Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упорядочение труда учителя




Учитель очень перегружен. Исследования показывают, что во многих коллективах рабочее время учителей дохо­дит до 55—65 часов в неделю.

По интенсивности труда самым напряженным являет­ся время урока. Эффективность урока а решающей степе­ни зависит от предварительной подготовки, поэтому при определении необходимых затрат рабочего времени учи­телей нужно учитывать все виды педагогической деятель­ности, включая работу по повышению квалификации и внеурочные образовательные и воспитательные меро­приятия. Нормирование педагогического труда — не толь­ко личное дело педагога, это серьезная педагогическая проблема. Требуя от учителя организованности, должного уровня культуры умственного труда, администрация обя­зана создавать все необходимые условия.

Можно выделить в основном три стиля работы в учи­тельских коллективах.

— Время учителя почти не регламентируется и мало продумывается. Администрация школы требует, чтобы учителя и классные руководители присутствовали на всех мероприятиях, вечерах, собраниях, олимпиадах, соревно­ваниях, проводили кружки, дополнительные занятия, про­веряли все тетради, дневники, писали характеристики, отчеты, рапорты, планы, сценарии и т. д. Директор школы заявляет: "Где бывают ученики, там должны быть их учи­теля и классные руководители. Это их обязанность. Пусть учителя рассчитывают свое время сами!" При таком под­ходе у учителей, например, русского языка, литературы, математики и начальных классов нагрузка доходит до 65 часов в неделю, у других — до 55—60 часов.

— В ряде школ администрация произвольно увеличи­вает количество вызовов и собраний и время на их прове­дение (отдельные мероприятия, совещания и педсоветы затягиваются на несколько часов), дают дополнительные нагрузки в виде усложненных форм дежурства, отчетов и специальных поручений. Такой стиль работы глубоко по­рочен и опасен для школы. При колоссальном напряже­нии сил и затрате времени эффективность работы, как правило, крайне низка.

— Есть более рациональный и щадящий стиль работы. Администрация школы нормирует внеурочную работу учи­телей. Составляются графики нагрузки, ограничивается количество собраний и мероприятий, соблюдаются нор­мы отчетности и дополнительных нагрузок, однако учиты­ваются лишь поверхностные количественные показатели. Сам процесс, содержание работы, тем более учебная ра-

бота и подготовка к ней специально не продумываются. Тем не менее такой подход дает заметный и полезный ре­зерв, облегчает деятельность работников школы и способ­ствует улучшению учебно-воспитательного процесса.

Только комплексная деятельность администрации и учителей по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате времени и сил. Уже накоплен положительный опыт в ряде передо­вых школ, позволяющий предложить проверенные жизнью рекомендации по упорядочению нагрузки учите­лей и интенсификации их труда.

Резервы времени учителей при организации учебного процесса. Официальная нагрузка учителя в среднем 18—24 часа в неделю, т. е. 3—4 часа в день. Фактически она со­ставляет 45—50 часов в неделю, 8—9 часов в день (не счи­тая других видов занятости).

Подготовка к урокам занимает в среднем 1 час на урок (начинающие учителя 1,5-2 часа, опытные - 30-60 ми­нут). Учителя начальных классов, языка и математики на проверку тетрадей расходуют 2—3 часа в день. Многие учителя на подготовку наглядных пособий, дидактическо­го материала, специальных перфокарт, оборудование ка­бинета — не менее одного часа в день. Большинство учи­телей работает с отстающими и сильными учениками в различных группах, в кружках индивидуально и тратят на это в среднем один час в день. Если к этому прибавить, что учителя-новаторы, пытаясь внедрить новые, прогрес­сивные формы работы, изготавливают специальные сложные пособия, приспособления, технические средства, то станет ясно, что учебная нагрузка порой просто не поддается учету.

Где же кроются резервы времени учителя и какова роль администрации?

Прежде всего очень многое зависит от культуры ум­ственного труда самого учителя, его умения распределить свои усилия и свое время. Руководители школы обязаны провести занятия с учителями, провести инструктаж, выра­ботать рекомендации по технике работы преподавателя. Особое внимание следует обратить на предварительную подготовку учителя, его умение исподволь, постепенно на­капливать учебный материал, делать выписки, составлять карточки, подготавливать решебники и т. д. Нужно научить

учителей рационально готовить тематические планы и планы уроков, подсобный материал, технические средства и т. д.

Во-вторых, администрация школы не должна предъ­являть к учителям усложненных требований, выходящих за рамки нормативных документов. Например, нельзя требовать, чтобы учителя проверяли все тетради учени­ков.

В-третьих, много недоразумений происходит с плана­ми уроков. Нет сомнений: план урока должен быть обяза­тельно. Но обязательно ли на каждый класс? Обязательно ли писать решение задачи, цитаты, выдержки и другой фактический материал? В целях экономии времени в ряде школ нашли очень удобные и эффективные приемы оформления поурочных планов.

— Для параллельных классов на одну тему составляет­ся единый план, но прилагаются возможные варианты во­просов, заданий с учетом особенностей класса.

— Разрешается пользоваться ранее написанными пла­нами, но с добавлениями новых вопросов и заданий.

- Цитаты, решения задач могут содержаться на от­дельных карточках или листах бумаги, приложенных в конверте к планам.

- Записи учителя могут носить краткий характер, удобный именно для данного учителя. Отдельные части плана могут ограничиваться указанием глав, параграфов, страниц учебника или пособия.

В-четвертых, в целях. сохранения времени учителей администрация школы может организовать специальную методическую помощь учителям — регулируемую систему взаимопомощи, предварительно разработанные опытны­ми учителями примерные методические разработки цикла уроков по теме или отдельных уроков по узловым вопро­сам с приложением рекомендуемой литературы.

Важна экономия времени в процессе внеурочной вос­питательной работы. Классные руководители тратят на внеклассную воспитательную работу до 8—10 часов в неде­лю, включая подготовку к ней. Основные направления работы: классный час, воспитательные мероприятия, ин­дивидуальная работа с детьми, связь с родителями и ве­дение документации.

Руководители школы обязаны в системе повышения квалификации классных руководителей особое внимание обратить на техническую вооруженность, выработку уме-

нии правильно организовать проведение воспитательного мероприятия. Экономия времени достигается за счет си­стематизации и стандартизации отдельных школьных ме­роприятий, таких как: торжественные школьные церемо­нии, ритуалы, предметные и тематические вечера, встре­чи и т. д. Ответственные за мероприятия и классные руко­водители не тратят времени на решение организационных вопросов, они раз и навсегда продуманы и запрограмми­рованы. Их усилия направлены на содержательные эле­менты вечера, поиск оригинальных, самобытных реше­ний.

Большим подспорьем для классного руководителя яв­ляется наличие условий для проведения воспитательных мероприятий: оборудование игровых площадок, специ­альных помещений, приобретение литературы, игр, ин­вентаря и т. д.

Руководители школы серьезно помогут классному ру­ководителю, если резко сократят поток его письменной информации, количество документации. К сожалению, в ряде школ требуют от классного руководителя разверну­того подробного плана воспитательной работы, сценариев и планов каждого мероприятия, письменных отчетов, раз­личных рапортичек о собраниях, протоколов, подробных характеристик на каждого учащегося, ведения специально­го дневника классного руководителя и т. д. Кому нужен этот поток бумаг? Кто читает всю эту массу? Сколько вре­мени тратится на составление часто никому не нужных документов!

Министерство установило точный перечень школьной документации. Нет надобности его менять. Повседневная информация может носить устный характер, в отдельных случаях пишутся докладные. Даже составление характери­стик следует упорядочить. Они должны быть краткими и составляться только по мере надобности.

Важно упорядочение проведения собраний и заседа­ний. Существуют предельно допустимые затраты времени на различные собрания и заседания. Колоссальные потери времени имеют учителя из-за низкого уровня проводимых мероприятий и их примитивной организации. Совещания нередко затягиваются на 2—3 часа и больше, а педсоветы длятся порой свыше 4 часов.

Вот пути упорядочения, проверенные практикой рабо­ты многих школ:

 

педсоветы — 1 раз в четверть — 2—3 часа;

методические объединения всех видов, включая практикумы, школы передового опыта, семинары и кон­ференции — 1-2 раза в четверть по 1,5—3 часа;

— семинар классных руководители — 2 раза в чет­верть — 1 час:

— родительские собрания — 1 раз в четверть — 1 час;

— профсоюзные собрания — 1 раз в четверть — 1 час:

Итого: 10 совещаний в четверть - 12-13 часов. Дежурство учителей необходимо привести в нормы, определенные Министерством: учитель дежурит только в часы и дни, когда у него есть уроки, приходит за 20 минут до уроков и уходит через 20 минут после уроков. В луч­ших школах вообще отказались от дежурства учителей, с этой работой вполне справляются учащиеся под руковод­ством учкома Назначается только один учитель-методист, который проводит предварительный инструктаж и выбо­рочную проверку дежурства постов (в свое рабочее время).

Администрация школы берет под свой контроль дея­тельность кружков, обществ, клубов, а также занятия учи­телей с отстающими учениками. На все перечисленные виды работ — не более 1 часа в неделю. Кружки проводят­ся раз в две недели, занятия с отстающими не чаще одно­го раза в неделю (при крайней надобности).

В заключение перечислим те условия, которые спо­собствуют упорядочению рабочего времени учителей:

— по возможности нагрузку по параллельным классам

и в одну смену;

— с учителем, работающим в две смены, расписание согласуется. "Окна" и разрывы между сменами доводятся

до минимума;

— освобожденный методический день каждому учите­лю-предметнику;

— дежурство исключительно в рабочее время;

— педсоветы и заседания (всех видов) раз в неделю в точно определенные дни и часы;

— единые требования к составлению планов уроков, мероприятий, проверке домашних заданий, тетрадей, дневников, ведению документации; на все виды вне­классной работы примерно 3—4 часа в неделю:

— кооперация труда учителей, система взаимодействия (совместные мероприятия двух-трех классов, обмен докла-

дами и выступлениями, четкое распределение функцио­нальных обязанностей и поручений и т. д.);

— минимум вызовов администрацией;

— предоставление свободных дней для самообразова­ния, посещения ИПК и передовых школ в каникулярное время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.