КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щественным сознанием 8 страница
Индивидуализм нравственный— внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, творческом самовыражении, проявлении интеллектуально-нравственной свободы, развитии способностей и дарований.
Индивидуальность— интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании— осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности— совокупность характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей таких, как ритм работы. Поскольку И. с. п. д. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться. Виды И. с. п. д.: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Индифферентность(от лат. indifferens — безразличный) — нейтральность, равнодушие, безучастность.
Индоктринация— пропаганда определенной идеи, доктрины, целенаправленное распространение теории или учения в обществе для формирования определенного общественного сознания.
Индукция (от лат. Inductio — наведение, побуждение) — 1. В физиологии: динамическое взаимодействие возбуждения и торможения, выражающееся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в др. и наоборот. 2. В логике, психол.: вид умозаключения, логический метод исследований, основанный на построении логической цепочки от единичного утверждения к более общему. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Различают И.: научную, популярную, полную, неполную, математическую и др. Инертность— низкая активность, бездеятельность, неподвижность.
Инициатива(от лат. initiare — начинать) — внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности или руководящая роль в к.-л. действиях.
Инициация(от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение таинств) — комплекс действий (в основном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса индивида, происходит включение его в к.-л. замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примером могут служить обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др. у первобытных народов, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. — характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.
Инкультурация— освоение людьми элементов их социокультурного пространства, религии, мифов, традиционных способов мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от др. человеческих групп. В процессе социализации интеграция в человеческое общество может происходить как в своей, так и в др. культуре, а может ребенок, социализируясь, и не вводиться в культуру (беспризорники, безнадзорные дети и т. п.).
Инновация педагогическая (нововведение)— I. целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Виды нововведения: по видам деятельности — пед., обеспечивающие, управленческие; по объекту изменений — ресурсные, технологические и продуктные; по характеру вносимых изменений — радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений: локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанная и взаимосогласованная группа нескольких локальных Н.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования: единичные и диффузные; по источнику возникновения — внешними (за пределами образовательной системы) и внутренними (разрабатываются внутри образовательной системы); 2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3. поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Инновационный прогностический характеруправления образовательным учреждением — реализация в управленческом цикле последовательности шагов, приводящей к обновлению управляемой образовательной системы: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов.
Инновационные процессыв системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств.
Инсайт(от лат. insight — постижение, озарение) — внезапное, логически выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Термин ввел В. Келлер, активно использовал в психологии Дж. Морено. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.
Инсинуировать — 1. намекать, внушать, тайно подстрекать; 2. распространять злостные вымыслы, клеветать на к.-л.
Инсталляция(от англ. installation — установка, монтаж, сборка) — 1. установка программного изделия на компьютер; 2. объемно-пространственная композиция, конструкция, составленная из различных предметов, как правило, бывших в употреблении, выражающая художественно-эстетические представления автора.
Инстинкт(от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения), предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм И. как безусловнорефлекторный; понятие И. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными. Виды (по В.И. Гарбузову): самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Инстинкт жизни — термин психоанализа, обозначающий импульс самосохранения и самовоспроизводства; иногда употребляется как синоним либидо.
Интегральный— целый, единый, неразрывно связанный.
Интеллект(от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей человека. В ряде психол. концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале XX в. фр. психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматической трактовки И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур И., независимо от культурных влияний.
Интеллект текучий — способности, с помощью к-рых человек учитсяему-либо новому. К ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. Интеллекта коэффициент(от англ. Intelligence Quotient, IQ) — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И.к. имеет следующий вид: И. к. =(умственный возраст/хронологический возраст) х 100 Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50— 75% — для дебилов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов.
Интеллектуальная пассивность — сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания. И.п. проявляется в недостаточной сформированное™ интеллектуальных умений, в негативном отношении к умственному напряжению, в использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.
Интеллигентность(от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) — совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.
Интенсификация управления— совершенствование управления путем лучшей организации управленческого труда, совершенствования методов разработки управленческих решений, рационального сокращения количества информации, унификации документов и т. д. И.у. предполагает его совершенствование без относительного увеличения аппарата управления.
Интенция(от лат. intentio — стремление) направленность сознания, мышления на к.-л. предмет.
Интерактивное общение— выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции — кооперация и конкуренция.
Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. При К. происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее собственной природой. Показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимосвязь участников. Виды: коллективно-индивидуальная (все стремятся к одной цели, но каждый сам по себе); последовательно-коллективная (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела); кооперация взаимодействия. В настоящее время пед. процесс все более организуется на основах К., что способствует его как личностно-ориентированной направленности.
Конкуренция— межличностное взаимодействие, основанное на столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Интерактивный диалог— активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения.
Интерактивный режим— диалоговый режим.
Интеракционизм(от англ. interaction — взаимодействие) — направление в западной соц. психологии (Дж. Г. Мид и др.), исследующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе к-рого реализуется способность человека «принимать роль другого», и на этой основе осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу. Структура личности с точки зрения И. зависит от характера непосредственного взаимодействия с окружающими, к-рое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с соц. нормами, ролями, ролевыми ожиданиями, соц. установками партнеров по взаимодействию.
Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, к-рый приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей И. Различают непосредственный П., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости И. свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, к-рая сама по себе И. не вызывает, но выполнение к-рой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. определяется его содержательностью и значимостью для личности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.
Интериоризация(от лат. interior — внутренний, глубинный) — переход извне вовнутрь; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней соц. деятельности. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Пиаже, Ж. Пиаже.
Интернет(Internet) — наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть сетей. Сети, входящие в И., базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с др. сетями мира через специальные «шлюзы» — компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях. И. был создан свыше 20 лет назад в США. Сейчас И. распространен по всему миру, и его пользователями стали более 20 млн человек.
Интерполирование — прогнозирование изменений показателей во времени.
Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-л.; изложение смысла, решения в иной форме, иными словами, не изменяющими его сущность.
Интерфейс— в узком смысле — внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем; в широком смысле — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами, людьми, программами и т. п., а также устройство или программа, реализующая эту систему; совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих общение человека с техникой; унифицированные системы связи между устройствами вычислительной системы, представляющие собой системы шин, алгоритмов.
Интерференция(от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) др. материала, с к-рым оперирует человек. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную И. и про-активную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.
Интонация(от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. Поданным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.
Интроверсия(от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) в аналитической психологии К. Юнга — качество, свойство и особенность личности, характеризующиеся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. По критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т. е. преобладающим ориентациям на внешний мир) К. Юнг выделял типы личности интровертов и экстравертов. В психоанализе З.Фрейда понятие И. употреблялось в более ограниченных смыслах, для обозначения: 1. постоянного отклонения либидо и его направленности на Эго («Я») и 2. отхода либидо от возможного реального удовлетворения и усиленного притока его к безобидным ранее фантазиям. Согласно З.Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.
Интроспекция(от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод самонаблюдения, изучение психических процессов на основе субъективного наблюдения над явлениями собственного сознания.
Интуиция(от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосредственным усмотрением, минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. В акте И. непосредственно «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия; своеобразный тип мышления, при к-ром отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли — истина. И. бывает достаточной для достижения истины, но, чтобы убедить в ее истинности др. людей, необходимо доказательство.
Интуиция педагогическая— быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Развивается на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. — одно из условий способности учителя к пед. импровизации.
Инфантилизм(от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии), психический, (отставание в эмоционально-волевом развитии) и психофизический. Физический И. вызван инфекционными заболеваниями, интоксикациями, неполноценным питанием и т. п. Психический И. представляет собой отставание в личностном развитии. Преимущественно обусловлен недостатками воспитания.
Инфантицида – разрешенное уничтожение детей.
Информатизация— процесс широкого использования информации и знаний как третьего вида ресурсов (в дополнение к материалам и энергии) и связанного с ним внедрения систем автоматизированной обработки и использования информации во всех сферах жизни общества.
Информатизация образования — массовое внедрение в пед. практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых; внедрение новых информационных технологий (НИТ) в систему управления учреждениями образования, а также в учебный процесс. И. о. реализуется в три этапа: 1. массовое освоение средств НИТ (компьютерные классы, системы интерактивного видео, банки, базы данных по педагогике, психологии, физиологии и др. смежным наукам); 2. разработка программного обеспечения традиционных учебных дисциплин (видео- и аудиоматериалы, системы мультимедиа и гипертекста); 3. введение аудиовизуального дистанционного обучения на базе систем, расширяющих медиа-пространство.
Информатизация (компьютеризация) обучения — использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.
Информатика— научное направление, занимающееся изучением законов, методов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и др. технических средств; научная дисциплина, изучающая структуру, общие свойства информации и закономерности процессов коммуникации в технических устройствах и жизни людей; группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программное обеспечение, искусственный интеллект и др.
Информация(лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и т. д., к-рые воспринимают живые организмы, управляющие машины и др. информационные системы в процессе жизнедеятельности и работы. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту. И. как продукт производства обладает следующими особенностями: не уменьшается при потреблении, обладает возможностью одновременного использования многими потребителями, легко и быстро транспортируется на значительные расстояния, возможно производство разнообразной И. с помощью универсальных средств, отсутствуют пределы в росте потребностей в И., производство и потребление информации сливаются в единый процесс. И. — одно из основных понятий в кибернетике, где под ней подразумеваются исчерпывающие данные, необходимые для принятия оптимального алгоритма решения поставленной задачи. Теорию И. разработал амер. математик К. Шеннон.
Информация априорная— предварительные данные, используемые исследователем при выработке решений. Их источниками м.б. теоретические соображения, статистические исследования.
Информационная технология — совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Информационный барьер— совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и.т. п.), к-рые стоят на пути распространения и получения информации.
Информационный взрыв— резкое увеличение объема информации, к-рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием HTP.
Информационный менеджмент— организационное управление работой учебно-воспитательного учреждения на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами.
Информационный процесс— процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Обеспечивается информационными системами и средствами передачи данных.
Информация в управлении— определенный комплекс статистических, психол.-пед. и качественных сведений, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. И.в у. д.б. объективной, своевременной, разносторонней, оперативной, полной и достоверной. Инфосфера— глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением, организациями и персоналом, обеспечивающими их разработку и эксплуатацию. Термин ввел А.П. Ершов.
Инфраструктура— составные части общего устройства экономической или политической жизни, обеспечивающие нормальную деятельность экономической и политической системы в целом. Напр., в экономическую И. входят транспорт и связь, образование и профессиональное обучение, жилье и коммунальное хозяйство; в производственную И. — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих материальное производство; в социальную И. — совокупность отраслей, обеспечивающих социально-бытовые условия жизни и деятельности людей.
Инфраструктура информационная — совокупность отраслей хозяйства, обеспечивающих эффективное функционирование информационной индустрии: вычислительные центры, банки данных и единой автоматизированной системы связи, библиотечное дело, издательское дело и полиграфическая промышленность, книжная торговля, почтовая, телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т. д. Обеспечивает общие условия доступа всех потребителей к хранимой информации, предоставляет им возможность использования новых информационных технологий.
Инцест— половая связь между близкими родственниками.
Иррациональное(от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — находящееся за пределами разума, не соизмеримое с рациональным мышлением, не поддающееся логическому объяснению, пониманию.
Искусство управления— умение применять теории управления, использовать накопленный опыт и системный подход, творчески относиться к управлению организацией.
Исследование научное педагогическое— процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Три уровня пед. исследований: эмпирический — устанавливаются новые факты в пед. науке и выводятся эмпирические закономерности; теоретический — выдвигаются и формулируются основные, общие пед. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты; методологический — на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования пед. явлений, построения теории.
Исследование лонгитюдное(от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса, изучение одних и тех же пед. явлений, позволяющее их глубоко проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |