КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Коджаспирова Г. М. , коджаспиров а
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. ПЕДАГОГИКА Учебное издание Виталий Александрович Сластенин, Илья Федорович Исаев, Александр Иванович Мищенко, Евгений Николаевич Шиянов Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Редактор Р. К. Лопина Корректор В. Н. Рейбекель Художественно-технический редактор Н. Д. Горбунова ИБ№128 Л Р №020513 от 15. 04. 92 Подписано в печать 03. 02. 98. Формат 60 х 90/16. Гарнитура Ньютон. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. З2',0. Уч. -изд. л. 30. 2. Тираж 10000 экз. С 174. Заказ №7110. Издательство «Школа-Пресс» 127254, Москва, ул. Руставели, д. 10, к. 3 Отпечатано на Смоленском полиграфическом комбинате Государственного комитета Российской Федерации по печати. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы - Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -
ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00
© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005 © Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005 © Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005
Определяйте значение слов. Этим вы избавите че- зумений. Р. Декарт «... аще где в книге сей грубостию моей пропись или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое- му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не ведения». Обращение к читателю древнерусских книжников Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. Русская пословица Чем богаче определяемый предмет, тем более раз нообразными могут быть определения его различных сторон. Г. Гегель В любой науке постоянно идет процесс переосмысления понятийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный характер современной педагогической парадигмы, разработка технологий педагогического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных областей знания, особенно из философии, социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в
СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4 стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терминологией. Повысился уровень обучения в педагогических училищах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению, а значит и к усложнению и более высокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и педагогики. Составители данного словаря предприняли попытку показать смысловое содержание основных терминов курса «Педагогика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педагогические издания к широкому кругу читателей. В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психолого-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малознакомой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не использовались в силу господствующей до недавнего времени авторитарной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий, содержание и определение которых еще достаточно условно. Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава издания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно педагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде всего исходя из соображений их достаточной точности, ясности и полноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех специальных словарей. При отборе терминов для словаря использовались различные словари, монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новейшую психолого-педагогическую лексику. Основные из использованных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, одинаково трактуемые авторами различных пособий по педагогике. Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной буквой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие слова также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой. Связи между словарными статьями прослеживаются посредством кустового расположения терминов, следующих в алфавитном порядке после базового слова и выделенных различным шрифтом или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем. В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения. Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до профессорско-преподавательского состава и исследователей в области педагогики. Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |