Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация помощи молодому учителю




Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства проис­ходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы, с первых дней начинается наибо­лее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Говорят, хорошо, если учитель попал в сильный го­родской педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом ин­ституты, библиотеки. Но. здесь свои трудности: в таких шко­лах — высокий уровень требований, развитые ученики, под­готовленные родители. А как быть молодому учителю в сельской школе? Там ниже уровень требований, но там учитель фактически один, ведет он порой разные классы и нередко 2—3 предмета, спросить не у кого и с пособиями плохо... Разные условия диктуют и разные формы помо­щи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.

Какие трудности встречаются в работе молодого учителя?

Прежде всего в области обучения молодой учитель не­достаточно владеет конкретным материалом по теме. Он знает, например, творчество Л. Н. Толстого или историю французской революции, законы Ньютона, но ему очень сложно отобрать конкретные факты биографии писателя или популярно раскрыть сущность законов Ньютона. Молодой учитель испытывает колоссальные трудности в подборе материала, в подготовке уроков и т. д. Как прави­ло, он не владеет методами работы. "Опрос для меня на­стоящая пытка, — признается одна начинающая учитель­ница. — Что делать тридцати ребятам, пока тянется эта "канитель" с вытягиванием ответа? А какую ставить оценку?".

Объяснение материала — любимая часть урока для на­чинающего педагога. Он старательно и чаще всего хоро­шо рассказывает. В классе тишина, слушают с интересом. Но урок — это не только пассивное восприятие, это еще работа по формированию знаний, навыков, умений, и вот здесь наибольшие опасности подстерегают новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не вла­дея арсеналом методов обучения, молодой учитель спе­шит еще и еще что-то интересное рассказать, занять уче­ников, успокоить, развлечь...

Сложно с осуществлением дифференцированного под­хода к учащимся. Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить диагноз отставания, степень запущенности, своеобразие памяти, мышления, внимания отдельных уче­ников, поэтому он лишен возможности регулировать формирование знаний. Молодой учитель избегает вызы­вать слабых учеников, он боится их, он старается иметь дело с сильными, не знает как помочь отдельным уча­щимся. В результате, отставание уряда учащихся усили­вается, их развитие в процессе обучения проходит сти­хийно

Не меньше трудностей в воспитательной работе. Мо­лодой учитель, как правило, неплохо проводит с учащи­мися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как сложно для него провести собрание, диспут, кон­ференцию, организовать дежурства, трудовые дела...

Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю — это предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические

 

занятия. У него достаточно свежи сведения, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Такая помощь может носить: а) предварительный характер и охватывать всю группу молодых учителей; б) помощь может быть индивидуально-предупредительной, связанной с конкретной подготовкой к урокам и различ­ным мероприятиям; в) помощь оказывается в результате ознакомления с работой молодого учителя.

Предварительная беседа с молодыми учителями начи­нается с элементарного ознакомления с традициями шко­лы, особенностями учебно-воспитательного процесса. Директор школы показывает кабинеты, классы, при­школьный участок. В простой и яркой беседе раскрывает особенно удачные приемы работы отдельных учителей и классных руководителей. Как бы попутно даются и пер­вые конкретные советы: "У нас в школе не принято кри­чать на учеников. Крик учителя вызывает ответную реак­цию, возникает конфликт, а это, как правило, не приво­дит к решению вопроса". "У нас в школе не выставляют учеников из класса, не читают "нотации" во время уро­ков и т. д. ".

Заместитель директора по учебной работе школы про­водит с молодыми учителями беседу о том, как составлять планы уроков, заполнять журналы, вести нужную доку­ментацию. Показываются образцы. Особое внимание об­ращается на подготовку к уроку, организационные сторо­ны учебного процесса. С молодыми учителями проводят беседы и опытные учителя. В первую очередь даются са­мые простые доступные советы; как проводить классный час, организовать дежурство, распределить обязанности, подобрать актив и т. д.

С чего начинать молодому учителю? С тщательной подготовки к уроку. Необходимо так подготовиться к уроку, чтобы у учащихся не было ни минуты свободного времени, чтобы в течение всего урока ученик думал, рабо­тал, был предельно занят. Самое страшное, если молодой учитель вырабатывает "штамп" комбинированного урока. Во время опроса он выступает в роли бездушного контро­лера (а класс не работает), во время объяснения — в роли бесстрастного информатора, закрепление проводит фор­мально, задание на дом дается наспех... На таких уроках все сводится к усвоению готовых знаний и их воспроиз­ведению, не происходит включения учеников в мысли-

тельную деятельность, они не развиваются, не растут ин­теллектуально и духовно.

Важно внушить молодому учителю, что первое усло­вие успешного урока — четкое, научно-обоснованное, убе­дительное объяснение. Материал по теме расчленяется на определенные части, структурные элементы, каждый из них особенно подчеркивается (план, тезис, повторение, демонстрация), должным образом осмысляется, под­тверждается примерами, доказательствами. Ученики шаг за шагом идут от простого к сложному, на уроке овладе­вая необходимым объемом знаний и навыков. Вот этим искусством — учить на уроке — и нужно овладевать учите­лю с первых шагов его преподавательской деятельности.

Разумеется, общие предварительные беседы не решают проблемы. Они как бы вводят молодого учителя в курс де­ла, знакомят с лучшим опытом школы, основными требо­ваниями, которые предъявляются в данном коллективе.

Второй этап в организации работы с молодым учите­лем заключается в конкретно-индивидуальной предвари­тельной помощи в учебно- воспитательном процессе. Из­учается новая трудная тема. Директор и его заместители организуют своевременную помощь. Опытный учитель или методист поможет составить тематический план, по­добрать задачи, примеры, упражнения, материал. Такую работу целесообразно проводить в три этапа: первый этап — общие советы опытного педагога, беседа за две-три недели до изучения темы, черновые наброски общего плана работы;

второй этап — личная подготовка молодого учителя, под­бор материала, чтение нужных разделов, решение задач, подготовка опытов, составление тематического плана;

третий этап — непосредственное изучение работы учителя по теме и корректирующие указания, а также посещение уроков более опытных учителей.

Под руководством и при помощи администрации моло­дой учитель квалифицированно готовится к урокам. Разу­меется, нет ни возможности, ни надобности так отрабаты­вать каждую тему, но полученные образцы послужат хоро­шим примером, скажутся на формировании стиля работы учителя, приучат его к творческим поискам, основательной подготовке к учебным занятиям.

Примерно в этом же направлении оказывается по­мощь и в проведении воспитательных мероприятий. За­меститель директора предварительно обсуждает ход под-

готовки к вечеру, походу, классному часу. Особенно удачно это проходит, если есть два параллельных класса и возможно посоветоваться с опытным классным руководи­телем.

Эффективной формой помощи являются открытые и

показательные уроки. Неопытному учителю хочется по­смотреть на образцы педагогической работы.

И все же самым трудным видом помощи является анализ конкретной работы молодых учителей. Мы нередко сталкиваемся с таким положением, когда и беседы про­шли удачно, и предварительная помощь оказывалась, а

уроки доставили одни огорчения.

Вот один из примеров. Выпускник педагогического института прекрасно объяснял материал. Ученики жад­но слушали, в классе — абсолютная тишина, но стоило начать опрос или закрепление, как все теряли интерес и шумели. Учитель стал избегать обращаться к ученикам. Уровень знаний учащихся оказался крайне низким, фактически они перестали работать. Завуч и руководи­тель методического объединения помогли заняться так называемой "черновой" работой, овладеть приемами

формирования знаний на уроке.

Шаг за шагом, посещая уроки, просматривая планы,

проверяя знания учеников, руководители школы смогут обеспечить индивидуальный рост учителя с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных,

склада характера.

Большое внимание следует уделить вопросам педа­гогической этики и развития педагогической техники. Молодые учителя, не имеющие опыта работы с деть­ми, очень прямолинейны, легко возбуждаются, оби­жаются по пустякам, кричат, угрожают. То и дело слышно: "Последний раз тебе говорю", "Марш из класса!", "Без родителей не приходи" и т. д. Дети отве­чают неприязнью, стараются задеть учителя, возника­ет так называемый эмоциональный барьер, мешаю­щий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах учитель не должен взры­ваться, терять "педагогическое лицо".

Успех молодого учителя зависит часто от "пустяков":

от одежды, голоса, жестов, случайно сделанных замеча­ний.

Очень удачно сказал А. С Макаренко: "Для меня... та­кие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовка, полученная в институте, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем само­образования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответ­ственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким будет он, молодой учитель!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.