Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щественным сознанием 14 страница




 

Опрос фронтальный— опрос, цель к-рого за непродолжи­тельное время выяснить степень усвоения предыдущего материала и готовность к восприятию нового у всего класса. Учащиеся опрашиваются с места, требуются крат­кие и четкие ответы по существу задаваемых вопросов.

 

 

Методы организации и осуществления учебно-познава­тельной деятельности— группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классифика­циям методы обучения в виде подгрупп.

 

 

По источнику информации и восприятия: словесные методы — рассказ, лекция, беседа (эвристическая, катехизическая, сократическая, герменевтическая), конференция, дис­куссия, объяснение. Наглядные методы: метод иллюст­рации, метод демонстрации. Практические методы: уп­ражнения, лабораторные опыты, трудовые задания.

 

 

Дискуссия— групповое обсуждение к.-л. вопроса или кру­га вопросов, с целью найти правильное решение. Д., направляемая учителем, развивает у учащихся самосто­ятельное, логическое, теоретическое мышление, рече­вые навыки, умение аргументировать и отстаивать соб­ственное понимание вопроса, умение принимать кон­траргументы и др. Д. требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся, увлекательной формы проведения, создания условий, дающих возможность для высказывания различных точек зрения.

 

 

Объяснение— I. словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных по­ложений излагаемого материала; 2. совокупность при­емов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.

 

 

Демонстрация— метод обучающего взаимодействия педа­гога с детьми на основе показа реальных событий жиз­ни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях об­ращения внимания обучаемых на существенные харак­теристики изучаемых предметов, явлений и процессов.

 

 

Лабораторный эксперимент— метод обучающего взаимо­действия учителя и учащихся на основе воспроизведе­ния ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

 

 

По логике мышления: индуктивные методы обучения: ло­гика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему; дедуктивные методы обучения: ло­гика раскрытия содержания изучаемой темы от обще­го к частному.

 

 

По степени активности познавательной деятельности уча­щихся: репродуктивные методы: активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сооб­щаемой учебной информации словесными, практичес­кими или наглядными методами и приемами; проблем­но-поисковые методы обучения: усвоение знаний, выра­ботка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятель­ности обучаемых. Реализуется через словесные, на­глядные и практические методы обучения, интерпре­тированные в ключе постановки и разрешения про­блемной ситуации.

 

 

По степени самостоятельности и руководства самосто­ятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и при его непосредственном (на уроке, на са­моподготовке в группе продленного дня) или опосре­дованном руководстве, и самостоятельная работа, вы­полняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).

 

 

Методы стимулирования и мотивации учения группа ме­тодов,

направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, вы­деленная по классификации методов обучения, предло­женной Ю.К. Бабанским, и включающая в себя две под­группы:

 

 

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; по­знавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание си­туации успеха в учении.

 

Методы стимулирования долга и ответственности— разъяс­нение личностной и общественной значимости уче­ния; требования, поощрения и наказания.

 

 

Методы педагогического исследования— совокупность спосо­бов и приемов познания объективных закономерностей обуче­ния, воспитания и развития.

 

 

Анализ документов— один из методов исследования в пе­дагогике, заключающийся в оценке результатов деятель­ности в сфере образования на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, ли­цензирования и аккредитации и т. п.

 

Изучение продуктов творчества один из проективных методов исследования личности, заключающийся в диаг­ностике ее психических особенностей путем изучения ре­зультатов заранее стандартизированной творческой дея­тельности человека. Примеры М.и.п.т.: тест на рисование фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисо­вания дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного ги­потетического животного и т. д. Метод психол., но очень широко используется в пед. исследованиях и в процессе изучения воспитанников учителем или воспитателем.

 

Метод близнецов метод сравнительного изучения психол. особенностей и развития детей с одинаковой (гомозигот­ные близнецы) и различной (гетерозиготные) наслед­ственностью. М. б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленнос­ти психол. свойств и особенностей поведения человека.

 

Метод Роршаха— один из наиболее распространенных проективных методов исследования личности, заключаю­щийся в выявлении ее психических особенностей на ос­нове анализа интерпретации испытуемым картинок с аб­страктными изображениями — пятнами различной кон­фигурации и цвета (так называемыми пятнами Роршаха), имеющими определенный смысл диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера. М.Р. может быть применен для выявления лиц с патопсихическими отклонениями и для более глубокого изучения психичес­ких особенностей нормальной личности.

 

Моделирование(в пед.) — построение копий, моделей пед. материалов, явлений и процессов; наглядно-образная ха­рактеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, опи­саний. Используется для схематического изображения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводя­щая нек-рые существенные свойства оригинала, спо­собная замещать его так, что ее изучение дает новую ин­формацию об этом объекте.

 

Наблюдение общенаучный метод исследования, к-рый в пед. исследованиях предполагает целенаправленную, си­стематическую фиксацию в процессе непосредственного восприятия специфики протекания тех или иных пед. яв­лений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Н. м. б.: сплошным и вы­борочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблю­дении в естественных условиях) и лабораторным (в экспе­риментальных условиях) и т. д.

 

Обобщение независимых характеристик метод исследо­вания, построенный на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности, в к-рых проявляются его различные способности; составление ха­рактеристики личности или события различными экспер­тами независимо друг от друга.

 

Опрос — метод сбора первичной информации в форме поста­новки стандартизированной системы вопросов, применяе­мых в соц., психол., пед. и др. исследованиях. Методики О.: анкетирование, беседа, интервьюирование (см. Анкета).


Беседа— один из методов исследования, к-рый предпо­лагает получение информации о предмете изучения на основе вербальной (словесной) коммуникации в воп­росно-ответной форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окру­жающих их людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характе­ристик.

 

 

Интервью(от лат. interview — беседа, встреча) — способ по­

лучения соц.-психол. информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламенти­рованные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличи­ем и формой вопросов, складывающейся эмоциональ­ной атмосферой; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.

 

Проективные методы— методы, направленные на исследо­вание личности, в основе к-рых лежит принцип психол. проекции. Эти методы построены главным образом на ин­терпретации ответов личности на внешне нейтральные воп­росы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемы­ми. По этим реакциям исследователь пытается понять глу­бинную сущность, психические особенности личности, напр., специфику мотивации или систему личностных смыслов и т. д. Методы обеспечиваются совокупностью про­ективных методик (называемых также проективными теста­ми, среди которых различают: ассоциативные (тест Рорша­ха и др.); тест завершения неоконченных предложений; эк­спрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.).

 

Работа опытнаякак метод исследования — становится ме­тодом исследования, если она поставлена на основе добы­тых наукой данных в соответствии с теоретически обосно­ванной гипотезой, преобразует действительность, созда­ет новые явления, сопровождается глубоким анализом и выводами (М.Н. Скаткин).

 

Ранжирование расположение собранных в ходе пед. ис­следования данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показате­лей), определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

 

Рейтинг(от англ. rating — оценка, порядок, классифика­ция) — субъективная оценка к.-л. явления по заданной шкале. С помощью Р.осуществляется первичная класси­фикация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки).Служит для построе­ния многообразных шкал оценок. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал. В по­следние годы начинает использоваться как метод контро­ля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

 

Рейтинг-шкалирование(от англ. scoling — определение мас­штаба) — метод построения шкалы для измерения отно­шений между изучаемыми объектами на основе эксперт­ных оценок (рейтингов).

 

Социометрия— способ исследования структуры межличнос­тных отношений людей на основе измерения их межлично­стного выбора. Это измерение происходит по определенно­му социометрическому критерию, а его результаты прини­мают вид социометрической матрицы или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формиро­вания детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив, или малые группы, так и на отдельных его членов.

 

Социометрический статус— положение человека в систе­ме внутригрупповых межличностных отношений, оп­ределенное при помощи социометрического теста.

 

Социометрический тест— распространеннное название стандартизованной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графичес­кого изображения и индексного представления меж­личностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для учителя в по­нимании процессов формирования внутриколлективных отношений в детских группах.

 

Терминологический метод— оперирование базовыми и пе­риферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.

 

Тестирование— один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) лич­ности, ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания с заранее оп­ределенной надежностью и валидностью. Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованный метод исследо­вания, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психол. особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с нек-рыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.

 

 

Тест обученности— совокупность заданий, сориентиро­ванных на выявление уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона.

 

Эксперимент(от лат. experimentum — проба, опыт) — обще­научный метод исследования, к-рый заключается в актив­ной теоретико-практической деятельности эксперимента­тора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естествен­ного или искусственного, однако, заранее запланирован­ного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относитель­но неизменными, так и с измененными условиями. Виды: естественный, лабораторный, преобразующий, формирую­щий и др.

Эксперимент естественный— эксперимент, осуществля­емый в естественных условиях деятельности челове­ка и построенный так, что испытуемый не подозре­вает, что подвергается изучению. Метод разработан А. Ф. Лазурским.

 

Эксперимент лабораторный— осуществляется в искусст­венных условиях, как правило с применением специ­альной аппаратуры, со строгим контролем всех влия­ющих факторов.

 

Эксперимент педагогический— научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы в усло­виях, созданных и контролируемых преподавателем, с целью поиска новых, более эффективных способов решения пед. проблемы; исследовательская деятель­ность с целью изучения причинно-следственных свя­зей в пед. явлениях, к-рая предполагает: опытное мо­делирование пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и вза­имодействия; неоднократную воспроизводимость пед. явлений и процессов. Этапы Э. п.: теоретический — постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методи­ческий — разработка методики исследования и его пла­на, программы, методов обработки полученных резуль­татов; собственно Э. — проведение серии опытов (со­здание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуе­мых); аналитический — количественный и качествен­ный анализ, интерпретация полученных фактов, фор­мулирование выводов и практических рекомендаций.

 

Эксперимент формирующий— метод прослеживания вли­яния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций рас­крывать закономерности, механизмы, динамику, тен­денции развития, становления личности, определять возможность оптимизации этого процесса.

 

 

Методы управления— совокупность способов и средств целенап­равленного

воздействия субъекта управления на объект управ­ления для достижения поставленных целей. По характеру воз­действия и мотивации: методы материальной мотивации, мето­ды соц. мотивации, методы властной мотивации. По количеству участников: единоличные, коллегиальные, коллективные. По содержанию управленческой деятельности: нормативные, органи­зационно-административные — организационно-стабилизирующие, распорядительные, стимулирующего воздействия; пед. мето­ды, соц.-психол., экономические, психол.

 

 

Механизм самореализующегося пророчества— основа отноше­ний,

складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожи­дания личностью реализации пророчества (гадания, предска­зания, проклятия и т. п.) во многом определяют характер ее действий и интерпретацию реакций окружающих, что и про­воцирует самоосуществление пророчества.

 

 

Механизмы психологического воздействия— психол. способы воздействия на

бессознательную и сознательную сферы личнос­ти с целью усиления эффективности используемых пед. методов. К ним относят: внушение, заражение, подражание и убеждение.

 

 

Внушение(суггестия) — соц.-психический процесс воздей­ствия на эмоциональную, бессознательную сферу психи­ки личности или группы людей нередко помимо, а иног­да и против, их воли, механизм к-рого базируется на сни­жении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию, с отсутствием активного целе­направленного понимания его, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. может быть прямым (им­перативным) и косвенным, преднамеренным и непреднаме­ренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гип­нотическом состоянии, в естественном сне, в постгипно­тическом состоянии. В педагогике отдельные авторы рассматривают В. как самостоятельный метод воспита­ния. Однако правильнее говорить о психол. эффекте В. при использовании разнообразных методов воздействия на личность.

 

Внушаемость степень восприимчивости к внушению, оп­ределяемая субъективной и возрастной готовностью под­вергнуться и подчиниться внушаемому воздействию. На повышенной внушаемости в детском возрасте строится эффективность воспитательного воздействия на них.

 

Зар(а)яжение(в соц. психологии) — процесс передачи эмо­ционального состояния от одного индивида др. на психо­физиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

 

Подражание— вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являюще­гося образцом для П. На П. основано использование при­мера как метода обучения и воспитания.

 

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них соб­ственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии че­ловеком к.-л. сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение м. б сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не вос­принимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение мо­жет происходить практически мгновенно. У. считается основным способом в научной полемике и все использу­емые воспитателем методы и приемы воспитания должны обладать убеждающим эффектом.

 

Механистический взгляд на человека— понимание человека в концепции

механического мировоззрения, возникшего в сере­дине XVII в. нового представления о природе и обществе, свя­занного с мануфактурным производством и растущим обще­ственным разделением труда. Одной из наиболее последователь­ных в механическом понимании сущости человека выступила пед. концепция Джона Локка (1632—1704).

 

Микропроцессор— центральная и основная часть вычислитель­ной системы,

микросхема, выполняющая все вычисления, об­работку информации, управляющая взаимодействием устройств внутри компьютера и его периферийной системы. Работает со скоростью в несколько сотен млн операций в секунду.

 

Микрофильм— собирательное название фотопленок с микроза­писью текстов и

изображений, уменьшенных в 10—100 раз.

 

Мимика(от греч. mimikos — подражательный) — внешнее выраже­ние психических

состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц, выражений глаз и др. Нередко М. учителя дей­ствует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому он должен уметь показывать только то, что относится к делу.

