Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щественным сознанием 12 страница




 

Культура труда— умение работать с применением рацио­нальных приемов, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная орга­низация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; бережное отношение к обору­дованию, материалам, энергии.

 

Культура управления— комплексная, обобщающая харак­теристика управленческого труда, отражающая его каче­ственные черты и особенности. К.у. включает совокуп­ность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношения к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. К.у. проявляется также в эстетике работы, стремлении офор­мить и выполнить ее красиво.

 

Культура учителя (педагогическая культура)— совокуп­ность реализуемых в деятельности учителя общекультур­ных и профессиональных знаний, умений, навыков, спо­собов и форм общения, и опыта результативной пед. де­ятельности, уровня развития пед. сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и професси­ональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Де­ятельности. Компоненты К. у.: пед. направленность, сово­купность профессионально-значимых личностных ка­честв и способностей, широкий кругозор, пед. эрудиция и профессиональная компетентность.

 

Культура физическая уровень сформированное™ пра­вильного отношения человека к своему здоровью и физи­ческому состоянию, обусловленного образом жизни, си­стемой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

 

Культура чтения— составная часть обшей культуры лично­сти, представляющая собой комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики чте­ния, его систематичность и последовательность, а также умение находить нужную литературу с помощью библио­графических пособий, пользоваться справочно-библио-графическим аппаратом, ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого восприятия прочи­танного, применять рациональные приемы работы с кни­гой (тезирование, конспектирование, аннотирование, ре­цензирование и т. п.) и бережно обращаться с произведе­ниями печати.

 

Культура «экранная»— культура, основанная на системе экранных изображений. Экранная речь вмещает поведе­ние и устную речь, анимационное моделирование, пись­менные тексты и многое др. Создает условия для постоян­ного и полноценного диалога, «обмена смыслами» между человеком и текстом. Экранная культура — планетарна.

 

Культура эмоциональная— воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, к-рый предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания пе­ред собой и окружающими.

 

 

Культурная среда для ребенка— совокупность следующих сред: а) культурная

среда обучения и преподавания, формируемая с помощью культуроемких технологий и многообразия каче­ственных средств различных дисциплин гуманитарного и есте­ственного знания, а также культурных компонентов содержания всех учебных курсов; б) культурная среда собственной активной учебной деятельности; в) мультикультурное пространство обра­зования в учебном заведении; г) культурная массмедиа — среда самообразования; д) культурная среда общения детей и взрос­лых; е) культурная среда семьи; ж) культурная среда детско-подростковой самодеятельности; з) культурная среда дополнитель­ного образования и культурная среда зон саморазвития лично­сти (как внутреннее культурное пространство).

 

 

Культурно-историческая теория психического развития лич­ности—

концепция психического развития человека, разрабо­танная в 20—30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании К.-и. т. п. р. л. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, фр. психол. школы (прежде всего Ж.Пиаже), а также структурно-се­миотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Согласно К.-и. т. п. р. л. главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками деятельности. В итоге прежняя структура психических функций изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознан­ность и произвольность. Тем самым интериоризация выступа­ет и как социализация. В качестве универсального орудия, из­меняющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Этапы этого процесса: коллективная деятельность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обу­чение и воспитание) — индивидуальная деятельность — пси­хическое развитие человека. В разные эпохи и в разных куль­турах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие разви­тию психики индивида.

 

 

Культурология— наука, учение, знание о культуре.

 

 

Куррикулум— I. общий план проведения занятия, включающий со­держание занятия,

его цели, методы и результаты; 2. совокуп­ность учебного содержания, плана, метода, структуры, учебни­ков, задачников, иллюстративного материала, всех видов нагляд­ных и технических средств, компьютерных программ и т. п.

 

Лабильный— нестойкий, неустойчивый, изменчивый.

 

 

Лапидарный(от лат. lapidarius — высеченный на камне) — крат­кий, но отчетливый и

ясный. Предельно сжатый слог, первона­чально свойственный надписям на древнеримских памятниках.

 

 

Латентный период — скрытый период в психическом и физиоло­гическом отражении,

время от момента воздействия на орга­низм раздражителя и до момента появления ответной реакции.

 

 

Леворукость (левшество)— функциональное преобладание ле­вой руки над правой.

В нек-рых случаях Л. обусловлена повреж­дением или заболеванием правой руки, влекущим за собой не­возможность пользования ею (вынужденная Л.) Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной специфи­кой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, приученный с детства пользоваться правой рукой, в непривычных условиях или в состоянии аффек­та пользуется левой (амбидекстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устране­ния. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к лю­бым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой мо­торике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно. Это приводит к психическим трав­мам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности заиканию.

 

 

Лекция— метод обучения и воспитания, последовательное моно­логическое изложение

системы идей в определенной области.

 

 

Лекция школьная— продолжительное устное изложение (45—50 минут) учебного материала в сочетании с приема­ми активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, со­ставление схематической модели излагаемого материала и ДР-).

 

 

Лесгафт Петр Францевич(1848-1909) — крупнейший биолог и педагог,

разносторонний ученый, известный русский анатом и врач. Основные пед. работы: «Руководство к физическому обра­зованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Создал теории семейного и физичес­кого воспитания, теорию и практику подготовки кадров по фи­зическому образованию. Физическому и духовному развитию ребенка придавал решающее значение. Разработал интересную типологию детей: лицемерный, честолюбивый, добродушный, за­битый-мягкий, забитый-злостный, угнетенный. Л. считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания. Построил теорию физического воспитания, принципом к-рой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассмат­ривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского пед. и мед. образования.

 

 

Лживость— черта личности, выражающаяся в соц.-защите «Я» путем сознательного

искажения действительного положения вещей, стремлении дать ложную информацию о фактическом положении дела ради достижения желаемой цели, самоутверж­дения в глазах окружающих или стремления избежать нежела­тельных последствий. Дифференциация Л. и оценка ее конкрет­ных проявлений возможны при условии правильного понима­ния мотивов и причин этого явления.

 

 

Либидо(от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных

концептуальных понятий психоанализа, оз­начающее половое влечение или в более общем плане — влече­ние к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эро­су. К. Юнг расширил это представление, понимая под Л. психи­ческую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека.

 

Лидер(от англ. leader — ведущий) — член группы с наивысшим социометрическим

статусом, за к-рым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности; личность, способная к самореализации, самосо­вершенствованию, самостоятельности, самоопределению, са­моразвитию, самообладанию, инициативности, обладающая высокой продуктивной работоспособностью, активностью, организаторской проницательностью, ответственностью, силой характера. В психол. приняты различные классификации Л.: I. по содержанию деятельности (Л. — организатор, Л. — программист, Л. — исполнитель); 2. по сфере проявления активности (Л. уни­версальный, Л. ситуативный); 3. по направленности деятельности и т.д. Л бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформаль­ным (реально признаваемым коллективом). В процессе форми­рования детского коллектива чрезвычайно важно добиваться та­кого положения, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.

 

 

Лидерство— доминирование в межличностных отношениях; спо­собность оказывать

влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели органи­зации; естественный соц.- психол. процесс в группе, построен­ный на влиянии личного авторитета человека на поведение чле­нов группы. Выделяют бытовой тип Л. (в семье, в классе, в учеб­ной или досуговой группе и т. п.); соц. тип Л. (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т. д.); политический тип Л. (государственные, общественные деятели).

 

 

Лицей— тип среднего или высшего учебного заведения. Истори­чески первый лицей

(ликей) — древне-греч. философская шко­ла близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н.э. и просу­ществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования. В настоящее время — вид государствен­ного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ори­ентированного на обучение и воспитание интеллектуальной лич­ности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по отдельным пред­метам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для разви­тия творческого потенциала. Имеют более узкую дифференци­ацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-хими­ческий и т. п.).

 

 

Лицензирование образовательного учреждения— процедура проведения

экспертизы и принятия решения о выдаче (или от­казе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на пра­во ведения образовательной деятельности в соответствии с по­данным заявлением. Проводится государственными органами уп­равления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образова­ния и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образова­ния, создания правовых гарантий для свободного функциони­рования и развития образовательных учреждений различных органиозационно-правовых форм.

 

 

Личностный подход(в пед.) — последовательное отношение пе­дагога к

воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

 

 

Личность— 1. соц. сторона, соц. качество в человеке; 2. интеграль­ное понятие,

характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуаль­но-неповторимое; 3. конкретный человек, представитель опре­деленных соц. общностей (нация, класс, коллектив и др.), зани­мающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои инди­видуальные особенности; 4. субъект соц. отношений и созна­тельной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 5. прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, к-рыми определяются своеобразное для данно­го человека мышление и поведение (Г. Олпорт). Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализа­ции. Структура личности: направленность, проявляется в потреб­ностях, интересах, идеалах, убеждениях, соц. установках, доми­нирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности, проявляются в способностях, темпераменте, харак­тере, волевых качествах. (СЛ. Рубинштейн). Разработка пробле­мы личности связана с именами А.Ф. Лазурского, Г. Олпорта, Р. Кеттела, 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.С. Выготско­го, А .Н. Леонтьева, Л.И. Божович и др. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гумани­зацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различ­ные теории развития личности и их классификации, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

 

 

Личность самоактуализирующаяся тип личности, по классификации А. Маслоу, для к-рой характерно непре­рывное стремление к возможно более полному выявле­нию и развитию своих личностных возможностей. Л.с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, спо­собность к глубоким привязанностям; при этом она лег­ко переносит одиночество, проявляет независимость, от­стаивает свою точку зрения, свои принципы. Это лично­сти, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

 

Экстраверсия-интроверсия— противоположные друг другу свойства личности. Понятие введено К. Юнгом. Экстра­верт непосредственно откликается на внешние впечатле­ния, характерна общительность с большим кругом разно­образных и малознакомых людей. Переживания, действия и реакции интроверта в большей степени опосредованы событиями внутреннего мира — образами и представле­ниями памяти и воображения; характерна избирательная общительность с узким кругом хорошо знакомых людей. Экстравертированный тип личности побуждает к деятель­ности и заряжает энергией внешний мир. Не любит уеди­ненных размышлений, нуждается в поддержке и одобре­нии людей. Общителен, имеет много друзей. Легко вну­шаем, подвержен влиянию. Охотно развлекается, склонен к необдуманным поступкам. Э. ощущающего типа притя­гивают те объекты (люди, ситуации), к-рые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентиро­ван на конкретное наслаждение «реальной жизнью». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей. Для Э. ин­туитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечает­ся недостаток способности к суждению, и он редко реали­зует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха. У Интроверта актив­ность по сравнению с др. людьми в большей степени свя­зана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного И. характерны следующие черты: самоуглуб­ленность, замкнутость, затрудненность в общении, склон­ность к увлечениям профессиями, не связанными с обще­нием, с работой с людьми, склонны к одиночеству и глубо­комыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться. Интровертный интуитивный тип личности обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реаль­ность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. Интровертный ощуща­ющий тип личности руководствуется тем, что есть, что ви­димо и слышимо, что происходит, а не логичекими постро­ениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глу­боки, но внешняя реакция возникает с задержкой.

 

Экстерналъность-интернальность(от лат. externus — вне­шний, internus — внутренний) — предрасположение лич­ности к определенной форме локуса контроля (см. Локус контроля).

 

 

Личность руководителя учебно-воспитательного учрежде­ния—

совокупность личностных качеств и свойств, професси­онально значимых для руководящей деятельности в образова­тельных учреждениях. Эталонный образ руководителя в общем виде выглядит следующим образом. Знания и умения: професси­ональная компетентность, стремление к внедрению нового, эрудиция, умение работать с информацией. Организаторские качества (что делать, когда, как): умение распределять свое и чужое время и делегировать полномочия; умение стимулировать работу, оперативное решение дел и умение доводить их до кон­ца, умение разбираться в людях и адекватно оценивать их, уме­ние принимать решения и действовать в соответствии с ними. Отношения с подчиненными: умение создать благоприятные от­ношения в коллективе, простота и такт в общении, чуткость, внимательность к людям, способность доверять другим, умение слушать собеседника, умение ярко и убедительно говорить, кри­тиковать только в необходимых случаях, своевременно и адекватно поощрять сотрудников, поощрять персонал к откровен­ности и проведению групповых дискуссий. Отношение к ново­му: не боится нового, информирован о новациях, создает усло­вия для их внедрения, готов к риску. Качества внешнего пред­ставительства: представительский внешний вид, умение взаимодействовать с другими организациями, отстаивать ин­тересы коллектива, противостоять внешнему давлению. Уро­вень и качество принимаемых решений: умение видеть пробле­му, умение рисковать при принятии решений и принимать на себя ответственность, рациональность принимаемых решений. Экономическая и юридическая компетентность: экономическая и юрид. грамотность, предприимчивость, организация дел с точки зрения их экономических последствий. Нравственно-волевые качества: обязательность, умение держать слово, целе­устремленность и последовательность, справедливость, требо­вательность к себе, честность и порядочность, отсутствие стремления быть во всем совершенством, гуманистическая направленность (внимателен, помогает, сочувствует, поддер­живает), пунктуальность, восприимчивость к критике, уравно­вешенность, умение управлять своим поведением в любой си­туации, настойчивость и энергичность, принципиальность, трудоспособность, чувство юмора.

 

 

Логическая наглядность— речевые формулировки, вынесенные на экран в виде

письменной речи, классификационных схем и схем отношений понятий.

 

 

Логика воспитания— последовательность (алгоритм) осуществ­ления

воспитательного взаимодействия: анализ — изучение лич­ности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития; диагностика — выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обус­ловливающих формирование его личности; прогноз — целепо-лагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения; проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели; организация — формирование мотивации развития лично­сти, просвещение, организация деятельности и общения; кон­троль и оценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательно­го взаимодействия и постановка новых целей.

 

 

Логика учебного процесса— последовательность осуществления учебного

процесса: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению; б) восприятие учащимися нового материала из различных источников, приоб­ретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, ре­шение проблем; в) процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т. п.; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения, прак­тические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.

 

 

Логопедия— отрасль психологии и педагогики, изучающая недо­статки речи,

принципы и методы их предупреждения и преодо­ления.

 

 

Логотерапия— см. Психотерапия.

 

 

Локализация(от лат. localis — местный) — свойственный только определенному

месту, не выходящий за определенные пределы.

 

Локк Джон(1632-1704) — англ. педагог и философ. Основные труды: «Опыт о

человеческом разуме», «Мысли о воспитании».Считал, что люди становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию. Задача вос­питания: воспитание джентльмена, человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», отличающегося утон­ченностью в обращении. Джентльмен должен получить разно­стороннее физическое, нравственное и умственное воспитание. Воспитываться ребенок должен дома под руководством хорошо подготовленного и немолодого воспитателя. У воспитанника надо вырабатывать характер, развивать волю, воспитывать дис­циплину. Главные воспитательные средства: пример, среда, ок­ружение ребенка. Необходимо терпеливо и последовательно формировать у воспитанника должные привычки путем ласко­вого внушения и напоминания, если дети что-то забывают. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Обширна образовательная программа джентльмена: чтение, письмо, ри­сование, родной язык, фр. и лат., но последний только тем, кому он понадобится в будущем, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история и законоведение, бух­галтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничье, парфюмер­ное дело, лакирование и гравирование), верховая езда и танцы. Все передаваемые знания должны носит практикоориентированный характер. Труд включен в систему образования юного буржуа для того, чтобы заложить основы понимания производ­ства, что полезно будущему предпринимателю, и как средство предупреждения праздности. Кроме того, труд на свежем возду­хе полезен для здоровья. Иную систему воспитания предусмат­ривал Л. для детей рабочего люда, для к-рых надо создавать школы в каждом приходе, где они будут обучаться с 3 до 14 лет, отрабатывая своим трудом расходы на обучение и содержание. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.

 

 

Локус контроля— личное качество, характеризующее склонность человека

приписывать ответственность за результаты своей де­ятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством личности, формирующимся в процессе его социализации. Для определе­ния Л.к. создан вопросник и разработан комплекс методик, по­зволяющий выявить закономерную связь между Л.к. и др. лич­ностными характеристиками. Люди, обладающие внутренним Л.к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в до­стижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравнове­шенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склон­ность к внешнему Л.к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравнове­шенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, кон­формность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний Л.к. является социально одобряемой ценностью. Идеальному «Я» всегда приписывается внутренний Л.к. Воспи­татели, ориентированные на совместное творчество с воспитан­никами, чаще интернальны, т. е. склонны верить в могущество своих усилий. Интернал — тип личности, в случае неудачи предпочитающий обвинять в ней себя, а не др. людей или ок­ружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, быстро находить контакты с ними, особо чув­ствительны к тому, как их оценивают партнеры по взаимодей­ствию. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональ­ной деятельности; они менее агрессивны, способны более стой­ко защищать свои принципы, чем экстерналы. Желательный в профессиональном плане тип личности для пед. деятельности.

 

 

Ломоносов Михайло Васильевич(1711-1765) — великий рус­ский ученый-

естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руко­водство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя рос­сийская история». «О сохранении и размножении российско­го народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Л. был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и про­свещения. С его именем связано открытие Московского уни­верситета. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами к-рого д.б. высокая нравствен­ность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервые в России пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народа можно улучшить посредством распро­странения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образован­ность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосо-образности: воспитатель должен руководствоваться фактора­ми естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без при­родного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с уче­том склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными соц.-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физичес­кого и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления ве­щей или действии в уме нашем...»; «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть луч­ший всех способ к изысканию правды». Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, есте­ственно-научного и реального образования. В его методах обу­чения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значитель­ное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения: нагляд­ность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в рос­сийском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию: «...мо­лодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управ­ляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и на­родности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, тру­долюбие. Выступал против таких пороков, как леность, ску­пость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, са­мохвальство и др. Разработал пед. условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Разви­вал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.