Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы внедрения в практику передового опыта




Смысл и цель изучения и обобщения передового педаго­гического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей. Поэтому руководители школ. методических объ­единений должны не только хорошо знать педагоги­ческую сущность и ценность того или иного опыта, но и широко пропагандировать и внедрять его в практику рабо­ты учителей.

Внедрение — наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта. Можно хорошо его изучить и обобщить, даже успешно пропаган­дировать и в приказном порядке вынуждать его приме­нять и все же успеха не добиться. Внедрение нелегко дает­ся учителю, оно требует творческих усилий, способности к трансформации и к преодолению трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализи­ровать свои ошибки и неудачи. Никогда внедрение не проходит гладко. Неудачи на первых порах, даже при са­мой тщательной подготовке, неизбежны. Нужен навык, приспособления, отработка приема с учетом своих инди­видуальных данных. Даже простой, казалось бы, прием:

научить работать с учебником на уроке — не всем дается. Что может быть проще: поставил вопросы, рассказал как и что делать — приступайте. А вот не получается, и ме­шают-то разные пустячки: у одного нет тетради, другой забыл ручку, у третьего нужная страница в учебнике вы­драна... Оказывается, учитель-мастер все должен пред­усмотреть, научить самой технике работы и правильной подготовке к ней.

Каковы же методы распространения передового педа­гогического опыта?

Это прежде всего устная пропаганда: выступление учителя или лица, изучавшего опыт, на методических объединениях, педагогических советах, семинарах, кон­ференциях, педагогических чтениях.

Действенной и эффективной формой распространения передового опыта является его показ, демонстрация: по­сещение уроков и внеклассных мероприятий, ознакомле­ние с планами, конспектами, дидактическим материалом, тетрадями и другими видами работ учителей и учащихся.

Внедрение передового опыта невозможно без практи­кумов и тренировок, когда речь идет о приеме и способе

работы. Например, как овладеть техникой проведения ла­бораторной работы, киноурока и т. д. Одного объяснения и показа мало, нужно выработать навыки у учителей и учащихся.

Важное место занимает наглядная пропаганда: посто­янно действующие и передвижные выставки, методиче­ские уголки и т. д.

Внедрение передового опыта — управляемый процесс. Руководители школ - не пассивные созерцатели и пропа­гандисты, они энергичные и активные деятели, организа­торы, добивающиеся включения всего коллектива в твор­ческие поиски и работу по внедрению всего ценного и передового в практику. В условиях школы деятельность руководителей школ в этом отношении весьма разнооб­разна.

Заметив оригинальное, новое в опыте отдельных учи­телей при посещении урока, внеклассных занятий, руко­водитель школы сам рассказывает об этом на заседании педсовета или производственном совещании, разъясняет, в чем заключается педагогическая ценность этих приемов, и рекомендует другим учителям попробовать применить их, а если понадобится, то предварительно посетить урок коллеги, посмотреть эти приемы в действии. Не надо пренебрегать мелочами педагогической техники, не сле­дует обязательно гнаться за передачей сразу всего передо­вого опыта. Такая задача может оказаться для начала очень сложной, непосильной. Отдельный же удачный прием может применить каждый, даже начинающий учи­тель. Например, применение звукозаписи на уроках ино­странного языка, комментированные упражнения по рус­скому языку, оригинальные приемы проверки домашних заданий и т. д.

Руководитель школы, заметив новаторские приемы в практике того или иного учителя, может предложить ему самому рассказать о них на методическом объединении или каком-либо совещании. При этом полезно иллю­стрировать сообщение демонстрацией дидактического ма­териала, детских работ и т. д., в которых выражаются но­вые элементы опыта, достигнутые результаты. Эта пере­дача передового опыта отличается от предыдущей боль­шой активностью учителя, но так же, как и в первом слу­чае, она не требует от него письменного изложения своих мыслей, а потому доступна широкому кругу учителей.

Передовой опыт находит свое отражение в планах или конспектах уроков, которые учитель часто пишет для себя. Обнаружив содержательные планы, карточки, другие за­писи, руководитель школы обращается к учителю с просьбой отредактировать эти документы для педагогиче­ского кабинета или уголка передового опыта, чтобы ими как образцом могли пользоваться другие учителя. Могут быть и сборники таких записей с пояснениями и уточне­ниями, сделанными завучем или методистом.

Внедрение передового опыта в школьную практику зависит от соблюдения определенных правил, речь идет о поэтапной организации этого процесса.

В одной из школ учительский коллектив наметил тему для внедрения: "Организация обратной связи как средство совершенствования учебного процесса". Что делает адми­нистрация и педагогический коллектив?

Первый этап. Учителя изучают теорию вопроса, для них читаются лекции, составлен перечень литературы, в коллективе проходят диспуты и обсуждения. Коллектив научно подготавливается к работе по-новому, творчески себя подковывает, осознает необходимость внедрения ре­зультатов научных исследований и передового опыта по данному вопросу. В учительской появились различные схемы, таблицы, рекомендации. Тут и дидактические тре­бования к системе обратной связи, раскрытие значения и функции контроля, особенности обратной связи при из­учении материала, текущей проверке знаний, обоб­щающем опросе, виды и способы опроса, организация помощи отстающим и т. д.

Второй этап. Выделяется передовая часть учителей-мастеров по отдельным предметам (математике, литерату­ре, географии, истории и т. д.), которая начинает конкрет­ную практическую работу по внедрению. Передовые учи­теля экспериментируют, составляют перфокарты, дидак­тический материал, работают с учениками, ищут лучшие варианты внедрения. В школе в массовом порядке подго­тавливаются кабинеты, ТСО, наглядные пособия и т. д. Администрация готовит материальную базу, устанавливает, где возможно, контролирующие устройства, в мастерских школы готовятся планшеты, грифельные доски и т. д.

Таким образом, на втором этапе разрабатывается ме­тодика работы, создаются необходимые условия для кон­кретного внедрения опыта.

Третий этап. Массовое изучение полученных результа­тов и постепенное внедрение отдельных элементов опыта. Учителя посещают уроки мастеров, внедривших в прак­тику работы систему обратной связи, знакомятся с раз­личными видами опроса, техническими средствами, из­учают приемы работы, учатся составлять карточки, коди­рованные задания, осуществлять комбинированный опрос. Опытные учителя рассказывают о своем опыте, де­лятся материалами, обсуждают отдельные технические приемы, указывают на возможные ошибки, пути их пре­одоления. Администрация организует открытые уроки, проводит их обсуждение, особое внимание оказывает тех­нологии процесса, выработке навыков, умений. Многие учителя начинают постепенно применять отдельные при­емы, готовятся к широкому внедрению всего опыта.

Четвертый этап. Широкое внедрение опыта в практи­ку работы всех учителей. С помощью руководителей шко­лы и передовых учителей весь коллектив применяет в своей работе обратную связь в процессе изучения мате­риала и во время текущей проверки знаний и после из­учения всей темы. Учителя используют как машинную, так и безмашинную систему обратной связи. Особое вни­мание уделяется тематическому контролю, организации помощи отстающим ученикам. Руководители школы и руководители методических объединений и учителя-энтузиасты посещают уроки отдельных учителей, коррек­тируют их работу, своевременно оказывают необходимую помощь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.