объединения, ко­торые изучают работу учителей и предварительно обсуж­дают сильные и слабые стороны учебного процесса с об­щепедагогических позиций. Полезно подготовить неболь­шую выставку, выпустить методический бюллетень, выве­сить список литературы.

Подготовка педсовета — это работа по созданию твор­ческой свободной обстановки, всестороннего обсуждения вопроса. Разумеется, (мы это особо подчеркиваем) не следует регламентировать педсовет так, чтобы лишать слова учителей, желающих опровергать или критиковать кого бы то ни было из членов коллектива, включая чле­нов администрации.

Таким образом, умение своевременно отобрать теоре­тически обоснованный материал, подобрать удачные при­меры из опыта, рекомендовать приемы внедрения в прак­тику лучших образцов обеспечивают успех педсовета. Труд большой, но он окупается результатами — научной направленностью работы педагогического коллектива.

Непосредственное проведение педсовета. Итак, педсо­вет подготовлен: согласованы основные вопросы и содо­клады, подобраны выступления, составлен проект реше­ния. Можно ли считать, что успех педсовета обеспечен? Нет, нельзя. Во-первых, педсовет — не инсценировка. Подготовка не означает, что выступать должны только те, кого наметили. Это привело бы к снижению весомости педсовета и зажиму всякой дискуссии и критики. Это прежде всего Совет! Нужно выслушать различные точки зрения, всесторонне осветить вопрос, затронуть то, что волнует всех учителей.

Коллектив преподавателей состоит из очень разных людей: одни реагируют на критику спокойно, другие оби­жаются, а порой даже взрываются; одни способны кратко и четко выражать мысли, другие — поддаться эмоциональ­ному настрою и больше говорят о своих переживаниях, чем по существу. Всему коллективу следует договориться о культуре проведения всех совещаний, в том числе и пед­советов. Эти правила просты: четкий регламент (начинать вовремя, проводить педсовет не более трех часов, на до­клады и выступления отводить только положенное вре-

мя), не допускать эмоциональных взрывов (все обсужде­ния проводить в спокойной деловой обстановке), все вы­ступления должны содержать анализ затронутого явления и вносить конкретные предложения.

Директор школы, начиная педсовет, порой должен напомнить об этих правилах и строго их придерживаться. Много зависит от обстановки, умения руководителя ди­рижировать процессом обсуждения, его такта, настроения, точности замечаний, умной реакции на те или иные вы­ступления или реплики. Важно, чтобы директор обладал должным авторитетом, находчивостью, хорошо знал со­держание обсуждаемого вопроса, состав учителей, владел собой.

Работа по выполнению решений педсоветов. Решения по производственно-деловым вопросам фиксируют то или иное положение: план утвержден, перевод ученика утверждается и т. д. Здесь все ясно и определенно. Го­раздо сложнее с решениями по научно-педагогическим вопросам. Такие решения, как говорилось выше, го­товятся заранее, предварительно обсуждаются на сове­щании при директоре. Разумеется, они должны учиты­вать итоги обсуждения и высказывания учителей, но, как правило, основные положения остаются. В таком решении прежде всего очень кратко излагается теоре­тическая основа темы обсуждения, дается обоснование, затем четко и определенно формулируются задачи, стоящие перед учителями и администрацией школы, перечисляются некоторые методы и приемы реализа­ции этих задач с указанием, где возможно, ответствен­ных и сроков.

Решение педсовета фиксируется в протоколе и отдельно вывешивается в учительской для ориентации. В решении имеется приписка о контроле за выполнением решений. Ре­зультаты контроля должны обсуждаться в рабочем порядке, о них докладывается на следующем педсовете.

В чем сущность выполнения решений педсоветов? Прежде всего руководители школ должны добиться, чтобы все учителя школы действительно усвоили основные про­блемы, которые поднимались на педсовете. Руководители школы планируют внедрение рекомендаций педсовета в практику работы всех учителей, оказывая им необходимую конкретную помощь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.