Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование общественного мнения




В эпоху информационных технологий основным институтом по формированию общественного мнения являются массовые коммуникации. В исторические периоды, характеризующиеся отсутствием развитой системы массовых комму­никаций, эту роль выполняли различные модели мифотворческой коммуникации: слухи, сплетни, пересуды. В Новое время в обществе появилось средство, позволяющее эффективно влиять на состояние массового сознания, в первую очередь, на об­щественное мнение существенным образом. Таким средством оказа­лась печать, а затем и электронные средства массовой информации. Особенно выделяется телевидение, так как имеет несколько информационных рядов (звукоряд и, особенно, видеоряд), умноженных на возросшую оперативность подачи информации, позволяющую вести видеорепортажи непосредственно во время события, причем не про­изошедшего уже, а происходящего события. Формирование общественного мнения — способ существования массовых коммуникаций, которые действуют на него посредством информации и внедряют в него определенную, заданную социальными субъектами систему ценностей.

Существует несколько приемов воздействия на аудиторию с целью усвоения информации:

  1. прием перестановки (максимально важная информация в начале).
  2. привязка авторитетного посредника.
  3. умолчание.
  4. подгонка опросов и рейтингов.
  5. эмоциональная подпитка.
  6. монтаж.

Целенаправленное преобразование информации может осуществляться несколькими способами:

- искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю) позволяет корректировать степень и меру психологического воздействия, изготавливать такой образ реальности, в котором главное не реальность, а то, как ее хотят преподать, как организуют то, что надо в ней увидеть;

- утаивание информации (сокрытие, умалчивание, избирательная подача материала);

- манипулирование со способом подачи материала (сообщение должно быть воспринято необходимым отправителю образом). Следует помнить, что дозированная информация не дает возможности эффективно ею воспользоваться. Сюда относится и целенаправленная компоновка тем, что должно наводить получателя информации на строго определенные выводы;

- манипулирование со временем подачи информации. Порядок подачи сведений, время их озвучивания и обсуждения непосредственно влияют на оценку и усвоение информации;

- подпороговая подача информации связана с учетом особенностей информационной рецепции, которые не осознаются коммуникаторами и формируются на дорефлексивном уровне;

- перегрузка адресатов сведениями, отобранными по какому-либо параметру, что преследует прежде всего цель заставить адресата отказаться от предоставляемой информации. Часто с этим связано формирование (скрытое, естественно) у адресатов убеждения в том, что информация им, якобы, не нужна или она для них крайне опасна.

Манипуляция - это всегда сокрытие воздействия, когда скрывается как оно само, так и его результаты, а также намерения манипулятора.

Сокрытие воздействия может осуществляться благодаря:

- направленному созданию "мифа", "легенды", при помощи которых затушевывается цель и факт воздействия;

- использованию специально организованных ритуалов, процедур, маскирующих информацию, под них зашифрованную;

- использованию техники "наивной искренности", "естественной спонтанности".

Манипуляция имеет сложную структуру и включает:

- планирование воздействия;

- сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

- подстройка к адресату воздействия;

- организация ситуации воздействия;

- подготовка адресата.

Подготовка манипуляции, как правило, связана прежде всего с созданием факторов (или использованием уже имеющихся), повышающих у адресата вероятность ожидаемых реакций. Это прежде всего изменение состояния адресата, увеличение его подверженности постороннему влиянию, дестабилизация его самооценки, повышение внушаемости через потребность в защите, самоидентификации, изоляция; тотальность воздействия.

Психологическое давление в обязательном порядке предполагает уверенность в успехе, что требует использование техник, позволяющих "пересилить" аудиторию, подчеркнуть свои преимущества (позиционные, динамические, деловые, силовые, официальные). Преимущества обеспечиваются представительной поддержкой, конвенциональным подкреплением, договорным соглашением.

Информационное давление связано с активным применением следующих приемов:

- генерализация, расширение обобщений ("всегда", "вечно", "постоянно" - маркеры этого приема);

- маскировка под пресуппозиции (Мы поможем вернуть Вам доверие к властям).

- неопределенный рефлекторный индекс ("есть мнение...");

- подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными;

- ложная аналогия; (зачем совать голову в микроволновку, когда есть новый фен?)

- тематическое переключение.

Наиболее откровенно СМИ проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом - как катастрофу.

Социальным психологом Х.Кэнтрил были сформулированы некоторые законы, управляющие формированием общественного мнения. Перечислим некоторые из них:

Мнение людей чувствительно к важным проблемам. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если сами слова не интерпретируются как события. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие. В критическое время люди более чувствительны к своему лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую ответственность, а если нет – то менее терпимы, чем обычно.

Обобщая вышеизложенные законы формирования общественного мнения, можно сделать несколько выводов: во-первых, на общест­венное мнение оказывают влияние прежде всего события; во-вторых, типичной обратной реакцией общественного мнения является требо­вание действовать; в-третьих, чтобы увлечь людей, всегда нужно принимать в расчет их собственные интересы; в-четвертых, требова­ния, предъявляемые к руководству, не всегда объективны и самокри­тичны; в-пятых, всегда трудно определить надежность оценки со­стояния общественного мнения.

При формировании общественного мнения следует не забывать, что:

а) надо поддерживать активных сторонников;

б) попытаться склонить на свою сторону нерешительных;

в) нейтрализовать или сильно ослабить оппозицию;

г) ориентироваться не на отдельных людей, а на большинство.

При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда. Например:

1. Наклеивание ярлыка. Может быть позитивным и негативным. Кого-то можно назвать «умным и чест­ным» или «лжецом и мошенником».

2. Звучные выражения, хотя и туманные («энтузиазм масс», «толпа приветствующих»).

3. Свидетельство. Известные люди (артисты, спортсмены говорят, что они голосуют за…; используют такой-то крем для бритья…).

4. Простота. «Я такой же простой человек», как и вы, несмотря на свое положение.

5. Подтасовка. Односторонняя подача фактов.

6. Эмоциональные стереотипы. Использование образов всех видов (добрый человек, отличная хозяйка…).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.