Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щественным сознанием 8 страница




 

Индивидуализм нравственный— внутренняя духовная со­средоточенность личности на собственных проблемах со­вершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, творческом самовыражении, проявлении интеллектуально-нравственной свободы, развитии спо­собностей и дарований.

 

 

Индивидуальность— интегральное свойство личности, совокуп­ность

индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. И. проявляется в чертах темпера­мента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой форми­рования человеческой И. служат анатомо-физиологические за­датки, к-рые преобразуются в процессе воспитания.

 

 

Индивидуальный подход в воспитании— осуществление педа­гогического

процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склоннос­тей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое ис­пользование педагогом различных форм и методов воспитатель­ного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

 

 

Индивидуальный стиль педагогической деятельности— сово­купность

характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также бо­лее частных особенностей таких, как ритм работы. Поскольку И. с. п. д. определяется соотношением задач и способов дея­тельности, то он может меняться. Виды И. с. п. д.: эмоциональ­но-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.

Индифферентность(от лат. indifferens — безразличный) — нейт­ральность,

равнодушие, безучастность.

 

 

Индоктринация— пропаганда определенной идеи, доктрины, целенаправленное

распространение теории или учения в об­ществе для формирования определенного общественного со­знания.

 

 

Индукция (от лат. Inductio — наведение, побуждение) — 1. В фи­зиологии:

динамическое взаимодействие возбуждения и тормо­жения, выражающееся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в др. и наоборот. 2. В логи­ке, психол.: вид умозаключения, логический метод исследова­ний, основанный на построении логической цепочки от еди­ничного утверждения к более общему. Психология изучает раз­витие и нарушения индуктивных рассуждений. Различают И.: научную, популярную, полную, неполную, математическую и др.

Инертность— низкая активность, бездеятельность, неподвиж­ность.

 

 

Инициатива(от лат. initiare — начинать) — внутреннее побужде­ние к

самостоятельным, активным новым формам деятельнос­ти или руководящая роль в к.-л. действиях.

 

 

Инициация(от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение

таинств) — комплекс действий (в основ­ном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса индиви­да, происходит включение его в к.-л. замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полно­мочий. Примером могут служить обряды, сопровождающие пе­реход из одного возрастного класса в др. у первобытных наро­дов, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. — ха­рактерное главным образом для первобытной культуры посвя­щение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.

 

 

Инкультурация— освоение людьми элементов их социокультур­ного пространства,

религии, мифов, традиционных способов мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от др. человеческих групп. В процессе социализа­ции интеграция в человеческое общество может происходить как в своей, так и в др. культуре, а может ребенок, социализи­руясь, и не вводиться в культуру (беспризорники, безнадзорные дети и т. п.).

 

 

Инновация педагогическая (нововведение)— I. целенаправлен­ное изменение,

вносящее в образовательную среду новые ста­бильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Виды нововведения: по видам деятельности — пед., обеспечивающие, управлен­ческие; по объекту изменений — ресурсные, технологические и продуктные; по характеру вносимых изменений — радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), ком­бинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифи­цирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений: локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанная и взаимосогласо­ванная группа нескольких локальных Н.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования: единичные и диффузные; по источнику возникновения — внеш­ними (за пределами образовательной системы) и внутренними (разрабатываются внутри образовательной системы); 2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, техно­логии, программы и т. п.); 3. поиск идеальных методик и про­грамм, их внедрение в образовательный процесс и их творчес­кое переосмысление.

 

 

Инновационный прогностический характеруправления образовательным учреждением — реализация в управлен­ческом цикле последовательности шагов, приводящей к обновлению управляемой образовательной системы: ди­агностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проекти­рования, программирование деятельности, моделирова­ние и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов.

 

Инновационные процессыв системе образования — управля­емые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств.

 

 

Инсайт(от лат. insight — постижение, озарение) — внезапное, ло­гически выводимое

понимание сущности явления, ситуации в целом. Термин ввел В. Келлер, активно использовал в психоло­гии Дж. Морено. Выступает одним из элементов пед. импрови­зации и любого творческого процесса.

 

 

Инсинуировать 1. намекать, внушать, тайно подстрекать; 2. рас­пространять

злостные вымыслы, клеветать на к.-л.

 

 

Инсталляция(от англ. installation — установка, монтаж, сборка) — 1. установка

программного изделия на компьютер; 2. объем­но-пространственная композиция, конструкция, составлен­ная из различных предметов, как правило, бывших в употреб­лении, выражающая художественно-эстетические представ­ления автора.

 

 

Инстинкт(от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врож­денных сложных

реакций (актов поведения), предопределяю­щих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм И. как безусловнорефлекторный; понятие И. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными. Виды (по В.И. Гарбузову): самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, домини­рования, свободы и сохранения достоинства.

 

 

Инстинкт жизни — термин психоанализа, обозначающий им­пульс самосохранения и

самовоспроизводства; иногда употреб­ляется как синоним либидо.

 

 

Интегральный— целый, единый, неразрывно связанный.

 

 

Интеллект(от лат. intellectus — разумение, понимание, постиже­ние) — относительно

устойчивая структура умственных способ­ностей человека. В ряде психол. концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией реше­ния проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когни­тивным стилем и др. В современной западной психологии наи­более распространенным является понимание И. как биопсихи­ческой адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале XX в. фр. психологи А. Бине и Т. Симон пред­ложили определять степень умственной одаренности посред­ством специальных тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматичес­кой трактовки И. как способности справляться с соответствую­щими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается пред­ставление о существовании базовых структур И., независимо от культурных влияний.

 

Интеллект текучий способности, с помощью к-рых че­ловек учитсяему-либо новому. К ним относятся: ско­рость и результативность запоминания, индуктивное рас­суждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений.

Интеллекта коэффициент(от англ. Intelligence Quotient, IQ) — количественный показатель уровня интеллектуаль­ного развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И.к. имеет следующий вид:

И. к. =(умственный возраст/хронологический возраст) х 100

Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50— 75% — для дебилов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов.

 

Интеллектуальная пассивность — сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основ­ном особенностями воспитания. И.п. проявляется в недо­статочной сформированное™ интеллектуальных умений, в негативном отношении к умственному напряжению, в использовании обходных путей при выполнении интел­лектуальных задач.

 

 

Интеллигентность(от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) —

совокупность личностных качеств человека, свиде­тельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, обра­зованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет об­щечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности обще­ства, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, тер­пим к инакомыслию, принципиален.

 

 

Интенсификация управления— совершенствование управления путем лучшей

организации управленческого труда, совершен­ствования методов разработки управленческих решений, раци­онального сокращения количества информации, унификации документов и т. д. И.у. предполагает его совершенствование без относительного увеличения аппарата управления.

 

 

Интенция(от лат. intentio — стремление) направленность созна­ния, мышления на к.-л.

предмет.

 

 

Интерактивное общение— выработка тактики и стратегии вза­имодействия.

Организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции — кооперация и конкуренция.

 

 

Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основных форм организации межличностного взаимодей­ствия, характеризующаяся объединением усилий участни­ков для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. При К. происходит координация единичных сил участни­ков (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) — необходимый элемент совместной деятельно­сти, порожденный ее собственной природой. Показате­лем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Включе­ние в кооперативное взаимодействие стимулирует разви­тие аттракции между членами группы, способствует ока­занию взаимопомощи, усиливает взаимосвязь участни­ков. Виды: коллективно-индивидуальная (все стремятся к одной цели, но каждый сам по себе); последовательно-коллективная (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела); кооперация взаимодействия. В насто­ящее время пед. процесс все более организуется на осно­вах К., что способствует его как личностно-ориентированной направленности.

 

 

Конкуренция— межличностное взаимодействие, основан­ное на столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

 

 

Интерактивный диалог— активный обмен сообщениями между пользователем и

информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения.

 

 

Интерактивный режим— диалоговый режим.

 

 

Интеракционизм(от англ. interaction — взаимодействие) — на­правление в западной

соц. психологии (Дж. Г. Мид и др.), ис­следующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между лично­стями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процес­се к-рого реализуется способность человека «принимать роль другого», и на этой основе осуществляется его вхождение в ре­ферентную микрогруппу. Структура личности с точки зрения И. зависит от характера непосредственного взаимодействия с ок­ружающими, к-рое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с соц. нормами, роля­ми, ролевыми ожиданиями, соц. установками партнеров по вза­имодействию.

 

 

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая

направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, оз­накомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно И. обнаружива­ется в эмоциональном тоне, к-рый приобретает процесс позна­ния, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление по­требности в осуществлении деятельности, вызывающей И. Раз­личают непосредственный П., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительно­сти его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости И. свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении дея­тельности, к-рая сама по себе И. не вызывает, но выполнение к-рой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. определяется его содержательностью и значимостью для личности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспита­ния всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохра­нение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

 

 

Интериоризация(от лат. interior — внутренний, глубинный) — переход извне

вовнутрь; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней соц. деятельности. В психологию понятие И. введено фр. соци­ологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализаци­ей. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исто­рической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначаль­но складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Пиаже, Ж. Пиаже.

 

 

Интернет(Internet) — наиболее емкая международная телекомму­никационная сеть

сетей. Сети, входящие в И., базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с др. сетями мира через специальные «шлюзы» — компьютеры, кон­вертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях. И. был создан свыше 20 лет назад в США. Сейчас И. распространен по всему миру, и его пользователями стали более 20 млн человек.

 

 

Интерполирование — прогнозирование изменений показателей во времени.

 

 

Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — истол­кование, разъяснение

смысла, значения чего-л.; изложение смысла, решения в иной форме, иными словами, не изменяю­щими его сущность.

 

 

Интерфейс— в узком смысле — внешний вид программной сре­ды, служащий для

обеспечения диалога с пользователем; в ши­роком смысле — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами, людьми, программами и т. п., а также устройство или программа, реализующая эту систему; совокупность аппаратных и программ­ных средств, обеспечивающих общение человека с техникой; уни­фицированные системы связи между устройствами вычислитель­ной системы, представляющие собой системы шин, алгоритмов.

 

 

Интерференция(от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — ухудшение

сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) др. материала, с к-рым оперирует че­ловек. В зависимости от последовательности заучиваемого и ин­терферирующего материала различают ретроактивную И. и про-активную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. Это явление необходимо учитывать учите­лю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.

 

 

Интонация(от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических

элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсив­ность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организую­щих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических значений, экспрессивной, эмоциональ­ной окраски. Поданным психол. исследований, И. речи содер­жит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникатив­ной культуры учителя.

 

 

Интроверсия(от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) в

аналитической психологии К. Юнга — каче­ство, свойство и особенность личности, характеризующиеся до­минирующей ориентацией на собственный внутренний мир. По критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т. е. преоб­ладающим ориентациям на внешний мир) К. Юнг выделял типы личности интровертов и экстравертов. В психоанализе З.Фрейда понятие И. употреблялось в более ограниченных смыслах, для обозначения: 1. постоянного отклонения либи­до и его направленности на Эго («Я») и 2. отхода либидо от возможного реального удовлетворения и усиленного притока его к безобидным ранее фантазиям. Согласно З.Фрейду, И. яв­ляется постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.

 

 

Интроспекция(от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод са­монаблюдения,

изучение психических процессов на основе субъективного наблюдения над явлениями собственного со­знания.

 

 

Интуиция(от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — про­цесс постижения

истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосред­ственным усмотрением, минуя рефлексию. Близка таким состо­яниям, как вдохновение, духовное видение, откровение и име­ет истоки в бессознательном слое психики человека. В акте И. непосредственно «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия; своеобразный тип мышления, при к-ром отдельные звенья процесса мышления проходят бессозна­тельно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли — истина. И. бывает достаточной для достижения истины, но, чтобы убе­дить в ее истинности др. людей, необходимо доказательство.

 

Интуиция педагогическая— быстрое, одномоментное при­нятие учителем пед. решения с учетом предвидения даль­нейшего развития ситуации без развернутого осознанно­го анализа. Развивается на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. — одно из условий способности учи­теля к пед. импровизации.

 

 

Инфантилизм(от лат. infantilis — младенческий, детский) — со­хранение в психике и

поведении взрослого особенностей, при­сущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен психичес­кий И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном фи­зическом и умственном развитии, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоя­тельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компен­саторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии), психический, (отставание в эмоционально-волевом развитии) и психофизический. Физи­ческий И. вызван инфекционными заболеваниями, интоксика­циями, неполноценным питанием и т. п. Психический И. пред­ставляет собой отставание в личностном развитии. Преимуще­ственно обусловлен недостатками воспитания.

 

 

Инфантицида разрешенное уничтожение детей.

 

Информатизация— процесс широкого использования информа­ции и знаний как

третьего вида ресурсов (в дополнение к мате­риалам и энергии) и связанного с ним внедрения систем авто­матизированной обработки и использования информации во всех сферах жизни общества.

 

Информатизация образования массовое внедрение в пед. практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной тех­ники и средств передачи информации, а также пед. техно­логий, основанных на этих средствах для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуаль­ных возможностей обучаемых; внедрение новых инфор­мационных технологий (НИТ) в систему управления уч­реждениями образования, а также в учебный процесс. И. о. реализуется в три этапа: 1. массовое освоение средств НИТ (компьютерные классы, системы интерактивного видео, банки, базы данных по педагогике, психологии, физиологии и др. смежным наукам); 2. разработка про­граммного обеспечения традиционных учебных дис­циплин (видео- и аудиоматериалы, системы мультиме­диа и гипертекста); 3. введение аудиовизуального дис­танционного обучения на базе систем, расширяющих медиа-пространство.

 

Информатизация (компьютеризация) обучения исполь­зование вычислительной техники и связанных с ней ин­формационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школь­ников и предоставления учителю и учащемуся необходи­мой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.

 

 

Информатика— научное направление, занимающееся изучением законов, методов

накапливания, обработки и передачи информа­ции с помощью ЭВМ и др. технических средств; научная дис­циплина, изучающая структуру, общие свойства информации и закономерности процессов коммуникации в технических уст­ройствах и жизни людей; группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программное обеспечение, искусственный интеллект и др.

 

 

Информация(лат. informatio — разъяснение, изложение) — сведе­ния об окружающем

мире, протекающих в нем процессах и т. д., к-рые воспринимают живые организмы, управляющие машины и др. информационные системы в процессе жизнедеятельнос­ти и работы. Является одним из ресурсов, используемых чело­веком в трудовой деятельности и быту. И. как продукт производ­ства обладает следующими особенностями: не уменьшается при потреблении, обладает возможностью одновременного использо­вания многими потребителями, легко и быстро транспортируется на значительные расстояния, возможно производство разнообраз­ной И. с помощью универсальных средств, отсутствуют пределы в росте потребностей в И., производство и потребление информа­ции сливаются в единый процесс. И. — одно из основных поня­тий в кибернетике, где под ней подразумеваются исчерпываю­щие данные, необходимые для принятия оптимального алгорит­ма решения поставленной задачи. Теорию И. разработал амер. математик К. Шеннон.

 

Информация априорная— предварительные данные, ис­пользуемые исследователем при выработке решений. Их источниками м.б. теоретические соображения, статисти­ческие исследования.

 

Информационная технология совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и пе­редачи информации.

 

Информационный барьер— совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и.т. п.), к-рые стоят на пути рас­пространения и получения информации.

 

Информационный взрыв— резкое увеличение объема ин­формации, к-рую должен воспринять, хранить и исполь­зовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием HTP.

 

Информационный менеджмент— организационное уп­равление работой учебно-воспитательного учреждения на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами.

 

Информационный процесс— процесс восприятия, накопле­ния, обработки и передачи информации. Обеспечивается информационными системами и средствами передачи данных.

 

Информация в управлении— определенный комплекс стати­стических, психол.-пед. и качественных сведений, отража­ющих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. И.в у. д.б. объективной, своевременной, раз­носторонней, оперативной, полной и достоверной.

Инфосфера— глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки

и передачи информации вместе с про­граммным обеспечением, организациями и персоналом, обес­печивающими их разработку и эксплуатацию. Термин ввел А.П. Ершов.

 

 

Инфраструктура— составные части общего устройства экономи­ческой или

политической жизни, обеспечивающие нормальную деятельность экономической и политической системы в целом. Напр., в экономическую И. входят транспорт и связь, образова­ние и профессиональное обучение, жилье и коммунальное хозяй­ство; в производственную И. — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих материальное производство; в социальную И. — совокупность отраслей, обеспечивающих со­циально-бытовые условия жизни и деятельности людей.

 

Инфраструктура информационная совокупность отрас­лей хозяйства, обеспечивающих эффективное функцио­нирование информационной индустрии: вычислительные центры, банки данных и единой автоматизированной си­стемы связи, библиотечное дело, издательское дело и по­лиграфическая промышленность, книжная торговля, по­чтовая, телефонно-телеграфная и электронная связь, те­левидение и т. д. Обеспечивает общие условия доступа всех потребителей к хранимой информации, предоставля­ет им возможность использования новых информацион­ных технологий.

 

 

Инцест— половая связь между близкими родственниками.

 

 

Иррациональное(от лат. irrationalis — неразумный, бессознатель­ный) —

находящееся за пределами разума, не соизмеримое с рациональным мышлением, не поддающееся логическому объяснению, пониманию.

 

 

Искусство управления— умение применять теории управления, использовать

накопленный опыт и системный подход, творчес­ки относиться к управлению организацией.

 

 

Исследование научное педагогическое— процесс формирова­ния новых пед.

знаний, вид познавательной деятельности, на­правленный на открытие объективных закономерностей обуче­ния, воспитания и развития. Три уровня пед. исследований: эм­пирический — устанавливаются новые факты в пед. науке и выводятся эмпирические закономерности; теоретический — выдвигаются и формулируются основные, общие пед. законо­мерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты; методоло­гический — на базе эмпирических и теоретических исследова­ний формулируются общие принципы и методы исследования пед. явлений, построения теории.

 

Исследование лонгитюдное(от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса, изучение одних и тех же пед. явлений, позволяющее их глубоко проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.