 

 

Минимальная мозговая дисфункция— нарушение функции ЦНС вследствие

микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в резуль­тате кислородного голодания плода во внутриутробном пери­оде и в процессе родов. Наиболее частое проявление М.м.д.: гипердинамический синдром (синдром двигательной растор­моженное™), выражающийся в чрезмерной активности, су­етливости, раздражительности, неспособности к целенаправ­ленному и организованному поведению. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с такими нарушениями требуют дозировки нагрузок, сме­ны видов деятельности.

 

 

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке,

находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, соц. группы, общества, обусловленные этими взгля­дами основные жизненные позиции людей, их убеждения, иде­алы, принципы познания и деятельности, ценностные ориента­ции. В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность оп­ределенных знаний о мире.

 

 

Мнемоника, мнемотехника(от греч. mnemonika — искусство за­поминания) —

совокупность приемов, обеспечивающих запо­минание при помощи создания искусственных ассоциаций.

 

 

Модем(модулятор-демодулятор) — техническое устройство, пре­образующее

передаваемые ЭВМ с помощью аналого-цифрово­го преобразователя электрические сигналы в телефонную сеть.

 

 

Модели воспитания— философские концепции воспитания, определяющие

принципы и особенности организации воспи­тания, и сформировавшиеся на их основе образцы воспита­тельной практики. Идеалистическая модель воспитания — воспитание как создание для воспитуемых такой среды, бла­годаря к-рой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.). Прагматическая модель воспитания — обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача знаний, только полезных в жизни, практикоориентированных, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.). Социетарная модель воспитания основана на определенной сис­теме ценностей, присущей данной социальной группе или об­ществу. Все иные ценности признаются ложными. Напр.: ре­лигиозная, коммунистическая модель, националистическая и т. п. Гуманистическая модель воспитания организуется на осно­ве взаимодействия, учета личностных и индивидуальных осо­бенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Технократическая мо­дель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитатель­ного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего, в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование систе­мы поведения воспитуемого с помощью разработанной систе­мы подкреплений (Б. Скиннер и др.).

 

 

Модели образования— образы организации образования, складывющиеся на

основе государственных и общественных подхо­дов к их функционированию. 1. М. о. как государственно-ведом­ственной организации — система образования организуется и контролируется государством; 2. Неинституциональная М. о. ориентирована на организацию образования вне социальных институтов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и т. п.

 

 

Модель— искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., к-рый, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изуче­ние к-рого связано с к.-л. трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегча­ет процесс получения информации об интересующем предмете.

 

 

Мониторинг в образовании— отслеживание результатов; посто­янное наблюдение

за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первона­чальным предположениям; диагностически обоснованная сис­тема непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирую­щих и корректирующих деятельность школы. Методы: наблю­дение, оценка и прогноз состояния развития к.-л. системы; си­стема отслеживания результатов. Свойства М.: полнота, релеван­тность (уместность), адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структуированность и специфичность для каждого уровня М. Следующие виды М. в школе: по масштабу целей образования (стратегичес­кий, тактический, оперативный); по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); по охва­ту объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); по формам объект-субъектных отношений (вне­шний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); по ис­пользуемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).

 

 

Монография— научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и

всестороннее исследование одной про­блемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

 

 

Монтень Мишель(1533-1592) — фр. философ-гуманист эпохи Возрождения.

Основные труды: «Опыты», «Дневник путеше­ствий». Целью образования М. считал «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выра­ботку собственных убеждений. Ратовал за науку, к-рая «изуча­ет не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что об­разование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспи­тывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критичес­кому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и жи­вотные — дети одной матери Природы. Необходимо прививать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуще­ствляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача обра­зования и воспитания — обретение моральных качеств. Огром­ное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Преж­де всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества. Главный враг человека — узость кру­гозора. Надо «общаться с миром», встречаться с др. людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края. Програм­ма теоретического образования включает физику, геометрию, историю. В последней надо научиться судить о явлениях и да­тах. Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и играм. М. выступает против жестокости средневековой шко­лы: «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Считал, что образо­вание «повредит естественным прелестям женщины».

 

 

Монтессори Мария(1870-1952) — итальянский педагог, сторон­ник свободного

воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребен­ка», «Метод научной педагогики». М., выступая против управле­ния становлением личности, считала необходимым представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материала­ми. Форма занятий — индивидуальный урок. Разработала инте­ресный дидактический материал для занятий детей. Воспитатель выступает лишь в роли наблюдателя за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка. Основа обучения дош­кольника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружа­ющей среды и занятий с дидактическим материалом. Органич­но использовала игру в процессе обучения. Умственное воспи­тание фактически сводила к развитию органов чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.