| Общекультурные компетенции (ОК, реализуемые в рамках педагогической деятельности):
|
ОК-3* Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
| Знать:
· основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества.
Уметь:
· анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы.
Владеть:
· технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний;
· навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля.
|
ОК – 7 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе.
| Знать:
· этические нормы общения;
· социально-психологические основы педагогического общения;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
· особенности социального партнерства в системе образования;
· инновационные (виртуальные) технологии общения;
· психологию конфликта и его разрешение.
Уметь:
· организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
· определять цели взаимодействия;
· выбирать рациональный способ организации сотрудничества;
· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.
Владеть:
· технологиями общения;
· рациональными приемами организации взаимодействия;
· средствами реального и виртуального общения (сетевыми, сообщениями и т.п.).
|
ОК-13 Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Знать:
· основные нормативно-правовые акты в области образования;
· нормативно – правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций различных типов и видов;
· основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
· основные права ребенка и формы их правовой защиты;
· основные права и обязанности педагогических работников;
· принципы финансирования образовательных учреждений, оплаты труда педагога;
· основные правовые акты международного образовательного законодательства.
Уметь:
· анализировать нормативные правовые акты в области образования;
· анализировать и участвовать в разработке локальных нормативных актов (Устав, Положение о правах и обязанностях учащихся, Правила внутреннего распорядка и др.);
· понимать и объяснять смысл правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах;
· пользоваться электронными справочно-правовыми системами для быстрого поиска документов (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс);
· решать правовые задачи в рамках профессиональной деятельности.
Владеть:
· способами реализации правовых норм в процессе осуществления профессиональной деятельности
· способами защиты прав участников образовательного процесса.
|
ОК-14*Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
| Знать:
· основные закономерности взаимодействия человека и общества;
· основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
· основные механизмы социализации личности.
Уметь:
· анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы.
Владеть:
· технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний.
|
| Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
|
ОПК- 1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
| Знать:
· тенденции развития мирового историко-педагогического процесса,
· особенности современного этапа развития образования в мире, основные направления педагогической деятельности,
· функции учителя, ценностные основы профессиональной деятельности, роль и место учителя в жизни общества,
· правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования,
· способы овладения педагогическим мастерством;
· способы профессионального самопознания и саморазвития.
Уметь:
· адаптировать свою профессиональную деятельность к условиям конкретной образовательной среды;
· прогнозировать трудности в профессиональной деятельности, видеть способы их преодоления.
Владеть:
· системой мотивов, побуждающих к саморазвитию, самореализации в профессионально-педагогической деятельности.
|
ОПК – 2 *
Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
| Знать:
· оñîáåííîñòè ðåàëèçàöèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â óñëîâèÿõ ïîëèêóëüòóðíîãî è ïîëèýòíè÷åñêîãî îáùåñòâà.
Уметь:
· применять знания гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности;
· системно анализировать и выбирать образовательные концепции.
Владеть:
· способами решения профессиональных задач на основе знаний гуманитарных, социальных и экономических наук.
|
ОПК – 4 * Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
| Знать:
· сущность профессиональной педагогической деятельности, процессов воспитания, обучения и развития;
· способы рефлексии, диагностики и оценивания.
Уметь:
· использовать способы рефлексии, диагностики и оценивания учащихся в своей профессиональной деятельности;
· корректировать собственную профессиональную деятельность,
· прогнозировать результаты профессиональной деятельности как формирование личности школьника.
Владеть:
· профессиональной этикой,
· способами осуществления мониторинга образовательной деятельности,
· способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения.
|
| Профессиональные компетенции (ПК – в аспекте общепрофессиональных основ)
|
ПК – 2*Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
| Знать:
· характеристики современных методов и подходов к обучению школьников (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, дифференцированный) на разных этапах обучения;
· основные положения организации современного урока;
· различные средства и методы активизации учебной деятельности учащихся;
· методы оценивания качества образовательного и воспитательного процессов.
Уметь:
· применять общепедагогические и методические знания в организации учебной и воспитательной деятельности учащихся;
· использовать современные различные методы и технологии при разработке и конструировании соответствующих учебных материалов, в том числе с помощью информационных технологий;
· раскрывать особенности организации учебной деятельности учащихся на уроках с точки зрения различных подходов к учебно-познавательному и воспитательному процессу;
· применять современные методы и технологии обучения в решении учебных и профессиональных задач.
Владеть:
· методами организации активной учебно-познавательной и воспитательной деятельности школьников на разных этапах обучения;
· способами оценки качества результатов образования (предметные знания, умения, навыки; общеучебные и специальные учебные умения; показатели личностного развития).
|
ПК – 3 Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
| Знать
· сущность понятий «социализации и профессиональное самоопределение обучающихся»;
· современные и традиционные подходы к контролю и оценке достиженийобучающихся и воспитанников;
· историю и современное состояние методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;
· сущность и приемы педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
Уметь:
· моделировать и проектировать различные формы учебной и внеучебной деятельности обучающихся
· выбирать и использовать методы педагогической диагностики для решения типовых профессиональных задач;
· использовать приемы педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
· использовать современные и традиционные подходы к контролю и оценке достиженийобучающихся и воспитанников.
Владеть:
· технологией контроля и оценки достижений обучающихся и воспитанников;
· приемами педагогической поддержки и сопровождения в профессиональном самоопределении учащихся и их подготовке к сознательному выбору профессии.
|
ПК - 4 * Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
| Знать:
· структурные компоненты образовательной среды
· особенности взаимодействия различных субъектов образовательной среды, для характеристики социального компонента.
Уметь:
· осуществлять анализ образовательной среды школы на выявление её возможностей для эффективной организации учебно-воспитательного процесса;
· организовывать учебную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся с использованием возможностей образовательной среды.
Владеть:
· методами и приемами отбора и использования образовательных ресурсов для повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной среды школы.
|
ПК – 5 Готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
| Знать:
· социально-психологические основы педагогического общения;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
· особенности социального партнерства в системе образования;
· инновационные технологии общения;
· психологию конфликта и его разрешение.
Уметь:
· организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
· определять цели взаимодействия;
· выбирать рациональный способ организации сотрудничества;
· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
· êîîðäèíèðîâàòü äåÿòåëüíîñòü ñîöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ;
· ó÷àñòâîâàòü â îáùåñòâåííî-ïðîôåññèîíàëüíûõ äèñêóññèÿõ.
Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· ñïîñîáàìè ïðîåêòíîé è èííîâàöèîííîé äåÿòåëüíîñòè â îáðàçîâàíèè;
· ñïîñîáàìè óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòîâ è ïîääåðæàíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñóáúåêòàìè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà â óñëîâèÿõ ïîëèêóëüòóðíîé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäû.
|
ПК – 8 * Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
| Знать:
· возможности информационно-коммуникационных технологий для реализации культурно-просветительских программ.
Уметь:
· разрабатывать культурно-просветительские программы.
Владеть:
· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
|
ПК - 9* Способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.
| Знать:
· социально-психологические основы педагогического общения;
· особенности социального партнерства в системе образования.
Уметь:
· организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
· выбирать рациональный способ организации сотрудничества.
Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
|
ПК – 10 * Способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности
| Знать:
· особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
Уметь:
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные) в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
Владеть:
· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
|
ПК-11 * Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной, образовательной среды для организации культурно-просветительной деятельности
| Знать:
· основы просветительской деятельности,
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
Уметь:
· использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов,
· организовывать внеучебную деятельность обучающихся.
Владеть:
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
|