Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система внутришкольного контроля




Важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организо­ванный внутришкольный контроль.

Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности учащихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают по­вышение эффективности руководства учебно-воспита­тельным процессом. Контроль — не самоцель.

Никакой контроль, только фиксирующий недочеты, не может помочь преподавателям добиться нужных ре­зультатов. Педагогический контроль, используя свои спе­цифические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершен­ствования их специальных знаний и педагогического ма­стерства — в этом суть научной организации руководства.

Не меньшее значение имеет своевременное обобще­ние и распространение передового опыта, лучших образ­цов работы.

Изучая методы преподавания отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель принимает все необходимые меры к внедрению в практи-

ку работы всего коллектива достижения мастеров педаго­гического дела.

Система педагогического контроле опирается на опре­деленные дидактические требования. Дидактические тре­бования к содержанию и методам контроля определяют условия, обеспечивающие оптимальное функционирование контроля и способствующие выполнению управленче­ских функций. Современные исследователи перечисляют следующие дидактические требования:

Первое: соответствие содержания контроля программ­ным требованиям. Если требования понизить, то уровень образования снижается, если требования увеличить, то произойдет перегрузка учащихся.

Второе: объективность, достоверность содержания по­лученной информации.

Третье: необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся — уровня их теоретических знаний, умения применять знания на практике, степень развития их самостоятельности.

Четвертое: гласность, оперативность и систематич­ность контроля.

Пятое: сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля.

По объему получаемой информации мы можем выделить:

а) фронтальный контроль, когда изучаются все основ­ные компоненты системы работы преподавателя или учащихся;

б) тематический контроль, который связан с анализом одной проблемы, являющейся частью любого процесса.

Разнообразие методов, видов форм контроля повы­шает его объективность и создаст условия для коллек­тивной оценки деятельности каждого преподавателя и всего педагогического коллектива.

Некоторые исследователи особое внимание уделяют вопросам содержания, способам и организации контроля. Решительно осуждая так называемый констатирующий контроль, призванный лишь формально устанавливать степень подготовки учителя или уровня знаний учащихся. исследователи предлагают сделать контроль аналитиче­ским, способным существенно влиять на педагогический процесс.

Система знаний и умений складывается из отдельных элементов; в каждой системе имеются свои стержневые

звенья. Одни из них являются центральными, а другие — как бы вспомогательными. При планировании контроля необходимо иметь в виду не вообще предмет, а стержневые его темы. Таким образом, проверка знаний учащихся или качества работы учителей становится целенаправлен­ной: удается своевременно установить, что именно усвои­ли или не усвоили ученики, какие элементы в труде учи­теля слабее, и принять меры к ликвидации пробелов. Имеется немало серьезных достижений в постановке внутришкольного контроля, но имеются и существенные недостатки. Прежде всего приходится отметить неумение многих руководителей вести педагогический контроль в определенной системе, планово и целенаправленно. Кон­троль за учебно-воспитательной работой сводится еще подчас к посещению отдельных уроков без глубокого анализа преподавания, вне связи с выполнением учебной программы, с качеством знания учащихся. Проверяются в основном организационные стороны уроков, а не их со­держание. Система работы отдельных преподавателей не изучается, мало работают руководители школ над направ­лением отмеченных недостатков, над изучением и рас­пространением передового опыта. Совершенно недоста­точно анализируется процесс обучения с точки зрения его воспитывающего воздействия, гораздо меньше уделяется внимания контролю за воспитательными мероприятиями.

Каковы условия эффективности педагогического кон­троля?

Первое условие — своевременная и точная информация о положении дел в школе.

Второе — изучение деловых и профессиональных ка­честв учителей, их стиля работы, уровня подготовки, не­достатков и достоинств.

Третье — действенность контроля, оказание своевремен­ной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение пе­редового опыта, лучших образцов работы, с целью совер­шенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Четвертое — высокая культура проверяющих, их ком­петентность, объективность, соответствие предъявляемых требований конкретным условиям работы.

Для изучения уровня подготовки учителей, их ма­стерства, а также анализа их деятельности и принятия нужных мер применяются три вида контроля:

а) Предварительный контроль: просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения урока, проводят­ся беседы о методах и формах объяснения, закрепления, приемах самостоятельной работы учащихся и т. д.;

б) Текущий контроль: непосредственное наблюдение за ходом урока или уроков, проверка знаний и навыков учащихся, просмотр ученических работ и т. д.;

в) Итоговый контроль: изучаются результаты работы учителя по обучению и воспитанию школьников за опре­деленный период. Изучаются журналы, ведомости, про­водятся контрольные работы, проводится опрос.

Особенности предварительного контроля. Администра­ция школы, изучая работу учителей и воспитателей, опре­деляет особенности их работы, сильные или слабые сто­роны в их деятельности и продумывает методы совершен­ствования педагогического труда, общие для всего кол­лектива или определенной группы учителей, или индиви­дуальные для данного учителя с учетом его подготовки, стиля работы и особенностей характера.

Обычно такой контроль рассчитан на разрешение те­кущих и ближайших задач. Возьмем такой пример. В шко­лу прибыли молодые учителя. С ними ведется предвари­тельная необходимая работа. Разъясняются требования, которые предъявляются в школе к подготовке и планиро­ванию уроков, к их проведению, оформлению документа­ции, состоянию кабинетов, организации классных часов и воспитательных мероприятий. Показываются образцы, проводятся практические занятия.

Другой пример. При изучении стиля отдельных учите­лей обнаружены серьезные ошибки в подготовке и прове­дении уроков, вызванные или недостаточной подготов­кой, или незнанием тех или иных важных педагогических требований. Таким учителям следует вовремя помочь. С этой целью руководители школы предварительно прове­ряют качество тематических планов, планов уроков и воспитательных мероприятий, проводят беседы с учителя­ми, определяя их готовность к изучению отдельных тем, методическую подготовку и оказывают при помощи опыт­ных учителей или методистов своевременную помощь.

Таким образом, система педагогического контроля ак­тивно воздействует на протекание учебно-воспитательного процесса, регулируя деятельность учителей по совершен­ствованию педагогического мастерства, не допускает про-

ведение плохих уроков или слабо подготовленных воспи­тательных мероприятий.

В этом суть нового подхода к определению роли ад­министрации школы в управлении учебно-воспита­тельным процессом. Передовой опыт подтвердил исклю­чительную эффективность такого планомерного система­тического вмешательства в процесс работы учителей и

корректирования их деятельности.

Текущий контроль. Текущий контроль наиболее ди­намичный и результативный с точки зрения целенаправ­ленности изучения стиля и особенностей работы учителей и уровня знаний и умений учащихся.

С этой целью планирование и конкретное содержание контроля за учебным процессом строится по четвертям, т. к. учебная четверть является организационным периодом учеб­но-воспитательной работы школы. Цели и задачи контроля в каждой четверти вытекают из общегосударственных задач, содержания обучения в данный период учебного года и за­дач, решаемых конкретно данной школой:

Изучение опыта работы школ показало, что в работе руководителей школ по контролю за учебным процессом сложились основные направления, связанные со специ­фическими особенностями каждой учебной четверти.

В общем виде они представляются так:

Первая четверть: характер системы повторения, качество знаний учащихся по отдельным предметам; качество знаний учащихся во вновь сформированных классах; знакомство с организационно-методической стороной уроков учителей, начинающих работать по новым программам, в новой па­раллели классов, молодых, только начинающих работу учите­лей; посещение уроков вновь пришедших в школу учителей.

2-я — 3-я четверти: являются периодом в учебной ра­боте, когда идет основное изучение и усвоение учебного материала учащимися, приобретаются навыки, закрепля­ются умения, вырабатывается необходимость практиче­ского применения знаний и т. д. В связи с этим основное направление в контроле приобретает изучение системы работы преподавателей разного цикла с разными целями и задачами, вытекающими из специфики данной школы;

изучение постановки преподавания отдельного предмета;

проверка качества знаний учащихся отдельных классов, параллелей по предмету в целом; контроль знаний уча­щихся слабо усваивающих программный материал.

4-я четверть: основная задача в контроле — выявление работы учителей по систематизации знаний учащихся в связи с подготовкой к экзаменам и окончанием учебного года; контроль за деятельностью педагогического коллек­тива по переводу учащихся в следующий класс; подготовка учителей и учащихся к экзаменам и проведение их; орга­низация индивидуальной работы со слабо усвоившими учебный материал года учащимися

Итоговый контроль обеспечивает возможность обоб­щенного анализа деятельности учителей и учащихся, по­могает определить результаты труда коллектива школы и на их основе планировать стратегические пути обеспече­ния роста качества учебно-воспитательного процесса и скорейшего исправления ошибок.

Например, по итогам четверти выяснилось, что знания учащихся 9-х классов по математике у разных учителей за­метно отличаются. В чем причина? Состав классов или каче­ство работы учителей? Анализ, сопоставление методов, обмен опытом помогли не только объяснить само явление, но и найти пути совершенствования преподавания.

Способы контроля. Осуществление этих видов контро­ля возможно разными методами. В современной практике сложились следующие способы проверки учебной дея­тельности учителей:

1. Выборочное посещение уроков.

Директор или завуч без предупреждения по своему личному плану посещают отдельные уроки учителей. Та­кая проверка дает возможность установить, как готовится к урокам учитель, активность класса, проще говоря, дея­тельность учителя и учащихся в обычной ординарной об­становке.

2. Тематическое посещение уроков.

Директор или заместитель директора с целью всесто­роннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме или подтеме (3—5 уроков). Такая проверка дает возможность определить сильные и слабые стороны преподавателя, дать ему квалифицированный со­вет по совершенствованию педагогического мастерства, Тематическая проверка необходима при знакомстве с но­вым учителем, а также, если выборочное посещение не позволяет точно установить подлинные причины отдель­ных неудач. Полезно тематическое посещение уроков и с целью изучения передового опыта работы.

3. Параллельное посещение уроков.

Руководитель школы посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной и той же теме, если такая возможность существует. Полезно при этом присутствие и учителя параллельного класса. Путем сравнения удается рас­крыть существенные особенности педагогического почерка учителя, эффективность тех или иных методов обучения.

4. Классно-обобщающий контроль.

Руководитель школы присутствует весь учебный день в одном классе (5-6 уроков подряд), он проверяет работу, систему требований, подход, работоспособность и актив­ность одних и тех же учеников в разных условиях. Такое, посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а у другого нет, как поддерживается дисциплина, как вы­полняются единые требования к учащимся.

5. Целевое посещение урока с приглашением специа­листа.

Руководитель школы не является специалистом по всем предметам. При возникновении каких-либо сомне­ний, а также с целью более углубленного изучения рабо­ты учителя директор и его заместитель просят специа­листа-мастера посетить уроки коллеги. Такое посещение возможно как в составе бригады (при фронтальной про­верке), так и специально совместно с руководителем

школы.

6. Проверка и просмотр различной документации:

журналов и поурочных планов учителей, планов классных руководителей. Руководители школ могут посмотреть эти документы в связи с посещением урока или независимо от этого. Изучение планов помогает проникнуть в твор­ческую лабораторию учителей.

7. Проведение бесед с учителями.

Руководителям школы полезно примерно раз в чет­верть по графику проводить индивидуальные беседы с учителями по вопросам выполнения программ, методиче­ским проблемам, успеваемости и посещаемости уча­щихся, а также по вопросам повышения квалификации.

8. Бригадная проверка состояния преподавания по от­дельным конкретным вопросам (применение ТСО и т. д.). Изучение работы учителя при помощи перечисленных ви­дов контроля помогает проникнуть в саму сущность педа­гогического процесса, разобраться в приемах и методах

преподавания, что крайне важно для совершенствования педагогического мастерства учителя. Но этого недостаточ­но. Нас интересует не только процесс, но и результаты этого процесса, уровень знаний, умений и навыков уча­щихся, их самостоятельность, творческий потенциал.

Администрация школы обязана систематически из­учать уровень знаний и навыков учащихся. Для этого в школе сложились следующие способы:

1. Проведение устного опроса учащихся лично прове­ряющим или учителем по заранее предложенным вопро­сам. Руководитель школы в конце урока может в тактич­ной форме задать несколько вопросов учащимся, чтобы проверить, как усвоен материал урока, а также как они подготовились к занятиям.

2. Проведение директорских письменных контрольных работ в отдельных классах или по параллельным классам или по всем классам по определенным предметам. Работа проверяется комиссией или администрацией школы.

3. Изучение ученических тетрадей, чертежей, схем, карт. Такое изучение помогает определить систематичность рабо­ты учащихся, степень усвоения материала, работу учителя по проверке домашних и контрольных работ и т. д.

4. Проверка умений и навыков учащихся в проведении практических и лабораторных работ, а также трудовых на­выков по трудовому обучению. Руководители школ про­веряют непосредственно в лабораторных или мастерских умения учащихся самостоятельно проводить опыты или выполнять те или иные предусмотренные программой трудовые операции.

Устанавливая уровень знаний и развития учащихся, руководитель школы обращает особое внимание на сле­дующие обстоятельства: имеется ли у учащихся должный запас знаний, усвоены ли основные законы, правила, формулы, исторические факты, даты, названия и т. д.

Важно установить, умеют ли учащиеся применять зна­ния на практике: грамотно писать, решать задачи, прово­дить опыты и т. д. Наконец, проверяется степень само­стоятельности учащихся, умение добывать знания соб­ственными усилиями, делать доклады, составлять кон­спекты, давать собственные оценки тем или иным собы­тиям, решать оригинальные задачи, читать и анализиро­вать дополнительную литературу и т. д.

Анализ урока. Проверка уровня знаний и навыков учащихся и педагогического мастерства в основном прохо­дит во время посещения уроков. Фактически от качества урока зависит в основном успешность всего процесса обу­чения. На уроке, как в фокусе концентрируется вся дея­тельность педагога, его научная подготовка, педагогиче­ские навыки, методические умения, способность органи­зовать самостоятельную мыслительную работу всех уча­щихся.

Реальной ценностью урока является его результат:

степень усвоения материала учащимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но если учащиеся не усвоили тему, урок положительным признать нельзя. На уроке ученик должен не только по­нять, но и усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основ­ном на уроке.

Это является основным требованием к уроку.

Более детальное наблюдение за уроком должно охва­тывать:

1. Организационную сторону урока. Руководитель школы, присутствуя на уроке, устанавливает, своевремен­но ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска и т. д. Готовы ли уча­щиеся к уроку, как проходит начало урока, санитарное со­стояние класса, дежурства и общий порядок.

2. Содержание урока. Тематическая направленность и научность объяснения педагога. Устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекается ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли и увлекательно объяснение, применяются ли наглядность, чертежи, схемы, модели.

Каково содержание ответов учащихся, качество их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки.

3. Воспитывающая роль урока. Использует ли содер­жание материала в воспитательных целях, приводятся ли яркие примеры из жизни нашего государства.

Важно выяснить систему требований к учащимся:

приучены ли они к труду, самостоятельной работе, вы­полнению правил поведения. Обращает ли внимание учи-

 

 

•гель на поведение учащихся, их отношение к работе, кол­лективизм, дружбу, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.

4. Методическая сторона урока.

а) Руководитель обращает, внимание на методы опро­са, приемы активизации группы во время опроса, на вре­мя, затраченное на опрос, способы совершенствования знаний в процессе опроса.

б) Тщательно изучаются методы и приемы работы пе­дагога во время объяснения: обеспечивает ли преподава­тель должную степень внимания, как привлекается класс к работе, какими приемами добивается развития мышле­ния учащихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, принимаются ли меры к запоминанию и усвоению на уроке нужного материала, умело ли и доста­точно эффективно используются возможности современ­ных методов преподавания, привлекается ли учебник, раздаточный материал и т. д.

в) Как применяются наглядность и различные техни­ческие средства. Умело ли проводятся опыты и практиче­ские работы.

г) Способы закрепления знаний, как проводятся выполне­ние упражнений, решения задач, самостоятельных заданий.

д) Техника задания и проверка домашних заданий. е) Ведение рабочих тетрадей, записи учащихся, как ведется проверка этих тетрадей и как проводится обучение технике составления конспектов, записей, чертежей, схем, формул, решения задач и т. д.

5. Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимо­отношения с учащимися.

Таким образом, наблюдение за уроком носит всесто­ронний, комплексный характер, охватывает все компонен­ты учебной работы.

Нельзя урок анализировать абстрактно, исходя из ка­ких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктур­ных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применение всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинирован­ными, включали все "элементы" — значит схематизиро­вать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере следующие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет на­добности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать учащихся, работать с книгой и т. д.;

б) возможности школы, наличие кабинетов, техниче­ских средств, наглядных пособий, нужных книг в библио­теке, пришкольных участков и т. д. Анализируя урок, важ­но обратить внимание, все ли использовал учитель для углубленного раскрытия материала и вместе с тем предъ­являть реальные требования;

в) состав данного класса, уровень развития и способ­ностей учащихся. Известно, что нередко мнение об уроке составляется на основе ответов учащихся, контрольных работ, подготовки класса;

г) индивидуальность учителя, его стаж работы, уро­вень подготовки, особенности характера, состояние здо­ровья, прежние результаты работы.

