Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение обязанностей




Организационная деятельность начинается с распре­деления обязанностей, подготовки так называемой цикло­граммы управления.

Необходимо определить круг должностных обязанно­стей и прав всех руководителей школы. Это непростой во­прос.

Проблемы рациональной передачи или, как говорят, делегирования управленческих полномочий "вниз" — важ­нейшие проблемы не только для школы. Не следует бо­яться доверять своим помощникам и товарищам по рабо­те принимать решения и самостоятельно выполнять их. Передача части полномочий подчиненным - способ уси­ления власти.

Распределение обязанностей и поручений в школе идет по четырем направлениям:

— между членами администрации;

— между учителями;

— на уровне ученических организаций и актива уча­щихся;

— между техническими работниками и другими работ­никами школы.

Четкое распределение обязанностей между директо­ром и заместителями исключает параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создает возможность равномерно распре­делить нагрузку и учесть склонности членов администра­ции. Например, в одной из школ так распределены обя­занности: директор школы руководит через своих замес­тителей всей учебно-воспитательной, методической, вне­классной и организационной работой. Непосредственно руководит родительским комитетом, учкомом, осу­ществляет финансовую, административную и хозяйствен­ную деятельность. Кроме того, курирует учебную и вне­классную работу по литературе и истории в 8—10 классах и трудовое обучение. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных программ, качество преподавания, за текущее планирова­ние, расписание, руководит учебной работой и методобъединениями, осуществляет контроль за постановкой учеб­но- воспитательной работы и курирует преподавание всех предметов за исключением литературы и истории в стар­ших классах. В его обязанности входит наблюдение за внеклассной образовательной работой, факультативными занятиями и отчетами учителей.

Заместитель директора по воспитательной работе ор­ганизует работу учкома, контролирует и организует обще­ственно-полезный труд и внеклассные занятия с учащи­мися в школе и по месту жительства, руководит семина­ром классных руководителей и профориентационной ра­ботой школы, осуществляет руководство работой всех кружков и спортивными соревнованиями.

Директор всячески поддерживает авторитет и значение своих помощников, не отменяет их решений, способствует их выполнению. Если директор не согласен со своим за­местителем, он этот вопрос пытается разрешить наедине, убедить, но перед лицом коллектива администрация вы­ступает единым фронтом.

Особое внимание следует уделить распределению обя­занностей между членами коллектива.

Выписав все виды работ по школе и рассчитав, сколь­ко времени в неделю потребует выполнение тех или иных поручений, директор составляет инструкции и памятки.

Например, в памятке руководителя методобъединения указывается:

1. Составляет план работы методобъединения на полу­годие.

2. Организует заседания методобъединения раз в чет­верть.

3. Организует посещение и обсуждение открытых уро­ков по своему предмету из расчета — каждый учитель -один открытый урок в полугодие.

4. Лично посещает не менее двух уроков в четверть у своих коллег (кроме открытых уроков).

5. Помогает молодым и неопытным учителям предва­рительно разработать тематические планы и отдельные уроки (используя силы лучших учителей по предмету).

6. Силами методобъединения готовит 1—2 доклада на школьные педагогические чтения или конференцию.

При участии Совета школы, профсоюзной организа­ции намечаются ответственные за тот или иной участок, ведутся переговоры с этими учителями, обсуждаются со­держание и формы работы.

Такая запланированная четкость в организации обес­печивает решение многих вопросов обучения и воспита­ния с максимальным учетом индивидуальных качеств учителей и минимальной затратой их усилий и времени. Каждый член коллектива получает посильное справедли­вое задание, у каждого имеется право выбора. Учитывает­ся и состояние здоровья и особенности семьи.

Много трудностей встречается в работе школы с опре­делением прав и обязанностей актива учащихся. В учкоме (или Совете школы) разрабатываются памятки на все ви­ды ученических поручений — от председателей учкома до дежурного по коридору и по классу. Следует избегать об­щих выражений и непосильных требований-просто, ясно и конкретно.

Например: дежурный на посту № 1 приходит за 15 минут до начала занятий, следит во время перемены и после уроков за порядком на своем участке. После уроков —

уборка своего участка.

Каждый знает свои обязанности и выполняет их, кон­троль за их работой конкретный и действенный.

Научная организация управленческого труда не может быть полной, если директор не сумеет организовать дея­тельность врача, библиотекаря, технических работников, кочегаров, слесаря, электрика, бухгалтерии, лаборантов, повара и т. д. Для этих категорий работников необходимо

составить график рабочего времени, изучить и точно рас­писать, что и в какое время дня и недели должен делать каждый работник. Такие инструкции организуют труд ра­ботников сферы обслуживания и облегчают контроль за их деятельностью. В этих инструкциях с учетом особенно­стей школы нужно перечислить обязанности и предусмот­реть создание необходимых условий, обеспеченность ин­вентарем, вопросы техники безопасности и т. д. Именно отсутствие точного распорядка, неясность поручений и обязанностей чаще всего являются причиной всевозмож­ных необдуманных сиюминутных поручений и слабой ра­боты обслуживающего персонала.

Культура педагогического труда. Внедрение в практику основных требований научной организации труда в значи­тельной степени зависит от тех условий, которые созда­ются для всех работников в школе. Речь идет прежде всего об элементарном порядке, экономии времени, мате­риальном обеспечении, педагогической культуре, ответ­ственности сотрудников за порученное дело.

Наглядные пособия, карты, технические средства пос­ле использования обязательно возвращаются на место, ни в учительской, ни в классах ничего не остается. Точно установлено, где лежат мел, тряпки, кто в какое время все доставляет в класс.

Культура педагогического труда - это прежде всего элементарный порядок в школе. Добиться его — долг любого.;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.