КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щественным сознанием 1 страница
О Н М Л К И Ж Е Д Г В Б А СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
нек-рое (нек-рым) — некоторые (некоторым)
Абстракция — мысленное выделение к.-л. признака или свойства предмета, явления, с целью его лучшего изучения.
Автоматизированная обучающая система (АОС) — система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения.
Автономия пространственная — неприкосновенность личного пространства.
Автономный — самодостаточный, независимый, самоуправляемый.
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты ярко проявляются у авторитарного учителя.
Авторитарное воспитание— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель-субъект, а ученик —объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий представитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безаппеляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование.
Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1. влияние индивида, основан- ное на занимаемом им положении, должности; 2. степень доверия чело- веку, внутреннее признание окружающими за человеком права на при- нятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятель- ности; 3. высокий статус личности в группе, в коллективе.
Авторитет положения— власть, которой обладают все представители определенного должностного уровня в рамках организации над всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение, вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных социальных различий между представителями этих двух групп.
Авторитет родителей— высокая значимость личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведе- ние.
Ложные родительские авторитеты (А. С. Макаренко):
авторитет доброты— чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к поведению ребенка. В та- кой семье очень скоро дети начинают командовать роди- телями (самый неумный вид авторитета);
авторитет дружбы — стремление создать с раннего воз- раста отношения с ребенком как равным — дружеские; в крайних формах в этом случае начинается обратный процесс — воспитание родителей;
авторитет любви — стремление ежеминутно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и показная демонстрация любви ребенка к родителям (самый распространенный вид ложного авторитета);
авторитет педантизма — повседневное проявление «бюрократического» внимания к ребенку. Родитель требует от ребенка безусловного подчинения; авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам. Такой авторитет приучает детей дер- жаться подальше от жестоких родителей, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает жестокость (самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный);
авторитет подкупа— послушание достигается путем подкупа подарками и обещаниями (самый безнравственный вид авторитета);
авторитет расстояния— родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
авторитет резонерства— бесконечные назидания и наставления ребенка. Такие родители считают, что в поучениях — главная педагогическая мудрость;
авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома (особый вид авторитета расстояния, но более вредный).
Авторитет руководителя — разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности.
Авторитет учителя — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А.у опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось. Спецификация авторитета — признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выс - тупает в качества авторитета.
Авторская школа — образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.
Агрессия (от лат. agressio — нападение) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вредили вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинения, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная. Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная — 1. активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2. оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3. процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социальное окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.
Адаптивная модель школы — новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенно стей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Адаптивность — неадаптивность — тенденции соответствия / несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности. А. выражается в согласовании, А. Н. — в рассогласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.
Адаптивность образовательной среды — способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан; создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед. технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося; полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А.о. с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная. Адаптированность — уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.
Адепт (от лат. adeptus — достигший) — посвященный в тайны к.-л. учения, секты и т. п.; ревностный приверженец к.-л. учения, направления, идеи.
Адекватный — равный, вполне соответствующий чему-либо, совпадающий.
Адрес(электронный) (фр. adresser — обращаться) — уникальный код, описывающий размещение данных в памяти компьютера.
Аккомодация (в теории Ж.Пиаже) — изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.
Аккредитация — право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербо- вой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения.
Аккредитация предыдущей учебы — признание полученной ранее подготовки и уже приобретенных навыков с возможностью полного или частичного освобождения от текущего курса обучения или профессиональной подготовки.
Аккультурация — частичное присвоение личностью составляющих иной культуры, при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре сочетается с принятием др. культурных ценностей.
Акмеология (от греч. ахте — пик, вершина, высшая степень чего-л.) — междисциплинарная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня соц. зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (примерно период от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
Акселерация — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
Аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, воснове к-рых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования.
Аксиосфера личности — система ее ценностей.
Активность личности (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания.
Активности самоценные формы — личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой, коммуникативной и др. деяльности, когда ребенок может придти к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, к свободе мысли, полету фантазии. Важнейшим условием для проявления таких усилий со стороны ребенка является создание условий коммуникативной поддержки: атмосфера защищенности при его общении с учителем, др. взрослыми, сверстниками, уверенность ребенка в ценности его участия в диалоге, щадящие условия для воспитанников с выраженной коммуникативной заторможенностью, общий положительный фон взаимодействия.
Активность надситуативная (неадаптивная) — способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это неотталкивает, а мотивирует выбор. Интенсивно разрабатывается В.А. Петровским. А.н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.
Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности при выполнении поручений, инициативности, исполнительности, требовательности к себе и готовности помочь др. при выполнении общественных заданий.
Активность познавательная— деятельное состояние ученика, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А.п. является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Три уровня А.п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность социальная — родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А.с. реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем А.с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Актуализация — действительный, теперешний. В процессе обучения А. знаний, навыков и чувств — это перевод их из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
Актуальность — важность, значимость для настоящего времени.
Акцентуации личности (характера) (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, проявляющееся визбирательной уязвимости личности по отношению к нек-рым психогенным воздействиям (очень большие нервно-психические нагрузки, тяжелые переживания и др.) при хорошей устойчивости к др.; им присуща тенденция к соц.-положительному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от характера воздействий среды и воспитания. А.л. с повзрослением сглаживаются, проявляясь лишь при экстремальных психогенных ситуациях. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Типы акцентуаций предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко. Учителю знание А. л. необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним.
Астенический — тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенной тревожности, мнительности, нерешительности, склонности к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и др.
Гипертимный— тип акцентуации, для к-рой характерно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Демонстративный(истероидный)— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как артистичность, обходительность, склонность к фантазированию и притворству. Мышление и поступки таких людей неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к др. людям и вместе с тем, эгоистичны, лицемерны, лживы, недобросовестны в работе, тщеславны, авантюристичны.
Дистимный— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Такие люди ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют, серьезны, добросовестны, преданы дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Застревающий(паранойяльный) — тип акцентуации, к-рому характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других, часто приводящее к конфликтам.
Конформный— тип акцентуации, к-рому характерны чрезмерная подчиненность другим и зависимость от чужого мнения. Недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
Лабильный — тип акцентуации, носителю к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации.
Неустойчивый— тип акцентуации, к-рому характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний; умение легко устанавливать контакты, носящие очень поверхностный характер.
Психоастенический — тип акцентуации, к-рому характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий.
Сензитивный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность.
Шизоидный — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, трудности в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения, необычность мышления и др.
Циклоидный— тип акцентуации, для к-рого характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.
Эпилептоидный — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, к накоплению раздражительности, агрессии, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в формезлости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности; нередко связан с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.
Алгоритм — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.
Альтернатива — необходимость выбора одной из двух (или нескольких) исключающих друг друга возможностей.
Альтруизм (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Термин введен философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм. Формируется в процессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитанников в процессе воспитания. А. является одним из важнейших качеств для профессий в области «человек-человек».
Амбивалентность чувств (от греч. amphi — приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто проявляется у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.
Амбидекстрия — способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.
Амбиция (от лат. ambitio — честолюбие, хвастовство) — обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняют общение человека в коллективе, семье. Амбициозность в поведении педагога снижает результативность его влияния на учащихся.
Амнезия — нарушение памяти.
Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, к-рый заключается в том, что человек не помнит событий первых 3—4 лет жизни.
Аморфный — бесформенный, расплывчатый.
Андрогогика — теория обучения и воспитания, раскрывающая и развивающая принци- пы обучения взрослых. Термин введен нем. историком просвещения К. Каппом.
Андрогиния (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер. психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели из-за биологических различий между полами.
Анимация — мультипликационное изображение, фильм.
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.
Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая характеристика печатного произведения с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Носит пояснительный или рекомендательный характер. Умение составлять А. необходимо формировать уже в школе.
Аномалия — отклонения разной степени от нормы.
Аномия (от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — состояние общества, при к-ром отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения людей, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже потеряли свое значение, а новые еще не сложились. В таком обществе люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, имевших ценность.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |