Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щественным сознанием 5 страница




 

 

Группы телесной терапии— психокоррекционные группы, ори­ентирующие

участников на знакомство с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными теле­сными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешения конфликтов в этой области. Ключевое понятие — понятие энергии: восприятие тела через протекаю­щие в нем энергетические процессы. Свободно текущая есте­ственная жизненная энергия — основа функционирования здоровой личности. Могут использоваться как эффективные методы формирования установок на сохранение здоровья и здо­ровый образ жизни в рамках валеологического воспитания.

 

 

Группы тренинга умений— психокоррекционные группы, в к-рых не касаются

внутренних причин неуспешного поведения, а про­исходит обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Виды вырабатываемых умений: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуни­кативные умения и тренинг уверенности в себе. Благодаря уме­ниям, вырабатываемым в этих группах, человек может изба­виться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и др. привычных форм отрицательного поведения.

 

Гуманизация воспитания и обучения — реализация принципов мировоззрения, в

основе к-рого лежит уважение к людям, забота о них в процессе построения отношений между педагогом и вос­питанником, постановка в центр пед. внимания интересов и про­блем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и детства.

 

 

Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание,

формы и методы обучения; обеспечение образова­тельным процессом свободного и всестороннего развития лич­ности, ее деятельного участия в жизни общества.

 

 

Гуманизм— принцип мировоззрения, в основе к-рого лежит при­знание безграничности

возможностей человека и его способно­сти к совершенствованию, требование защиты достоинства лич­ности и ее прав на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становит­ся одним из основных принципов педагогики.

 

 

Гуманистический идеал человека— представление о человеке, всесторонне

образованном и развитом, имеющим право на ин­дивидуальность, умеющим хорошо говорить и убеждать собесед­ника. Возник в античной Греции, а затем неоднократно возрож­дался в общественном сознании на протяжении человеческой истории. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю. Воспитание, по их убеждению, призвано помочь человеку осознать свое призва­ние, оценить собственные способности, занять соответствую­щее место в общественной жизни. Современные пед. подходы возвращаются к этим представлениям.

 

 

Гуманитаризация образования — установление гармонического равновесия

между естественно-математическими и гуманитар­ным циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технокра­тизму и бесчеловечности.

 

 

Гуманитарное образование — приоритетное развитие общекуль­турных

компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых.

 

 

Гуманитарный — относящийся к человеческому обществу, к чело­веку и его культуре.

 

 

Гуманность(от лат. humanus — человечный) — человечность, ува­жение к людям и их

переживаниям; система установок личнос­ти на соц. объекты (человека, группу, живое существо), Обусловленная нравственными нормами и ценностями, к-рая представ­лена в сознании переживаниями сострадания, человеколюбия. Одна из ведущих нравственных ценностей, к-рая должна фор­мироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

 

Дальтон—план («лабораторный план») — одна из форм индивиду­ализированного

обучения, возникшая в США в начале XX в. Автор — Е. Паркхерст. Учащиеся по этой системе не связыва­лись общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок исполь­зования своего рабочего времени. Каждый ученик заключал «контракт» с преподавателем о самостоятельной проработке учебного материала. Ученики работали в предметных лаборатори­ях. Контроль проводился с помощью сложной системы учетных карточек. Д.-п. побуждал учащихся искать рациональные спо­собы организации собственной работы, позволял приспособить темп обучения к индивидуальным возможностям каждого уче­ника. В 20-е гг. прошлого века в отечественной педагогике та­кая организация обучения была несколько трансформирована и получила название «бригадно-лабораторный метод обучения», но такое обучение просуществовало недолго.

 

 

Данные— нормативы, сведения, сообщения, представленные в формализованном виде,

используемые в процессе управления.

 

 

Движение детское— совместные действия различных детских объединений,

направленные на изменение статуса детей и подростков в обществе, посильное включение их в обществен­ную жизнь и деятельность, развитие соц. творчества и граж­данского самосознания, защиту прав и интересов несовер­шеннолетних.

 

 

Движущие силы педагогического процесса— объективные про­тиворечия

между обновляющимися потребностями воспитанни­ка и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворе­ния, разрешение к-рых через активность школьника ведет к его развитию. Внешние противоречия: между внешними воздействи­ями и требованиями и внутренней готовности им соответство­вать, целенаправленность и планомерность учебно-воспита­тельного процесса и неупорядоченное влияние соц. среды, на­растающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе, обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности, но­вые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученное™ ребенка, коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер ов­ладения духовными ценностями, регламентация учебно-воспи­тательного процесса и собственная активность воспитанника. Внутренние противоречия: (противоречия внутренней сферы личности) — знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированное™ со­ответствующих умений и привычек, сформированный идеал личности и реальное поведение и др.

 

 

Дебильность — См. Олигофрения.

 

 

Девиантность(девиация) (от лат. deviatio — отклонение) — откло­нение от

нормального положения, строения. Возникает в резуль­тате разрыва между культурными целями и соц. одобряемыми средствами их достижения (Р. Мертон).

 

 

Девианты— люди, часто отклоняющиеся от принятых норм поведе­ния. Группы

девиантов: по характеру проявления — позитивные (героизм, альтруизм), нейтральные (коллекционирование), нега­тивные; по мотивации — бескорыстные, корыстные, агрессивные, патологические; по направленности — направленные на других (на­сильственные действия, ссоры, причинение вреда и т. п.), направ­ленные на себя (наркомания, пьянство, суицид и т. п.).

 

 

Девиантное поведение— поведение, к-рому характерны от­клонения от принятых в

обществе норм. Типология Д.п.: инновация (одобряются цели, но отрицаются способы их достижения); ритуализм (отрицаются цели, но принима­ются соц. одобряемые средства их достижения); ретритизм (отвергаются и цели, и средства — бродяги, нарко­маны); бунт (отрицание старых целей и средств и попытка замены их новыми) (Р. Мертон).Р„ Мертон рассматривал конформизм и девиацию как две стороны одной пробле­мы. Д.п. не является абсолютно негативным явлением. Рост политической активности населения, экономическая предприимчивость, художественное творчество и научные поиски — позитивные девиации.

 

 

Девиантность субкультурная поведение, подчиненное нормам определенной

субкультуры (молодежный сленг, присущий определенным группировкам; внешний вид (панки, хиппи, толкиенисты и т. п.).

 

 

Дедукция(от лат. deductio — выведение) — движение мысли от общего к частному;

один из методов познания.

 

 

Деградация— постепенное ухудшение, вырождение, упадок, дви­жение назад.

 

 

Дежа вю — общее обозначение специфических субъективных ощущений человека,

толкуемых как иллюзии памяти, в силу к-рых ему кажется, что происходящее ныне уже происходило ранее (наблюдалось, думалось, слушалось и переживалось им когда-то).

 

 

Дезадаптация— психическое состояние, возникающее в резуль­тате несоответствия

социопсихологического или психофизио­логического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают от природы, характера и степени проявления: пато­генную, психическую, социальную Д. детей и подростков.

 

 

Дезадаптация патогенная— психические состояния, вы­зываемые патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе к-рых лежат фун­кционально-органические поражения ЦНС. По степени и глубине м.б.: устойчивой, хронической (психозы, психопа­тии, органические поражения головного мозга, отстава­ние в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревож­ность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привыч­ки, энурез и т. п.). Отдельно выделяются проблемы соц. адаптации умственно отсталых детей.

 

Дезадаптация психическая— психические состояния, связаные с половозрастными и индивидуально-психол. осо­бенностями ребенка, подростка, к-рые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального пед. подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-пед. коррекционных про­грамм, к-рые м.б. реализованы в условиях общеобразова­тельных учебно-воспитательных учреждений. Формы Д. п.: устойчивые (акцентуации характера, снижение по­рога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: им­пульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустой­чивые формы (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое разви­тие, состояния, вызванные психотравмирующими обсто­ятельствами (влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.).

 

Дезадаптация социальная нарушение детьми и подрост­ками норм морали и права, асоциальные формы поведе­ния и деформация системы внутренней регуляции, рефе­рентных и ценностных ориентации, соц. установок. При Д. с. имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. Две стадии Д.с: пед. и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлени­ем пед. воздействию, дерзостью, негативным отношени­ем к учебе, различными асоциальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, ро­дителями и сверстниками. Соц. запущенность детей и подростков — такие дети плохо учатся, имеют хроничес­кую запущенность по предметам учебной программы, оказывают противодействие пед. воздействиям, профес­сионально не ориентированы, сужена сфера интересов, нет полезных умений и навыков. Характерна глубокая отчужденность от семьи и школы, формирование и раз­витие идет под влиянием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей к-рых приводит к деформации сознания, ценностных ори­ентации и соц. установок несовершеннолетних. Соц. от­клонения: бродяжничество, наркомания, пьянство, алко­голизм, правонарушения, аморальное поведение. Д.с. — процесс обратимый.

 

 

Действия— относительно законченные элементы деятельности, направленные на

достижение промежуточных целей, подчинен­ные общему замыслу.

 

Действия импульсивные— непроизвольные действия, воз­никающие под воздействием ситуации и недостаточно контролируемые сознанием.

 

Действия умственные действия человека (от математи­ческих преобразований до оценки поведения др. человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим Д.у. отличаются от др. видов человеческих действий (напр., ре­чевых, физических). Д.у могут быть направлены на реше­ние как познавательных, так и эмоциональных задач.

 

 

Декларативный — содержащий общие положения без их обосно­вания и

конкретизации.

 

 

Декорум — внешнее приличие, благопристойность; обстановка, подобающая

положению или должности.

 

 

Делегирование(от лат. delegare — посылать, поручать) — передача власти,

ответственности; процесс перераспределения власти, полномочий, задач и прав в рамках организации в направлении более низких иерархических уровней.

 

 

Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье девиантное

антисоц. поведение нарушает общественные и куль­турные, особенно правовые нормы; правонарушитель. Когда проступки носят более серьезный характер и наказываются в уголовном порядке, т. е. совершаются преступления, говорят о криминальном (преступном) поведении.

 

 

Деловая игра — см. Технология активного обучения.

 

 

Деловитость 1. элемент организационной культуры, интеграль­ный признак

определенного индивидуального стиля деятельно­сти — делового стиля, синоним рационально организованной активности, четко ориентированный на интересы дела; 2. чер­та характера, личное качество работника, способность подхо­дить к своим профессиональным обязанностям деловым обра­зом, умение рационально осуществлять собственную трудовую деятельность и организовывать деятельность подчиненных.

 

 

Демагогия— спекуляция реальными проблемами, запросами, на­деждами в скрытых

целях, нередко личных и корыстных, или групповых: социальных и политических; изображение к.-л. со­бытий или взглядов противников в ложном свете. Д. обычно со­провождается фальсификацией фактов и оформляется внешне правдоподобной, но, по существу, искусно подтасованной аргументацией. Кажущееся правдоподобие демагогической ар­гументации позволяет демагогу добиваться желательных резуль­татов, не обнародуя своих действительных намерений.

 

 

Деменция— нарушение нормально начавшегося душевного раз­вития, отставание по сравнению с нормальным развитием и потеря уже имеющихся душевных способностей; приобретен­ное слабоумие.

 

 

Демокрит (460—370 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-ма­териалист, создатель

атомистической теории, на основе к-рой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «ночью и днем, на родине и на чужбине». Огромное значение в воспи­тании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «довода­ми». Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспи­тания руководствовался своей материалистической теорией, согласно к-рой началом знаний служат ощущения, истина по­стигается разумом, к-рый свои доказательства берет из ощу­щений. Выступал за включение в воспитание труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.

 

 

Деморализация— морально-психический компонент дезоргани­зации,

проявляющийся в моральном разложении, утрате нрав­ственных критериев, падении дисциплины.

 

 

Деонтология педагогическая(от греч. deontos — должное, logos — учение) —

1. наука о профессиональном поведении педагога; ис­следование формализованных и неформализованных норм про­фессионального поведения и деятельности педагога; 2. профес­сиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает профессио­нальную компетенцию, интеллектуальную терпимость как по отношению к чужим идеям, так и к людям; моральную ответ­ственность за принятые в профессиональной деятельности ре­шения.

 

 

Деперсонализация(от лат. de — отрицательная приставка, persona — личность,

лицо) — изменение самосознания, для к-рого харак­терно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близ­ким, к работе и т. д. В легкой форме встречается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках.

 

 

Депонированная рукопись— узкоспециальная работа, обычно в виде

машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, к-рые информируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изучения. Д. приравниваются к опубликованным документам и материалам исследования.

 

 

Депрессия(в психологии) (от лат. depressio — подавление) — аф­фективное,

подавленное состояние, при к-ром все окружающее представляется в мрачном свете.

 

 

Депривация психическая(от лат. deprivatio — потеря, лишение чего-либо) —

психическое состояние душевного страдания, к-рое возникает вследствие длительных ограничений возможностей че­ловека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы Д. п. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением эмоциональных контактов: задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта.

 

 

Депривированный(соц.) — ограниченный, лишенный тех или иных условий,

необходимых для выживания и развития.

 

 

Дерево целей— графическое представление взаимосвязи и сопод­чинения целей одной

или нескольких систем. При построении Д.ц. вначале определяются общие цели, далее они последова­тельно конкретизируются в подцелях и задачах.

 

 

Дескриптивный— описывающий, описательный.

 

 

Дескриптор(от лат. describere — описывать) — всякое ключевое слово, с помощью

которого можно характеризовать объект ин­формации.

 

 

Деструкция(от лат. destructio — разрушение) — нарушение нор­мальной структуры

чего-либо.

 

 

Детерминизм(от лат. determinare — определять, обуславливать) — причинная

обусловленность, закономерная и необходимая за­висимость всех явлений окружающего мира от порождающих их факторов, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления.

 

 

Дети исключительные— термин, к-рым в зарубежной (в особен­ности

англоязычной) научной литературе обозначается широкая категория детей, развитие к-рых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистической нормы; кроме аномаль­ных детей к этой категории могут быть отнесены одаренные и застенчивые дети, дети с «характером» и акцентуациями и т. п.

В отечественной науке этим термином пользовался детский дефектолог В.П. Кащенко.

 

 

Дети и подростки «группы риска»— дети с различными форма­ми психической и

соц. дезадаптации, выражающейся в поведе­нии, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окруже­ния, к-рое выполняет функции институтов социализации (се­мья, школа, детский сад и т. п.).

 

 

Детские деревни (SOS — киндердорфы) — тип детского дома для воспитания детей-

сирот в условиях, приближенных к семейным. Впервые созданы в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером, к-рый на основе анализа мирового опыта, разрабо­тал социально эффективную систему воспитания детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дерев­ни организованы более чем в 120 странах мира. Создаются се­мьи, состоящие из воспитательницы, берущей на себя функции матери, нескольких разновозрастных детей обоего пола (братья и сестры не разлучаются), живущие в отдельном доме и ведущие совместное хозяйство. В Д.д., как правило, 12—15 семей. Дирек­тор со своей семьей живет здесь же. Все сотрудники такой де­ревни должны быть командой единомышленников. Считается, что такая форма организации жизнедеятельности детей-сирот является наиболее оптимальной для их воспитания. В России начинает осваиваться опыт создания таких деревень (Томили­но Московской области, «Кижи» Калужской области и др.).

 

 

Детский дом семейного типа— вариант детского дома, прибли­женный к условиям

семьи. Типы: семья, взявшая несколько де­тей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в к-рой живут свои и приемные дети. Родители такого семейно­го дома получают зарплату и др. необходимую помощь.

 

 

Детство— возрастной этап развития человека, начальные перио­ды онтогенеза,

характеризующиеся интенсивным ростом орга­низма и формированием высших психических функций. Детство является социокультурным феноменом и носит конкретно-исто­рический характер. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (18 лет). По междуна­родным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ре­бенка: «...ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, к-рый включает: младенчество — до 1 года; раннее детство — до 3 лет; дошкольный возраст — до 7 лет; младший школьный возраст — до 10—11лет.

 

 

Дефектология— см. Педагогика специальная.

 

 

Дефиниция(лат. defmitio) — краткое определение к.-л. понятия, отражающее

существенные признаки предмета или явления; лингв, толкование слова.

 

 

Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности и ее

поведения под влиянием выполнения професси­ональной деятельности. Носит как позитивный, так и негатив­ный характер.

 

«Выгорание» специалиста — процесс постепенного охлаж­дения специалиста по отношению к людям, с к-рыми он работает, к их болям и проблемам, а также к своей профес­сиональной деятельности, как процесс превращения его в функционера.

 

«Перегорание» специалиста— характеристика специалис­та, к-рый под воздействием «выгорания» (как результат) становится совершенно безразличным, конъюнктурным по отношению к своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «выгора­ния» специалиста сказываются не только на работе, но и дома, в отношении к себе, к своим близким.

 

 

Децелерация— явление массового торможения в интеллектуаль­ном, психическом и

физическом развитии детей и подростков вследствие объективных причин (экология, соц. фрустрация, массовый алкоголизм населения и др.). Наметилось в России в середине 90-х гг. XX в.

 

 

Децентрализация управления — передача прав, функций и ответ­ственности по

уровням управления.

 

 

Децентрация— один из механизмов развития познавательных процессов личности,

формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на ос­нове способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ре­бенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет зна­чительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления.

 

 

Деятельностный подход(к изучению психики) — 1. принцип изучения психики, в

основу к-рого положена разработанная Фихте, Гегелем и Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, СЛ. Рубенштейн, А .Н. Леонтьев и др.). 2. теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функ­ционировании и структуре психического отражения в процес­сах деятельности индивидов (А .Н. Леонтьев).

 

 

Деятельность — форма психической активности субъекта, на­правленная на познание

и преобразование мира и самого чело­века. Осуществляется деятельность по схеме: субъект-объект, где субъект — человек как активное начало, а объект — то, на что направлена активность. Д. состоит из более мелких еди­ниц — действий. Каждому действию соответствует своя частная цель или задача. Структурные составляющие Д. — цель, мотив, способы, условия, результат.

 

 

Деятельность ведущая— деятельность, в связи с развитием к-рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и развиваются процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Термин введен оте­чественным психологом А .Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин выделил следующие виды Д.в.: непосредственно-эмоцио­нальное общение — предметно-манипулятивная деятель­ность — ролевая игра — учебная деятельность — интимно-личное общение — учебно-профессиональная деятельность.

 

Деятельность информационная— совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и рас­пространения информации.

 

Деятельность организаторская— практическая деятель­ность по руководству людьми, согласованию их совмест­ных действий и управлению ими.

 

Деятельность педагогическая 1. профессиональная дея­тельность, направленная на создание оптимальных условий целостном пед. процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возмож­ностей свободного и творческого действия; 2. деятель­ность по обучению, развитию и воспитанию детей; 3. де­ятельность по созданию условий саморазвития и самооб­разования людей. Основная проблема Д. п.: совмещение требований и целей учителя с возможностями, желани­ями и целями учеников. Структурные элементы: профес­сиональное сознание, профессиональная пед. техноло­гия, пед. техника. Три модели Д. п.: педагогика принуж­дения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества; Д. п. имеет ряд за­кономерностей, выработанных и проверенных норм, способов, приемов, форм, средств обучения и воспита­ния детей. Специфика Д. п.: а) цель задается извне; б) это мета-деятельность, она направлена на организацию де­ятельности др. людей; в) результаты объективизируются в будущем; г) объект (воспитанник) выступает и в каче­стве субъекта деятельности.

 

Деятельность предметная— практические действия чело­века с
реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. Д. п. рассчитана на усвое­ние человеком способов употребления предметов матери­альной и духовной культуры и на развитие способностей, умений и навыков.

 

Деятельность учащихся коллективная— такая форма сотрудничества, при к-рой сами учащиеся являются ак­тивными и равноправными участниками достижения общей познавательной задачи совместными усилиями под руководством учителя и при условии такой ее орга­низации, когда от деятельности одного ученика зависит общий результат.

 

 

Диагноз педагогический — определение характера и объема труд­ностей в учебе и в

поведении, способностей учащихся на осно­ве данных об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результатов и др.

 

 

Диаграмма(от греч. diagramma — рисунок, чертеж) — разновид­ность графиков,

используемая для наглядного отображения срав­ниваемых величин. Д. бывают столбчатые, ленточные, линей­ные, круговые, квадратные, секторные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.