Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика профессиональной направленности личности




Форма 2

Ключ к опроснику Смекала—Кучера

Направленность  
на себя (НС)   на взаимодействие (ВД)   на задачу (НЗ)  
1.А   11.В   21.С   1.С   11.С   21.А   1.В   11.А   21.В  
2. В   12. В   22. С   2. С   12. А   22. А   2. А   12. С   22. В  
З.А   13. С   23. В   З.С   13. А   23. С   З.В   13. В   23. А  
4. А   14. С   24. С   4. В   14. А   24. А   4. С   14. В   24. В  
5. В   15. А   25. В   5. А   15. С   25. А   5. С   15. В   25. С  
6. С   16, В   26. В   6. А   16. С   26. А   6. В   16. А   26. С  
7. А   17.А   27. А   7. С   17. С   27. В   7. В   17. В   27. С  
8. С   18. А   28. В   8. В   18. С   28. С   8. А   18, В   28. А  
9, С   19. А   29. А   9. А   19. В   29. С   9. В   19. С   29. В  
10. С   20. С   30. С   10. В   20. В   30. А   Ю.А   20. А   30. В  

 

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижером.

В. Солистом.

С. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы.

В. В общении с друзьями.

С. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс.

В. Выиграл бы в конкурсе.

С. Организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить прежде всего свою задачу.

С. Не нужно было укорять его за работу.

Обработка результатов. Если указанная в ключе (табл. 9) буква занесена в рубрику "Больше всего», то испытуемому ставится знак <<+» по данному виду на-

Таблица 10

    НС   ВД   НЗ  
Количество«+»              
Количество«-»              
Сумма              
+30              

 

Таблица 11

Итоговая таблица (пример)

    НС   ВД   НЗ  
Количество«+»   +8   +10   +12  
Количество«-»   -11   -11   -8  
Сумма   -3     +4  
+30   +27   +29   +34  

 

правленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак "-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итого­вую таблицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался (табл. 10). Также подсчитывается количество «~».

Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака!). Получен­ный результат записывается в итоговую таблицу (табл. 11) в строку «Сумма». На­конец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот пока­затель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Об­щая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

Проверка: общая сумма = 27 + 29 + 34 = 90

Проблема методов профессиональной диагностики — это часть более общей про­блемы, которая связана с вопросами профконсультации и профотбора.

Говоря о профконсультации и профотборе, мы рассматриваем эти два понятия как отражающие два принципиально различных подхода. В первом случае главен­ство признается за личностью выбирающего профессию, роль же профдиагнос-та — помочь человеку не ошибиться в оценке своих способностей и склонностей;

право выбора, при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью.

При профотборе же главное лицо — профдиагност, его заключение имеет ха­рактер не консультации, но указаний. Каково же соотношение профконсультации и профотбора? (Подчеркнем, что речь идет о большинстве массовых профессий, а не о редких профессиях, где профдеятельность связана с экстремальными ситуа­циями.) Мы считаем, что некоторые полученные в психологии результаты, а так­же современный уровень развития психодиагностики не позволяют делать акцент на профотборе. Очевидно, ведущее место должно принадлежать профконсульта­ции, хотя свои специфичные функции остаются и за профотбором.

Главенствующую роль профконсультации как формы работы мы обосновываем тремя основными положениями, которые зашифрованы мнемотехнической аббре­виатурой РАСТИМ.

1) PA — развитие, относительно которого важно знать следующее. Во-первых, современная психодиагностика интеллекта не располагает методиками, позво­ляющими исследовать задатки человека. Все, даже самые популярные суще­ствующие методики диагностики интеллекта диагностируют в конечном сче­те достигнутый уровень развития (Гуревич К. М., Борисова Е. М., 1988). Во-вторых, в соответствии с принципом развития психики этот достигнутый уровень будет меняться. Прогноз же этого изменения можно сделать лишь очень приблизительно.

2) СТИ — стиль. Здесь стоит обратиться к достаточно известным работам об ин­дивидуальном стиле деятельности Е. А. Климова, В. В. Белоуса и др. В рамках данного научного направления установлено, что несмотря на различия в ин­дивидуально-типических особенностях, можно достигать одинакового уровня продуктивности в профессиональной деятельности за счет формирования ин­дивидуального стиля деятельности. Однако следует подчеркнуть, что индиви­дуальный стиль деятельности вырабатывается в процессе самой деятельности и, следовательно, также не может быть диагностирован заранее, исходно, еще на стадии профотбора.

3) М — мотивация. Данный фактор представляется нам наиболее важным. Вли­яние мотивации на продуктивность деятельности всегда считалось чрезвычай­но существенным. Причем в ряде исследований по психологии профессиональ­ной деятельности было установлено, что успешность деятельности определя­ется не только силой мотивации (классический закон Йеркса—Додсона), но и структурой мотивов. Более того, экспериментально установлено, что положи­тельная профессиональная мотивация может даже компенсировать недоста­ток способностей (Якунин В. А., Мешков Н. И., 1980; Реан А. А., 1984 и др.). Обратного же явления не происходит: отрицательная профессиональная мо­тивация не восполняется даже самым высоким уровнем специальных способ­ностей. Однако, подчеркивая столь большое значение фактора мотивации, приходится отметить, что современные возможности психодиагностики про­фессиональной мотивации ограничены. Особенно эта ограниченность прояв­ляется в случае, когда испытуемый не заинтересован в искреннем саморас­крытии. Необходима разработка более надежных тестовых опросников, а еще желательнее — проективных методик.

Ко всему перечисленному добавляется и еще одна трудность в случае, когда речь идет о более сложных профессиях, таких, например, как профессии учителя, руководителя и т. п. По многим из этих профессий еще не созданы общепринятые профессиограммы. К профессионально важным качествам руководителя, напри­мер, разные авторы относят разные личностные качества, и остается неясным, по

каким из них проводить отбор.

Из всего вышесказанного, конечно, не следует, что профотбор как форма рабо­ты полностью вытесняется профконсультацией. В данном случае необходимо раз­личать условия необходимые и достаточные. Профотбор основан на необходимых

критериях.

Процедура профотбора может отсеивать явно профнепригодных претендентов, не соответствующих каким-либо бесспорным требованиям профессии. Однако исследования и практика свидетельствуют, что такие бесспорные критерии редко могут быть сформулированы на психологическом уровне. В основном они имеют место на медико-физиологическом и психофизиологическом уровнях. Поэтому после этапа профотбора необходим этап профконсультации, главное содержание которого — психологическая диагностика личности. А в случае сохранения кон­курса, когда селекция все-таки необходима, отбор возможен по критерию профес­сиональной компетентности. Причем профессиональная компетентность может быть оценена прямо (традиционная диагностика знаний, умений и навыков), а в сложных случаях — с помощью метода компетентных судей по специальным ме­тодикам.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е. А. Климова) Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы предпочи­таете?

Таблица 12

Лист ответов (форма 1)

Ч   Т   П     X  
2а     1а     За  
  4а     5а    
    6а     7а  
8а   9а   10а      
12а     На     13а  
  14а     15а    
    16а     17а  
18а   19а   20а      

 

Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», рас­крывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабо­чую тетрадь «Лист ответов» (табл. 12) и, внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для вас. Можно поста­вить два «+», что отражает еще большую привлекательность вида деятельности. Наконец, если оцениваемая работа очень нравится вам — поставьте три «+». Зна­ком «—» отметьте занятие, которое вам не нравится. И в этом случае можно ста­вить два минуса, а если вид деятельности очень не нравится — то той "-"».

Текст опросника  
1а   Ухаживать за животными   или     Обслуживать машины  
2а   Помогать больным людям, лечить их   или     Составлять таблицы, программы для вычислитель­ных машин  
За   Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов   или   Зб   Следить за состоянием и развитием растений  
4а   Обрабатывать материалы (древесину,ткань, металл, пластмассу и др.)   или     Доводить товары до потребителя(рекламиро­вать)  
5а   Обсуждать научно-попу­лярные книги,статьи   или     Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)  
6а   Содержать животных   или     Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)  
7а   Копировать рисунки,изо­бражения (или настраивать музыкальные инструменты)   или     Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.  
8а   Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)   или     Художественно оформлять выставки,витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).  
9а   Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище   или     Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках  
Юа   Лечить животных   или     Выполнять вычисления, расчеты  
На   Выводить новые сорта растений   или     Конструировать, проектиро­вать новые виды изделий (ма­шины, одежду, дома и т. п.)  
12а   Разрешать споры, предупреждать ссоры,   или     Разбираться в чертежах, схемах,таблицах  

 

Методики психолого-педагогической диагностики • 279

    убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать           (проверять, уточнять, приводить в порядок)  
13а   Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности   или     Наблюдать,изучать жизнь микробов  
На   Налаживать медицинские приборы,аппараты   или     Оказывать людям медицин­скую помощь при ранениях, ушибах и т. п.  
15а   Составлять точные описания,отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях,измеряемых объектах и т. п.   или     Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)  
16а   Выполнять лабораторные анализы в больнице   или     Принимать,осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение  
17а   Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий   или     Осуществлять монтаж зданий или сборку машин,приборов  
18а   Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии,туристические походы и т.п.   или     Играть на сцене, принимать участие в концертах  
19а   Изготавливать по чертежам детали,изделия (машины, одежду), строить здания   или     Заниматься черчением, копировать чертежи, карты  
20а   Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса,сада   или     | Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, компьютере и др.)  

 

Обработка результатов. После заполнения «Листа ответов» подсчитайте чис­ло знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное число плюсов в первую из трех пустых

строчек внизу листа ответов.

Затем необходимо аналогичным образом подсчитать число минусов и записать

их во вторую пустую строку листа ответов.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный ре­зультат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким обра­зом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрица­тельное число. Полученный результат является показателем степени выраженно-

сти осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закоди­рованы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.

1.4 — профессии типа «человек—человек», где основной объект труда — чело­век.

2. Т — профессии типа «человек—техника», где основной объект труда — тех­ника, технические системы.

3. П — профессии типа «человек—природа», где основной объект труда — при­рода.

4. 3 — профессии типа «человек — знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т. п.).

5. Х — профессии типа «человек — художественный образ».

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только пока­затели последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной де­ятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельно­сти. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для лич­ности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных по­требностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы делятся здесь на внешние положи­тельные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомнен­но, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция. «Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной де­ятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале (табл.13)».

Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней мотива­ции (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

Таблица 13 Шкала мотивов профессиональной деятельности

Мотивы профессиональной деятельности            
В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В небольшой, но и вне маленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере
1. Денежный заработок                      
2. Стремление к продвижению по работе                      
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег                      
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей                      
5. Потребность в достижении соци­ального престижа и уважения со стороны других                      
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы                      
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности                      
                       

 

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключен­ное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация результатов. На основании полученных результатов опре­деляется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс пред­ставляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

Таблица 14 Мотивационные комплексы (пример)

Мотивы про­фессиональной деятельности (№ п/п)   ВМ   впм   вом  
       
       

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эф­фективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комп­лекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по сте­пени выраженности.

Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл. 14) считать абсолютно одинаковыми.

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значи­тельно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным (Реан А. А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса пе­дагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворен­ность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотива­ционный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотива­ции и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной не­стабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена моти-

вами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической дея­тельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Изучение самооценки личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1. На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат 2). Далее под­считывается сумма квадратов (£d2) и по формуле

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sri2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

' Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

Таблица 15 Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал   Качества личности   «Я»   Разница  
d   2 d  
    Уступчивость              
    Смелость              
    Вспыльчивость              
    Настойчивость              
    Нервозность              
    Терпеливость              
    Увлекаемость              
    Пассивность              
    Холодность              
    Энтузиазм              
    Осторожность              
    Капризность              
    Медлительность              
    Нерешительность              
    Энергичность              
    Жизнерадостность              
    Мнительность              
    Упрямство              
    Беспечность              
    Застенчивость              

 

Здесь 7i — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п. = 20), то коэффициент 6/п (п2 Остановится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

Диагностика и тренинг педагогической проницательности

С помощью предложенной ниже (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры вы можете заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений уча­щихся.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оце­ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (ас­пект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.

Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (табл.16). Оценка про­изводится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 — сильно (вторая степень качества, т.е.второе прилагательное).

Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с резуль­татами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Таблица 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.