Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бланк оценки по 8 октантам




Октант   Аспект  
I   II   III  
Я (самооценка)   Учащиеся обо мне (предсказания педагога)   Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся)  
1. Лидерство, властность              
2. Уверенность в себе, самоуверенность              
3. Требовательность, непримиримость              
4. Скептицизм, упрямство              
5. Уступчивость, кротость              
6. Доверчивость, послушание              
7. Добросердечие, несамостоятельность              
8. Отзывчивость, бескорыстие              

 

Рассмотрим в качестве примера некоторые возможные варианты результатов исследования.

1. Предположим, что в результате оценки и самооценки по первому октанту (лидерство—властность) вы получите 2 балла по I аспекту и 2 по III аспекту. Что это может означать? Что сами вы не склонны считать себя властным человеком и, скорее всего, полагаете, что лидерского начала вам явно недостает, что неплохо бы заняться самосовершенствованием в этом направлении. Однако точка зрения учащихся диаметрально противоположна. В их глазах вы очень властный, а вре­менами даже деспотичный человек. И уж если вам надо заниматься совершенство­ванием собственной личности, то, скорее, в направлении «смягчения» характера, снижения властных тенденций.

Конечно, это только пример того, как надо подходить к анализу данных. В каж­дом конкретном случае могут быть свои особенности, свои «нюансы». Понятно, что мнение учащихся, пусть даже целой группы, не всегда адекватно реальности. И все же, если вы получили результаты, аналогичные приведенным в примере, над ними стоит серьезно задуматься. Ведь в результате целой серии психологи­ческих исследований учеными было установлено: именно авторитарные педагоги считают себя недостаточно властными, слишком мягкими и излишне демократич­ными.

2. Допустим, что по третьему октанту (требовательность) вы получили 10 бал­лов по I аспекту (самооценка) и 5 баллов по III аспекту. Таким образом, вы счита­ете себя очень требовательным педагогом, подчас даже слишком, и, возможно, нередко задумываетесь о педагогической целесообразности столь высокого уров­ня требовательности. Учащиеся же полагают, что именно такой уровень требова­тельности с вашей стороны оптимален. Очевидно, при таком соотношении баллов у педагогов нет повода для беспокойства, и вряд ли стоит терзаться мыслями об излишней требовательности с вашей стороны.

Однако заметим, что рассмотренная здесь ситуация — скорее гипотетическая, чем реальная. Многочисленные эмпирические исследования (в том числе и наши собственные) свидетельствуют, что чаще встречается обратная ситуация: педагог считает себя недостаточно требовательным, в то время как учащиеся уверены в неоправданно высокой требовательности с его стороны. Конечно, и здесь — в каж­дом конкретном случае — вам придется делать вывод самому. Но при этом жела­тельно помнить, что, будучи снисходительным к себе, человек обычно переносит нереализованный потенциал своей требовательности на окружающих, в особен­ности — занимающих подчиненное положение.

Тест «Транзактный анализ общения»

Транзакция — единица акта общения, в течение которой собеседники нахо­дятся в одном из трех состояний «я». В процессе взаимодействия могут в боль­шей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «роди­теля», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко прояв-

ляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных об­стоятельств.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «я» в вашем поведении. Для это­го оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки,

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь сво­их детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов тестирования—самотестирования. Подсчитай­те отдельно сумму баллов по строкам:

I (состояние «ребенок»):       ,7          
II (состояние «взрослый»):                
III (состояние «родитель»):             18,   21.  

 

Если у вас получится формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете чув­ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поуче­ниям.

Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете прояв­лять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмо­циями.

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)

Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликт­ные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенчес­кой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить сте­пень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятель­ности.

Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас ва­риант ответа а) или б).

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.

5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддер­жку у других.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя. б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со време­нем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить суть спора.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших раз­ногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть

спора.

б) Я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отно­шения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.

13. а) Я предлагаю промежуточную позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах. б) Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств окружающих.

б) Я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей по­зиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность на­стоять на своем. б) Я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет

мне навстречу.

19. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть

спора. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить

их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая устраивает и меня, и партнера. б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему

навстречу. б) Я стараюсь уговорить другого на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногла­сий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов. По каждому из пяти разделов опросника подсчи­тайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом.

Ключ опросника:

Соперничество:   За     8а     10а   13б   14б   16б   17а   22б   25а,   28а.  
Сотрудничество:   2б   5а   8б   11а   14а   19а   20а   21б   23а   26б   28б   30б  
Компромисс:   2а   4а   7б   10б   12б   13а   18б   20б   22а   24б   26а   29а.  
Избежание:   1а   5б   7а   9а   12а   15б   17б   19б   21а   23б   27а   29б  
Приспособление:   1б   Зб   4б   6а   11б   15а   16а   18а   24а   25б   27б   З0а.  

 

Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются меж­ду собой для выявления наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликт­ной ситуации.

Методика диагностики социально-психологического климата коллектива

Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирова­ния, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может исполь­зоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах.

Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».

1. Нравится ли вам ваша работа (школа, вуз)?

а) очень нравится;

б) пожалуй, нравится;

в) мне безразлично;

г) пожалуй, не нравится;

д) очень не нравится.

2. Хотели бы вы перейти на другую работу (в другой класс, школу; в другую груп­пу, вуз)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Оцените по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже ка­честв у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 бал­лов, если качество развито очень сильно, 1 — совсем не проявляется).

а) трудолюбие;

б) общественная активность;

в) профессиональные знания;

г) забота о людях;

д) требовательность;

е) отзывчивость;

ж) общительность;

з) способность разбираться в людях;

и) справедливость;

к) доброжелательность.

4. Кто из членов вашей группы/коллектива пользуется наибольшим уважени­ем? Назовите одну или две фамилии.

5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не учитесь/не рабо­таете, вернулись бы вы в свой коллектив?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего со­гласны?

а) большинство членов нашего коллектива/группы—хорошие, симпатич­ные люди;

б) в нашем коллективе есть всякие люди;

в) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

7. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

а) нет, конечно;

б) скорее нет, чем да;

в) не знаю,не задумывался над этим;

г) скорее да, чем нет;

д) да,конечно.

8. Выберите вариант для оценки своего коллектива/группы, если цифра «I» ха­рактеризует коллектив, который вам очень нравится, а «9» — не нравится со­всем.

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4;

д) 5;

е) 6;

ж) 7;

з) 8;

и) 9.

9. а) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?

— да

— пожалуй, да

— не знаю

— пожалуй, нет

— нет.

б) Как вам кажется, могли бы вы дать полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?

— да

— пожалуй, да

— не знаю

— пожалуй, нет

— нет.

10. Если бы у вас возникла возможность провести отдых вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

а) это бы меня вполне устроило;

б) не знаю;

в) это бы меня совсем не устроило.

11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов ва­шего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам?

а) нет;

б) не могу сказать;

в) да.

12. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения.

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4;

д) 5;

е) 6;

ж) 7;

з) 8;

и) 9.

13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам?

а) да,конечно;

б) скорее да, чем нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) скорее нет, чем да;

д) нет,конечно.

14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены:

а) состоянием материально-технической базы работы/учебы:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

б) загруженностью работой/учебной нагрузкой:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

в) размером зарплаты/стипендии:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

г) отношениями с преподавателями и руководителем:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

е) разнообразием и сложностью учебной работы:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

ж) подготовкой в получении специальности:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен.

15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?

а) очень хорошо;

б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;

в) трудно сказать;

г) работа/подготовка организована неудовлетворительно;

д) очень плохо.

16. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей под­готовки к специальности?

а) да (в этом случае назовите эти лица);

б) трудно сказать;

в) пожалуй,нет;

г) нет.

17. Ваш пол:

а) м;

б) ж.

18. Возраст.

19. Сроки обучения/ стаж работы.

20. Ваша специализация.

21. Ваше семейное положение.

Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую хара­ктеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или сти­пендия.

Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения сложивших­ся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведен­ческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмо­циональный — 6, 8, 12; когнитивный — 9а, 96, 11; поведенческий—7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1,0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщают­ся — положительная оценка получается при сочетаниях +++,++ 0, ++-; от­рицательная оценка при сочетаниях ---,--+,-- 0; неопределенная (проти­воречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.

295 Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка

где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагать­ся в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до +0, 33 — противоречивые оценки; от +0,33 до +1 — положительные оценки.

Тест «Восприятие индивидом группы»

Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три воз­можных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.

Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистиче­ским» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совмест­ных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприя­тия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценива­ет группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать по­мощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистиче­ским» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую ваше точку зрения.

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда в них нуждаются.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

Таблица 17

Ключ для обработки результатов методики «Тип восприятия индивидом группы»

«И»   «П»   «К»   «И»   «П»   «К»  
1в   1б   1а   8а   8в   8б  
2а   2в   2б   9б   9а   9в  
3б   Зв   За   10б   10в   1а  
4б   4а   4в   11а   11в   11б  
5б   5в   5а   12а   12б   12в  
6б   6а   6в   13в   13б   13а  
7б   7а   7в   14б   14а   14в  

 

5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;

б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;

в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.

6. Мне нравится группа, в которой:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необхо­димость.

7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а) создают дух соперничества;

б) не занимаются увлеченно своей наукой;

в) создают условия напряжения и жесткого контроля.

8. Я больше удовлетворен жизнью, если:

а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;

б) общаюсь и отдыхаю;

в) нужен кому-то и полезен.

9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;

б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;

в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.

10. Если в группе возникает проблема, то я:

а) предпочитаю не вмешиваться;

б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:

а) подходили ко мне индивидуально;

б) создавали условия для оказания помощи;

в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.

12. Я испытываю плохое состояние, когда:

а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;

б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или люби­мому;

в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.

13. Больше всего я ценю:

а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;

б) общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;

в) свой собственный личный успех. 14 Я предпочитаю работать:

а) вместе с товарищами;

б) самостоятельно;

в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.

Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывает­ся в виде формулы пИ+лП+мК, где п, л, м — количество набранных баллов соот­ветственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».

Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М.: Педаго­гика, 1990.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах. М., 1994.

Битинас Б. П. Введение в философию воспитания, М., 1996.

Будущему учителю о проблемах педагогики. Волгоград, 1995.

Гершунский Б. С. Менталитет и образование. М., 1996.

Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995.

Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПбГУ, 1992.

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.

Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. 1999.

История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

Лиферов А. П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регио­нов мира(типология,сравнительный анализ). Рязань, 1997.

Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. М, 1997.

Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.

Миронов В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Бордовской Н. В. СПб., Вып. 4, 1999.

Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

299 Основы вузовской педагогики. ЛГУ, 1972. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.—Воронеж, 1996. Психология и педагогика. М., 1998. Психология и педагогика. М., 1996.

Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 1997. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. М., 1974. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1997.

Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.41 сек.