Сама техника разбора неоднократно освещалась в печа­ти. Наиболее рациональна следующая схема: сам педагог рассказывает о своем уроке, что ему, по его мнению, уда­лось, что нет; затем руководитель раскрывает положитель­ные стороны урока; только после этого следует разбор отри­цательных моментов; наконец, делаются предложения, как ликвидировать недостатки; в конце разбора педагогу вновь предоставляется слово для выражения своего мнения, про­водится творческий диспут и беседа.

Контроль за воспитательным процессом. Осуществляет­ся прежде всего в ходе учебного процесса. Основная вос­питательная работа проходит именно на уроке, это важно знать каждому руководителю. Нужно решительно бороть­ся с отрывом воспитания от обучения. Обучение и воспи­тание — единый процесс, органически взаимосвязанный. При посещении уроков важно выяснить, в какой мере развиваются страсть к знаниям, трудолюбие, чувство от­ветственности, нравственные качества, художественный вкус, культурные запросы, чувство патриотизма и итернационализма, уважение к человеку, к свободе, презрение к подлости, нетрудовым доходам, шовинизму

Однако такого контроля недостаточно.

Заметное место в контроле за воспитательным процес­сом занимает изучение внеурочной работы классного ру­ководителя, деятельность детских общественных органи-

 

 

заций, клубов, кружков, секций, а также общие результа­ты этой работы.

Прежде всего контролируется сам воспитательный процесс: планирование воспитательны работы и выпол­нение планов, качество проведения коллективных меро­приятий; дежурство, качество уроков культуры, уроков мужества, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия.

Особое внимание уделяется трудовому воспитанию школьников, их участие в общественно-полезном произ­водительном труде, самообслуживании, работе на произ­водственных участках и т. д.

Обращается внимание на связь с родителями уча­щихся, организацию совместной работы школы и семьи в воспитании детей. Не меньшее значение имеет организа­ция индивидуальной работы с учащимися: помощь от­стающим, так называемым "трудным" подросткам и т. д.

Изучая работу классных руководителей, важно учи­тывать. как развивается инициатива и самостоятель­ность учащихся. Классный руководитель не исполни­тель, а организатор. Если он все делает сам, предостав­ляя учащимся лишь роль статистов и наблюдателей, то и самые эффективные мероприятия не имеют воспита­тельной ценности. Лишь привлекая актив класса, давая самим учащимся проявить себя, что-то придумать, ор­ганизовать, классный руководитель выполняет свои обязанности. Несмотря на всю важность воспитатель­ного процесса, руководители школ не могут ограни­чить контроль только его изучением. Нас интересует результативность воспитательного процесса, уровень воспитанности учащихся.

Следует установить степень ответственности учащихся за выполнение общественных поручений, предприимчи­вость, инициативность, их заинтересованность в работе.

Показателем воспитанности является посещаемость учебных занятий, систематическая подготовка к урокам, высокое качество знаний, чтение дополнительной литера­туры по предметам — все это показатели ответственного отношения к учебным занятиям.

Одним из показателей воспитанности учащихся яв­ляется их отношение к трудовой деятельности, качество выполнения трудовых заданий, участие школьников в общественно-полезной работе, отношение к общешколь-

ной собственности, сохранности школьного имущества, сознательный выбор профессии. Важно и то, как ребята относятся к выполнению трудовых поручений, как осу­ществляют самообслуживание: дежурство, соблюдение необходимого порядка в коридорах, в столовой, в библио­теке, на территории школы и т. д.

Показателем воспитанности учащихся является сознательная дисциплина, поведение их вне школы, вежливость, корректность, приветливость, выполнение правил поведения. Важно установить, есть ли случаи снижения оценки по поведению за четверть или за год, имеются ли учащиеся, которые взяты на учет детской комнатой милиции, как на случаи нарушения дисци­плины реагируют сами дети, как ведут себя они вне школы, в общественных местах.

Показателем эстетической культуры учащихся мо­жет быть участие детей в кружках, во внеклассных и внешкольных мероприятиях по искусству, чтение по­пулярной литературы, расширяющей знания об ис­кусстве, чтение и обсуждение лучших произведений художественной литературы, посещение музеев, выста­вок, театров, кино, их знания в области искусства и культуры. Признаком воспитанности является физиче­ская подготовка детей, занятие спортом, туризмом, во­енно-спортивной работой.

Администрация школы для изучения уровня воспита­тельной работы использует следующие методы:

1. Просмотр документации (планов, стендов, отчета,

докладов).

2. Непосредственное наблюдение: а) за ходом учебно­го процесса и качеством уроков; б) за проведением собра­ний, мероприятий, соревнований; в) за состоянием мебе­ли, пособий, книг, групповых помещений; г) за дисци­плиной учащихся на уроках, во время перемен, в обще­ственных местах.

3. Специальные проверки: а) осведомленности уча­щихся о важнейших событиях в стране и за рубежом; б) отношения учащихся к выполнению общественных пору­чений; в) проведения классных часов; г) санитарного со­стояния; д) активности работы в кружках и т. д.

4. Анкетирование (устанавливается крут интересов учащихся, их занятия и увлечения).

5. Беседы с учащимися, преподавателями, родителями.

б. Отзывы руководителей предприятий, общественных организаций о поведении учащихся.

Планирование внутришкольного контроля. Эффек­тивным средством педагогического контроля является комплексное планирование внутришкольного контроля с предварительным предупреждением всех учителей о сроках и формах контроля. Обычно в виде графической схемы вывешивается в учительской план с указанием, когда и каким способом администрация и представите­ли общественности будут просматривать документа­цию, проверять внеклассную работу, работу методиче­ских секций, осуществлять контроль за качеством зна­ний, умений и навыков учащихся, за организацией и проведением практических и лабораторных работ и факультативных занятий. В этом отношении полезно наметить наиболее важные темы программного мате­риала по всем предметам и именно по этим темам про­верять навыки и знания учащихся. При этом сооб­щаются и методы контроля: устная проверка, работа учителя, комплексное изучение отдельных классов, па­раллельное посещение уроков, тематическое посеще­ние уроков, указываются сроки бесед с учителями и классными руководителями по всем основным вопросам обучения и воспитания за определенный период. Такой план дисциплинирует и учителя и руководителей школ, предупреждает стихийность, неритмичность ра­боты. Приведем схему такого плана внутришкольного контроля и руководства учебно-воспитательным про­цессом на четверть.

Календарные числа  
Класс   13-18. I   20-25. I   27. I-1. II   3-8. II   10-15. II и т. д.  
1-3 кл.   Проверка техники чтения. Отв.       Проверка устного счета. Отв.       Директор­ские кон­трольные работы по русскому языку. Отв.  

 

4 кл.   Состоя­ние пре­подава­ния био­логии по новым про­граммам. Отв.       Состояние преподава­ния гео­графии по новым програм­мам. Отв.   Санитар­ное со­стояние классных комнат. Сохран­ность ме­бели. Отв.      
5 кл.       Состоя­ние пре­подава­ния ан­глийско­го языка по всем програм­мам. Отв.       Комплекс­ное изуче­ние 6-х классов. По­сещение 5 уроков подряд. Отв.      

 

Такое планирование исключает недостатки усиленного "случайного" контроля за работой одних учителей и "забвение" других, равномерно распределяется контроль, применяются различные средства контроля Предупреж­дение о контроле, гласность мобилизует учителей к свое­временному выполнению главных, ведущих сторон в учебной и воспитательной работе, что является ре­шающим обстоятельством во всей организации школьной жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как подготовить педагогический совет?

2. Определите принципы организации и деятельности пред­метных методобъединений.

3. Как изучать и обобщать передовой опыт?

4. Каковы правила и способы внедрения передового опыта и результатов научных исследований в практику работы школы.

5. Перечислите виды педагогического контроля и дайте им краткую характеристику.

6. Определите главные критерии оценки труда учителя.

7. Как анализировать урок? Технология анализа.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.,

1987.

Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Горская Г. И. Организация учебно-воспитательного процес-

са. М., 1977.

Занков Л. В. Беседы с учителями. М., 1970.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.,

1987.

Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., 1982. Портнов М. Л. Уроки начинающего учителя. М., 1994. Поташник М. М. Управление современной школой. М., 1992. Руководство учебным процессом. М.. 1972.

Глава 24




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.