Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 18. Коммуникативный процесс: модели и их характеристика. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления




Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одно­го человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зави­симости от числа участников, целей участвующих сторон, использу­емых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количе­ство моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе. Следует иметь в виду, что модели в коммуникативистике используются в двух смыслах: во-первых, как исследователь­ский прием, как концептуальное средство, основной целью которо­го является объяснение коммуникативных процессов; во-вторых, как схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникационного процесса, необходимое как инструмент, ори­ентированный в первую очередь на управление моделируемым про­цессом. В последнем случае модель выступает в качестве алгорит­ма, в рамках которого данный процесс и осуществляется.

Модель Аристотеля. В «Риторике» древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обраща­ется; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)». Таким образом, данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три Основных элемента коммуникации: ОРАТОР - РЕЧЬ – СЛУШАТЕЛЬ. Эти элементы, хотя и в измененном виде, воспроизводятся и в последующих моделях коммуникации.

Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. кто? - сообщает что? - по какому каналу? - кому? - с каким эффектом? «Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражаю­щей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов. Модель Лассуэлла получила широкое признание в качестве одной из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуни­кации. В 1968 г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? «Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процес­са, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигура­цию не входит обратная связь, благодаря которой мы рассматрива­ем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс. В первую очередь это важно для массовой коммуникации, особенно в кризис­ные моменты общественной жизни, актуализирующие деятель­ность СМИ и ее интерпретацию в массовом сознании.

Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представля­ет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на ана­логии с телефонной связью. Предположим, что два человека, про­живающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефон­ная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоде­лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математичес­кой теории связи

В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демон­стрируют на примере естественных человеческих языков. Считает­ся, что все языки приблизительно наполовину избыточны. Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации до­стигается либо многократным повторением одного и того же сиг­нала (информации), либо его дублированием с использованием дру­гих каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации, показанная на рис. 3.3.

С точки зре­ния Шеннона, информация — противоположность энтропии (ха­оса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть воз­можность уменьшения неопределенности: чем больше информа­ции содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (при этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности — возникает «инфор­мационный шум»).

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой ин­формации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограниче­ний:

механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; человек включается в нее лишь в каче­стве «источника» или «приемника» информации;

абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации.

Модель М. де Флера. Зачастую неспособность участников ком­муникации осознать, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают, является причиной многих затруднений общения. получила дальнейшее развитие в исследованиях М. де Флера, существенно модифицировавшего линейную модель коммуникации

В частности, он отмечает, что в коммуникативном процессе пер­воначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» В «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получате­ля, то коммуникация состоялась. Однако, согласно де Флеру, пол­ное соответствие является весьма редким.

В модели де Флера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона—Уивера — отсутствие обратной связи.

Циркулярная модель коммуникации. В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели.

Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предло­жена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Шрамм полагал, что было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В дей­ствительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточ­ность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический характер коммуникации, когда ее участники (источник и получа­тель) периодически меняются ролями.

Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сооб­щениями (сигналами).

Данная модель наглядно демонстрирует, что при обмене сооб­щениями «источник» и «получатель» поочередно меняются роля­ми, в результате чего коммуникация превращается в диалог.

Двухканальная модель речевой коммуникации. Отечествен­ный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в ко­торой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. Имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и ряд принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой, Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоя­щий из вербального, собственно речевого лингвистического и не­вербального экстралингвистического каналов.

Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели (рис. 3.6) в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы коммуникации

Но между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние ОС-1 — система контроля говорящим процессов образования его собственной речи; ОС-2 — система контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя.

Модель двуступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передавае­мой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров мнений». Обнаруженный феномен позволил существенно скорректировать деятельность СМИ: стало очевидным, что можно работать с более узкой и более четко очерченной группой. Это значительно облегчало деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность.

Модель «ИСКП» была предложена американским спе­циалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИСКП: ИСТОЧНИК - СООБЩЕНИЕ - КАНАЛ – ПОЛУЧАТЕЛЬ. В литературе часто встречается и другое ее название, по месту создания — Станфордская модель коммуникации.

Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имею­щихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (социаль­но-психологических установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связа­на). Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по ко­торым поступает информация. Модель ИСКП можно считать базовой при рассмотрении отдельных элементов коммуникационного процесса. Однако она обладает тем же недостатком, что и ряд моделей, описанных выше: она монологична, однонаправлена — ее нельзя считать полной без учета результата коммуникации и обратной связи.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации при помощи технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Поток коммуникативных действий с целью реализации информативной функции, присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям, укрепления социальных норм и наркотизации социума.

Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. обуслови­ло пристальный интерес ученых к всестороннему исследованию их деятельности. Существующие концепции места и роли массовой коммуникации в обществе многообразны.

1. Модель двухступенчатого потока информации. Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией.

2. Теория, получившая название «спираль тишины/молчания», раз­витая Э. Ноэлль-Нойманн, напоминает о «парадоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку полагают, что их «голос» не является решающим. Так и в массовых ком­муникациях: «популярным экспрессом» новостей и мнений стано­вятся те, кто полагает, что они таковым являются, в то время как другие, не имеющие подобного предубеждения, «отмалчиваются». В такого рода ситуации возникают угрозы изоляции друг от друга общественного мнения и «политического класса». Поэтому возрас­тает роль средств массовой коммуникации как связующего их звена.

3. В русле выявления зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения получила развитие теория диффузии инноваций. Теория диффузии (распространения) инноваций разрабатывалась Э. Роджерсом в 1960-е гг. в области связи и нашла применение в антропологии, социологии, политических исследованиях, маркетинге. Диффузия понимается как процесс, при котором новшество рас­пространяется в обществе через коммуникационные каналы в тече­ние определенного времени. Распространение инноваций может носить запланированный или самопроизвольный характер; в лю­бом случает оно приводит к социальным изменениям (изменениям в структуре и функциях социальной системы). Эффективным ин­струментом распространения инноваций являются СМИ. Категория «инновации» многопланова: это может быть идея, практика или объект (цель), которые восприняты как новые; часто «технологическое новшество» — оборудование, программное обес­печение и т.п

Любая инновация проходит через 6 этапов: внимание, интерес, оценка, проверка, принятие, подтверждение.

По степени принятия новой идеи Эверет Роджерс предло­жил разделение публики на следующие пять типов:

1) инноваторы (2,5% аудитории) мобильны, легко схватывают новое до того, как оно признается всеми;

2) ранние принимающие (13,5% аудитории), они более интегрированы в местную социальную систему, среди них — наибольшее число лидеров мнений;

3) раннее большинство (34% аудитории) — принимают новое как раз перед тем, как это сделает средний гражданин, боль­шую часть своей информации получают из уст предыдущей группы;

4) позднее большинство (34% аудитории) — это скеп­тики, они принимают новую идею после того, как ее примет средний человек;

5) консерваторы (16% аудитории) — это те, кто с подозрением относятся ко всему новому, до них новая идея доходит в последнюю очередь.

4. Теория информационных барьеров разрабатывалась социологом и социальным психологом К. Левином, предложив­шим новый термин — «контролер», «привратник». Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбора новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым ка­налам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог цензуры), которые в свою очередь управляются некими «контролерами». Привратником признается тот, кто контролирует поток новостей, может расширять, повторять или изымать информацию. Этот феномен распространяется на отбор новостей, который совершают редакторы СМИ. В этом отборе они основываются на собственных политических пристрастиях и фоновых ожиданиях.

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Эта про­блема очень важна, поскольку неудачная коммуникация может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников по той про­стой причине, что переданная информация была принята не пол­ностью, в искаженном виде или не принята вовсе.

В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:

- дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

- инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

- антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания,амбициозность;

- языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

- профессиональное неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

- неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:

- фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков- паразитов и т.п.;

- семантический — различие в системах значений слов;

- стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

- логический — сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

Данные классификации довольно точно, хотя и недостаточно полно, представляют различные группы факторов, препятствующих эффективной коммуникации. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

- акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акусти­ка, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;

- отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наобо­рот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, кар­тины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание со­беседников;

- температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении;

- погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Технические барьеры. В технической литературе для их обо­значения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в на­учный оборот автором математической теории связи (коммуника­ции) К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими про­блемами (например, с плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сооб­щения, передаваемого источником. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообще­ние в целом.

К. Черри подробно рассматривает некоторые варианты техни­ческих шумов.

радиоканале могут возникать спорадические импульсные помехи от грозовых разрядов: щелчки и шумы могут вызываться электрическими возмущениями;

телеви­зионное изображение может искажаться помехами, вызванными системой зажигания автомобиля;

в неисправных телефонных лини­ях возникают перекрестные помехи, когда при разговоре может слышаться третий голос (эта ситуация напоминает беседу двух че­ловек в шумной компании, также являющейся примером речевого канала, подверженного возмущениям из-за перекрестных помех от разговора других людей).

Наконец, можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором:

неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п.);

неправильным выбором технического средства для передачи сообщения (например, попытка передать по те­лефону сообщение, адекватное восприятие которого требует ис­пользования аудиовизуальных средств, и др.).

На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий (спутниковой связи, компьютерной коммуникации, мо­бильных телефонов и др.) коммуникативные проблемы оконча­тельно решены. В действительности новые технологии обеспечи­вают лишь новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, информации передают больше. Од­нако качество осуществляемой с их помощью коммуникации по-прежнему определяется самими людьми. Большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком, ибо коммуникативные барьеры — это в первую очередь барьеры непонимания людьми друг друга.

«Человеческие» барьеры коммуникации. Как уже было отме­чено, главная причина возникновения коммуникативных барье­ров — сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры.

Физиологические нарушения: нарушений артику­ляции (нарушения логопедического характера — заикание, карта­вость и т.п.), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония — полная или частичная потеря голоса вследствие, например, простудных заболеваний или ввиду несмыкания голосовых связок), глухоты, полной или частич­ной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.

Психологические барьеры: индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности. Так, интровертированность часто оказывается социально-психологическим барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой. Нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т.п. Психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

Социокультурные барьеры. Люди являются представи­телями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, ре­лигиозной конфессии, профессионального сообщества, демогра­фической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному язы­ковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно. Целая группа фак­торов, тесно связанных друг с другом, способна существенно за­труднить общение.

Представители различных культур могут столкнуться с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с несовпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.