КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щественным сознанием 7 страница
Заместитель директора школы по науке— новая руководящая должность в школе. В обязанности З.д.ш. по н. входит формирование у учителей, занимающихся исследовательской деятельностью, научного мышления и умений исследовательской деятельности; разработка перспектив развития школьных экспериментов; контроль за работой школьных кафедр; осуществление межкафедральных связей и контактов с научными работниками из научно-исследовательских учреждений, лабораторий и вузов. З.д.ш. по н. необходимо быть специалистом высокой квалификации, владеющим теоретическими знаниями по педагогике, психологии, методологии науки, культурологии, философии образования и т. п., иметь опыт практической и научно-исследовательской работы, владеть технологиями проектирования и экспертизы образовательных систем.
Замещение—см. Защита психологическая.
«Занавес»(в проекционной аппаратуре) — эффект появления изображения на экране постепенно снизу или сверху, что помогает сосредоточить внимание зрителей.
Застенчивость— качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими, наличии субъективных барьеров в общении, сопровождающееся мыслями о своей неполноценности и иллюзиями отрицательного отношения к себе участников общения.
Затруднения— субъективно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой или помехой, невозможности перехода к следующему звену деятельности. Под затруднениями учителя понимается: а) отсутствие у него адекватных средств пед. деятельности или общения (напр., учитель не знает, как работать с неуспевающими, как найти подход к трудному ученику); б) неиспользование учителем имеющихся у него средств по каким-то причинам (из-за собственного состояния, напр. вследствие стресса, усталости учитель не учитывает состояние учеников, хотя в принципе это делать умеет).
Зачет— форма контроля в образовательных учреждениях; если зачет носит межсессионный, промежуточный характер, тогда фиксируется завершение обучаемыми к.-л. практических заданий, работ, сбора дополнительной учебной информации по заданной теме, написание реферата или иной творческой работы по курсу, выявляется общая ориентация в изученном материале. Если 3. выставляется как итоговая (заключительная) фиксация работы по предмету, то кроме перечисленного, требуется не только ориентация в предмете, но и знание его теоретических основ.
Защита детства— система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, к-рые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающихся в соответствующей помощи.
Защита психологическая— неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и на создание внутреннего психол. комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, реакция психики человека на угрозу собственному «Я». Свойственна всем людям и является нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной. В пед. взаимодействии часто возникают стрессовые ситуации, в к-рых к 3. п. прибегает учитель или ученик.
Вытеснение — один из видов психол. защиты, представляющий собой процесс, в результате к-рого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида, и переживаясь им в форме тревоги, страха и т. п. Является краеугольным камнем теории психоанализа 3. Фрейда. К такой психологической защите в пед. взаимодействии прибегают как дети, так и взрослые, т. к. во взаимоотношениях между ними часто возникают сложные и противоречивые отношения.
Замещение — защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. Напр., агрессивные импульсы адресуются не тому, кто является источником фрустрации, а переносятся на более безопасный объект. Это разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.
Идентификация — защитный механизм, при к-ром человек видит в себе др., переносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу.
Изоляция, отчуждение — способ психологической защиты, проявляющийся в том, что травмирующие человека факторы обособляются и локализуются внутри сознания и там блокируются. Явления «раздвоения (расщепления) личности» м. б. связаны с такой защитой.
Перцептивная защита — замедление ответных реакций, бессознательное неопознавание гиперстрессогенных стимулов, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам.
Проекция — бессознательное стремление переложить вину на др. лицо или даже др. объект. Они свойственны каждому человеку и представляют собой серьезную проблему, если лишают человека возможности адекватно оценивать действительность.
Рационализация— создание системы оправданий морально неприемлемых поступков, неправильного поведения; защитный механизм психической защиты сокрытия субъектом от своего сознания (путем самооправдания, придумывания искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обеспечения состояния психического комфорта, релаксации, сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего «Я», предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т. д.). Принцип поведения — «зелен виноград». Воспитанники в пед. взаимодействии нередко прибегают к такому способу защиты.
Реакция избегания — тенденция бежать от фрустрирующей ситуации, когда порог толерантности к фрустрации оказывается превзойден, рассматривается как отрицательное проявление, поскольку отказ решать проблему ведет к еще большему осложнению ситуации. Слабоуспевающие дети, неуверенные в себе, нередко пытаются таким образом решать возникающие у них проблемы.
Регрессия — защитный механизм, посредством к-рого личность в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, к-рые были адекватными на более ранних стадиях развития. Инфантильность в поведении и в отношениях — яркий феномен Р.
Сублимация(от лат. sublimare — возносить) — в психоанализе: один из механизмов психической защиты, снимающей напряжение в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для индивида. Частным случаем С. является психический процесс преобразования и переключения энергии на цели соц. деятельности и культурного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом в 1900 г.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела (ВОЗ. Е. Минард). 3. человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. 3. является личной и общественной ценностью. Формированием такой установки на собственное 3. занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» — наука о здоровье.
Здравый смысл— стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта и проверенные им взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, к-рые являются основанием для их практической деятельности.
Зеньковский Василий Васильевич(1881-1962) — православный педагог, психолог, богослов, философ. В 1919 г. был вынужден покинуть страну. Преподавал в Белграде, Праге, с 1962 г. — в Парижском Богословском институте им. С. Радонежского. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру. Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, к-рая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях развития. Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание», выступая против сторонников свободного воспитания пед. течения, ставящих в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направленные на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами соц. развития, но живущего только своими проблемами. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл». Он не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития. Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании. Согласовать идею личности с соц. средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, к-рой является церковь. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыслов, в природу, в человеческие отношения. Второе детство — ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и соц. жизни. Отрочество — для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса. Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанным религиозной верой в Бога. Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности. Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь. Не абсолютизировал дисциплину. Она выступает лишь как инструментальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов. Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души. Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции. Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церкви. Физическое воспитание оправдано, «оно священно как устроение жизни тела». Сексуальное воспитание имеет чрезвычайно серьезное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности». Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а, следовательно, не будет и пед. мастерства.
Знание— верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания. Выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений. Бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения.
Знание(в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Значимый другой— человек, являющийся авторитетом или имеющий значение для данного субъекта общения и деятельности (по Г. Салливану).
Зона актуального развития— состояние в развитии ребенка, когда предлагаемая задача ориентирована на созревшие психические функции. Это проявляется в том, что ребенок может решить (выполнить) поставленную задачу самостоятельно.
Зона ближайшего развития— расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития (задачи (задания), предлагаемые ребенку, он может решить сам при максимальном усилии или с помощью взрослых). Понятие введено Л.С. Выготским, к-рый считал, что З.б.р. определяет несозревшие психические функции, но находящиеся в процессе созревания. З.б.р. определяет перспективу развития ребенка. З.б.р. подтверждает мысль о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, ориентированное на З.б.р., — развивающее обучение.
Игра— одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть И. состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив к-рой лежит не в ее результатах, а в самом процессе. И. детская — способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Игра компьютерная— это программа, специально созданная для компьютера и предоставляющая пользователю (играющему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера. Набор таких программ хранится на магнитных или лазерных носителях. В большинстве И.к. пользователь анализирует игровую ситуацию на экране, принимает решение по воздействию на нее для достижения определенной цели и реализует это воздействие с помощью клавиатуры компьютера либо с помощью специальных устройств ввода — джойстика, мыши и др. Среди И. к. можно выделить игры логические, на быстроту реакции, обучающие, развивающие и тренирующие. Логические игры близки по сюжетам и целям к традиционным математическим головоломкам и упражнениям, к-рые оформлены в виде игровых ситуаций на экране. Пример такой игры — «Угадай число». В таких играх важна не скорость, а верность ответа. Игры на быстроту реакции представляют собой практически бесконечную совокупность сменяющих друг друга сюжетов, отображающих некую искусственную среду. В этом случае цель каждого этапа игры заключается в том, чтобы, управляя неким объектом (человечком, летательным аппаратом, мячиком), догнать кого-то (что-то) либо от кого-то (чего-то) увернуться и т. д. Игры обучающие, развивающие и тренирующие имеют целью с помощью игровых ситуаций сообщить пользователю определенные сведения, помочь закрепить их, разобраться в каких-то вопросах и т. д. Примеры таких игр: вспомнить перевод иностранных слов, появляющихся на экране, разобраться в тактических замыслах полководцев, чьи войска сошлись в свое время на льду Чудского озера, и др. Развлекательные игры делятся на аркадные, 3D — action («экшн»), квесты, игры-симуляторы, стратегии. Аркадные игры — игры-приключения. «Экшн» — так называемые «стрелялки», обычно с военным сюжетом. Цель игры — убить как можно больше противников из имеющегося оружия. Квесты — игры-путешествия с разгадыванием различных загадок. Игры-симуляторы — авто- или авиаигры, футбол, хоккей. Стратегии — игры, в к-рых нужно проявить управленческие способности при выполнении поставленной стратегической миссии: построить и защитить город, государство, космическую базу и т. п. Современные И.к. в полной мере используют исключительные графические возможности современных компьютеров и их возможность синтезировать звуковые эффекты. Грамотно спроектированные и примененные И.к. могут оказать неоценимую помощь в развитии познавательных, художественных и профессиональных способностей молодежи, в ее эстетическом воспитании. Результатом правильного применения специально подобранных комплектов игр может стать прогресс в познании возможностей компьютера, приобретение навыков работы с его устройствами, овладение приемами и методами создания алгоритмов и программ. Важную роль в обучающих и развивающих видах выполняет игровая компонента — специально разработанный для данной игры программный модуль, позволяющий отобразить на экране компьютера динамичную игровую ситуацию. Цель игровой компоненты — внесение в процесс работы пользователя с компьютером элемента развлекательности. Кроме того, игровая компонента зачастую выполняет функцию отсчета времени, отведенного на решение предложенной задачи, включает в себя при необходимости элементы подсказки.
Игра предметная— детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению.
Игра ролевая — совместная групповая игра, в к-рой ее участники распределяют, берут на себя и используют различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.
Игра символическая— игра, в к-рой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной, символической форме.
Играсюжетная— игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.
Игры компьютерные дидактические и развивающие— игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Виды: абстрактно-логические, сюжетные и ролевые. И.к. д. и р. расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют те или иные умения и навыки (игровые тренажеры) и способствуют психофизическому развитию ребенка. Однако излишнее увлечение играми может нанести ему вред.
Идеал(фр. ideal; от греч. Idea — идея, первообраз) — образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
Идеал воспитания полисный— принципиально новые оригинальные подходы к постановке и решению воспитательно-образовательных проблем, отличающихся от традиций как позднепервобытных, так и древневосточных обществ зародились на Западе в древнегреческих полисах — городах-государствах в эпоху так называемого «культурного переворота» (VIII—V вв. до н.э.). В эту эпоху в полисах расширяются личные свободы граждан, делается попытка обеспечить гармоничное сочетание интересов индивида с интересами коллектива, усиливается ориентация людей на достижение личного успеха. В мировоззрении утверждаются принципы светского и рационального видения мира, развиваются свободомыслие и прагматическое отношение к традициям прошлого, свободное творчество становится в кругах полноправных граждан нормой жизни, соц. ценностью, целью и в нек-ром роде смыслом человеческой деятельности.
Идентификация(от позднелат. Identifico — отождествлять) — 1. опознание чего-л., к.-л.; 2. процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с др. человеком, группой людей, образом. Термин был введен 3. Фрейдом; 3. уподобление, отождествление с к.-л., чём-л.. В первом значении термин И. используется в психологии познавательных процессов, в инженерной и юридической психологии, где И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с др. на основе к.-л. признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия; 4. понимание др. через, в той или иной степени, осознанную постановку себя на его место, в предполагаемый мир его мыслей, отношений, реакций; 5. защитный механизм, при к-ром человек видит в себе др., переносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу.
Идентификация полоролевая — процесс и результат приобретения ребенком психол. черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или др. пола.
Идеология— система взглядов, идей, выражающая отношение к действительности людей, классов, групп, партий, составляющая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеологами. Оказывает активное влияние на общество и отдельную личность.
Идеологизация — процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.
Идея— мысль, получившая концептуальное оформление
. Идиотия — см. Олигофрения. Иерархия — «служебная лестница»; система элементов, находящихся в последовательном подчинении.
Изоляция, отчуждение — см. Защита психологическая.
Иллюзия(от лат. illusio — ошибка заблуждение, illudo — обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) — 1. неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств; 2. ложные, несбыточные надежды, мечты.
Имаготерапия— см. Психотерапия.
Имбецильность— см. Олигофрения.
Имидж учителя(от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. В основе И.у. — формальная система ролей, к-рые учитель играет в своей жизни и деятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т. п. При формировании И.у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими.
Имиджмейкер—специалист по формированию имиджа.
Имманентный(от лат. immanentis — свойственный чему-либо, пребывающий в чем- либо) — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности.
Императив(от лат. imperativus — повелительный) — приказ, категорическое требование, должествование.
Имплицитный— не проявляющийся явно, открыто, не обнаруживающийся при поверхностном наблюдении. Противоположное понятие — эксплицитный. Имплицитная концепция воспитания— подразумеваемые, но не сформированные теории воспитания, присущие определенному этносу и выступающие как центральная ценностная ориентация взрослых в сфере соц. поведения по отношению к подрастающему поколению.
Имплицитные концепции личности— подразумеваемые, но не сформированные теории личности, присущие каждому этносу; совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на вопросы: какова природа и каковы возможности человека? Чем он является, может и д.б.? Понятие разрабатывается И. Коном.
Импритинг(англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при к-ром в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). И. возможен в течение весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс И. совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. И. обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у нек-рых видов животных и птиц И. м. б. вызван любым живым или неживым движущимся объектом.
Импровизация педагогическая— нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И.п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап — пед. озарение (ин-сайт). В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап — публичное воплощение, или реализация, пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.п. Четвертый этап: осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И.п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.
Инвариантность(от фр. invariant — неизменяющийся) — свойство объекта неизменяться при изменении условий, в к-рых он существует.
Инварианты педагогические— пед. истины, не подлежащие пересмотру. Термин введен в педагогику фр. педагогом С. Френе. Он разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. склада и состояния здоровья; никто —- и ребенок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Ингибиция социальная(от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонных лиц, как реальных, так и воображаемых. Ребенок часто хуже выполняет задание, если учитель или родители находятся в непосредственной близости во время его выполнения.
Индетерминизм(от лат. in — приставка со значением отрицания, defermino — определяю) — теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психол. синоним «свобода воли».
Индивид(от лат. individuum — неделимое) — 1. человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт, отличающих его от др. людей; 2. отдельный представитель человеческой общности.
Индивидуализация — 1. процесс самореализации, в результате к-рого личность стремится обрести индивидуальность; 2. учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. И.о. осуществляется через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.
Индивидуализм— черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |