КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щественным сознанием 12 страница
Культура труда— умение работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии.
Культура управления— комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. К.у. включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношения к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. К.у. проявляется также в эстетике работы, стремлении оформить и выполнить ее красиво.
Культура учителя (педагогическая культура)— совокупность реализуемых в деятельности учителя общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, способов и форм общения, и опыта результативной пед. деятельности, уровня развития пед. сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и профессиональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Деятельности. Компоненты К. у.: пед. направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, пед. эрудиция и профессиональная компетентность.
Культура физическая — уровень сформированное™ правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленного образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Культура чтения— составная часть обшей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики чтения, его систематичность и последовательность, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библио-графическим аппаратом, ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого восприятия прочитанного, применять рациональные приемы работы с книгой (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.) и бережно обращаться с произведениями печати.
Культура «экранная»— культура, основанная на системе экранных изображений. Экранная речь вмещает поведение и устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многое др. Создает условия для постоянного и полноценного диалога, «обмена смыслами» между человеком и текстом. Экранная культура — планетарна.
Культура эмоциональная— воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, к-рый предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.
Культурная среда для ребенка— совокупность следующих сред: а) культурная среда обучения и преподавания, формируемая с помощью культуроемких технологий и многообразия качественных средств различных дисциплин гуманитарного и естественного знания, а также культурных компонентов содержания всех учебных курсов; б) культурная среда собственной активной учебной деятельности; в) мультикультурное пространство образования в учебном заведении; г) культурная массмедиа — среда самообразования; д) культурная среда общения детей и взрослых; е) культурная среда семьи; ж) культурная среда детско-подростковой самодеятельности; з) культурная среда дополнительного образования и культурная среда зон саморазвития личности (как внутреннее культурное пространство).
Культурно-историческая теория психического развития личности— концепция психического развития человека, разработанная в 20—30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании К.-и. т. п. р. л. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, фр. психол. школы (прежде всего Ж.Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Согласно К.-и. т. п. р. л. главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками деятельности. В итоге прежняя структура психических функций изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Этапы этого процесса: коллективная деятельность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обучение и воспитание) — индивидуальная деятельность — психическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие развитию психики индивида.
Культурология— наука, учение, знание о культуре.
Куррикулум— I. общий план проведения занятия, включающий содержание занятия, его цели, методы и результаты; 2. совокупность учебного содержания, плана, метода, структуры, учебников, задачников, иллюстративного материала, всех видов наглядных и технических средств, компьютерных программ и т. п.
Лабильный— нестойкий, неустойчивый, изменчивый.
Лапидарный(от лат. lapidarius — высеченный на камне) — краткий, но отчетливый и ясный. Предельно сжатый слог, первоначально свойственный надписям на древнеримских памятниках.
Латентный период — скрытый период в психическом и физиологическом отражении, время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции.
Леворукость (левшество)— функциональное преобладание левой руки над правой. В нек-рых случаях Л. обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользования ею (вынужденная Л.) Чаще Л. носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, приученный с детства пользоваться правой рукой, в непривычных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амбидекстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного устранения. Однако леворукие (левши) в полной мере способны к любым моторным актам, в том числе и относящимся к тонкой моторике (письмо, рисование и т. п.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенностей его ЦНС. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно. Это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям, в частности заиканию.
Лекция— метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Лекция школьная— продолжительное устное изложение (45—50 минут) учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и ДР-).
Лесгафт Петр Францевич(1848-1909) — крупнейший биолог и педагог, разносторонний ученый, известный русский анатом и врач. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Создал теории семейного и физического воспитания, теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Физическому и духовному развитию ребенка придавал решающее значение. Разработал интересную типологию детей: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый-мягкий, забитый-злостный, угнетенный. Л. считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания. Построил теорию физического воспитания, принципом к-рой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского пед. и мед. образования.
Лживость— черта личности, выражающаяся в соц.-защите «Я» путем сознательного искажения действительного положения вещей, стремлении дать ложную информацию о фактическом положении дела ради достижения желаемой цели, самоутверждения в глазах окружающих или стремления избежать нежелательных последствий. Дифференциация Л. и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания мотивов и причин этого явления.
Либидо(от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных концептуальных понятий психоанализа, означающее половое влечение или в более общем плане — влечение к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К. Юнг расширил это представление, понимая под Л. психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека.
Лидер(от англ. leader — ведущий) — член группы с наивысшим социометрическим статусом, за к-рым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности; личность, способная к самореализации, самосовершенствованию, самостоятельности, самоопределению, саморазвитию, самообладанию, инициативности, обладающая высокой продуктивной работоспособностью, активностью, организаторской проницательностью, ответственностью, силой характера. В психол. приняты различные классификации Л.: I. по содержанию деятельности (Л. — организатор, Л. — программист, Л. — исполнитель); 2. по сфере проявления активности (Л. универсальный, Л. ситуативный); 3. по направленности деятельности и т.д. Л бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). В процессе формирования детского коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положения, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.
Лидерство— доминирование в межличностных отношениях; способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели организации; естественный соц.- психол. процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Выделяют бытовой тип Л. (в семье, в классе, в учебной или досуговой группе и т. п.); соц. тип Л. (на производстве, в спортивных, творческих обществах и т. д.); политический тип Л. (государственные, общественные деятели).
Лицей— тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей (ликей) — древне-греч. философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н.э. и просуществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования. В настоящее время — вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной личности и обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала. Имеют более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-химический и т. п.).
Лицензирование образовательного учреждения— процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образования и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных органиозационно-правовых форм.
Личностный подход(в пед.) — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личность— 1. соц. сторона, соц. качество в человеке; 2. интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое; 3. конкретный человек, представитель определенных соц. общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности; 4. субъект соц. отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 5. прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, к-рыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение (Г. Олпорт). Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Структура личности: направленность, проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, соц. установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности, проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах. (СЛ. Рубинштейн). Разработка проблемы личности связана с именами А.Ф. Лазурского, Г. Олпорта, Р. Кеттела, 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.С. Выготского, А .Н. Леонтьева, Л.И. Божович и др. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные теории развития личности и их классификации, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.
Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для к-рой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Л.с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом она легко переносит одиночество, проявляет независимость, отстаивает свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Экстраверсия-интроверсия— противоположные друг другу свойства личности. Понятие введено К. Юнгом. Экстраверт непосредственно откликается на внешние впечатления, характерна общительность с большим кругом разнообразных и малознакомых людей. Переживания, действия и реакции интроверта в большей степени опосредованы событиями внутреннего мира — образами и представлениями памяти и воображения; характерна избирательная общительность с узким кругом хорошо знакомых людей. Экстравертированный тип личности побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любит уединенных размышлений, нуждается в поддержке и одобрении людей. Общителен, имеет много друзей. Легко внушаем, подвержен влиянию. Охотно развлекается, склонен к необдуманным поступкам. Э. ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), к-рые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей. Для Э. интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха. У Интроверта активность по сравнению с др. людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. Для типичного И. характерны следующие черты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям профессиями, не связанными с общением, с работой с людьми, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться. Интровертный интуитивный тип личности обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. Интровертный ощущающий тип личности руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логичекими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.
Экстерналъность-интернальность(от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — предрасположение личности к определенной форме локуса контроля (см. Локус контроля).
Личность руководителя учебно-воспитательного учреждения— совокупность личностных качеств и свойств, профессионально значимых для руководящей деятельности в образовательных учреждениях. Эталонный образ руководителя в общем виде выглядит следующим образом. Знания и умения: профессиональная компетентность, стремление к внедрению нового, эрудиция, умение работать с информацией. Организаторские качества (что делать, когда, как): умение распределять свое и чужое время и делегировать полномочия; умение стимулировать работу, оперативное решение дел и умение доводить их до конца, умение разбираться в людях и адекватно оценивать их, умение принимать решения и действовать в соответствии с ними. Отношения с подчиненными: умение создать благоприятные отношения в коллективе, простота и такт в общении, чуткость, внимательность к людям, способность доверять другим, умение слушать собеседника, умение ярко и убедительно говорить, критиковать только в необходимых случаях, своевременно и адекватно поощрять сотрудников, поощрять персонал к откровенности и проведению групповых дискуссий. Отношение к новому: не боится нового, информирован о новациях, создает условия для их внедрения, готов к риску. Качества внешнего представительства: представительский внешний вид, умение взаимодействовать с другими организациями, отстаивать интересы коллектива, противостоять внешнему давлению. Уровень и качество принимаемых решений: умение видеть проблему, умение рисковать при принятии решений и принимать на себя ответственность, рациональность принимаемых решений. Экономическая и юридическая компетентность: экономическая и юрид. грамотность, предприимчивость, организация дел с точки зрения их экономических последствий. Нравственно-волевые качества: обязательность, умение держать слово, целеустремленность и последовательность, справедливость, требовательность к себе, честность и порядочность, отсутствие стремления быть во всем совершенством, гуманистическая направленность (внимателен, помогает, сочувствует, поддерживает), пунктуальность, восприимчивость к критике, уравновешенность, умение управлять своим поведением в любой ситуации, настойчивость и энергичность, принципиальность, трудоспособность, чувство юмора.
Логическая наглядность— речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационных схем и схем отношений понятий.
Логика воспитания— последовательность (алгоритм) осуществления воспитательного взаимодействия: анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития; диагностика — выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности; прогноз — целепо-лагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения; проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели; организация — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения; контроль и оценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.
Логика учебного процесса— последовательность осуществления учебного процесса: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению; б) восприятие учащимися нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решение проблем; в) процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т. п.; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.
Логопедия— отрасль психологии и педагогики, изучающая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.
Логотерапия— см. Психотерапия.
Локализация(от лат. localis — местный) — свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы.
Локк Джон(1632-1704) — англ. педагог и философ. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании».Считал, что люди становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию. Задача воспитания: воспитание джентльмена, человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», отличающегося утонченностью в обращении. Джентльмен должен получить разностороннее физическое, нравственное и умственное воспитание. Воспитываться ребенок должен дома под руководством хорошо подготовленного и немолодого воспитателя. У воспитанника надо вырабатывать характер, развивать волю, воспитывать дисциплину. Главные воспитательные средства: пример, среда, окружение ребенка. Необходимо терпеливо и последовательно формировать у воспитанника должные привычки путем ласкового внушения и напоминания, если дети что-то забывают. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Обширна образовательная программа джентльмена: чтение, письмо, рисование, родной язык, фр. и лат., но последний только тем, кому он понадобится в будущем, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничье, парфюмерное дело, лакирование и гравирование), верховая езда и танцы. Все передаваемые знания должны носит практикоориентированный характер. Труд включен в систему образования юного буржуа для того, чтобы заложить основы понимания производства, что полезно будущему предпринимателю, и как средство предупреждения праздности. Кроме того, труд на свежем воздухе полезен для здоровья. Иную систему воспитания предусматривал Л. для детей рабочего люда, для к-рых надо создавать школы в каждом приходе, где они будут обучаться с 3 до 14 лет, отрабатывая своим трудом расходы на обучение и содержание. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.
Локус контроля— личное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством личности, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Л.к. создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л.к. и др. личностными характеристиками. Люди, обладающие внутренним Л.к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л.к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний Л.к. является социально одобряемой ценностью. Идеальному «Я» всегда приписывается внутренний Л.к. Воспитатели, ориентированные на совместное творчество с воспитанниками, чаще интернальны, т. е. склонны верить в могущество своих усилий. Интернал — тип личности, в случае неудачи предпочитающий обвинять в ней себя, а не др. людей или окружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, быстро находить контакты с ними, особо чувствительны к тому, как их оценивают партнеры по взаимодействию. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Желательный в профессиональном плане тип личности для пед. деятельности.
Ломоносов Михайло Васильевич(1711-1765) — великий русский ученый- естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история». «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Л. был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами к-рого д.б. высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервые в России пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосо-образности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными соц.-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действии в уме нашем...»; «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию: «...молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др. Разработал пед. условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |