КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щественным сознанием 2 страница
Антипатия — чувство неприятия, отвращения.
Антиципация(от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий.
Антагонизм — непримиримое противоречие; борьба против к.-н.; враждебность.
Антропогенный — связанный с происхождением человека и его деятельностью.
Антропокосмизм — философское и общенаучное воззрение, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В концепции А. существенное значение имеет уподобление человеческого индивида вселенной — параллель «микро-» и «макрокосмоса», вера в планетарное единство человечества, солидарность народов и диалог культур, что в педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и ненасильственное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.
Антропологизм — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.
Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский). Воспитание в А.п. понимается как атрибут человеческого бытия.
Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека.
Антропология философская — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентировано на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.
Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека д. б. проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности как творческую и свободную личность. В нем ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием для педагогики христианства.
Антрополого-гуманистический принцип (в пед.) — организация учебно- воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.
Антропософия — учение о человеке, развитое в начале XX в. Р. Штейнером, как разновидность теософии. В А. делается упор на неортодоксально понятую христианскую мистику и европ. идеалистическую философию и подчеркивается принципиальная общедоступность «высшего знания». Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый человек способен пробудить дремлющие в нем «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания».
Апатия(от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.
Апологет — активный, нередко предвзятый сторонник, защитник, приверженец.
Аппеляция— обжалование к.-л. постановления в высшую инстанцию; обращение за советом, поддержкой к к.-л. авторитетной инстанции, к общественному мнению.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний. Учет особенностей А. учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует положительному влиянию на содержание и направленность восприятия обучаемыми передаваемой информации.
Апостериори (от лат. a posteriori — из последующего) — происходящее из опыта.
Априори (от лат. a priori — из предшествующего) — знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Апробация (от лат. approbatio — одобрение, признание) — одобрение, сделанное на основе испытания, проверки.
Аргумент — суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание (часть основания) доказательства. Обучать умению аргументировать следует с начальных классов.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреч. философ, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, актуальны и в наше время. Цель воспитания — гармоническое развитие всех сторон души (физическое, нравственное, умственное), воспитание деятельной, волевой, самостоятельной личности. Забота о воспитании граждан д. б. делом государства. Воспитание — средство укрепления государственного строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.
Артефакт — 1. факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно; 2. продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем сама породившая его культура.
Арттерапия — см. Психотерапия.
Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов, переходящих из поколения в поколение: образы Бога, матери и т. п. Термин введен К. Юнгом — швейц. психологом и психиатром. А. сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом из людей наряду с личным бессознательным и сознанием. А. выступают основой общей структуры личности, ее поведения, мышления, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.
Аскетизм — сознательное ограничение, обуздание человеком своих чувственных влечений и желаний. А. содержит в себе рациональный смысл: утвердить приоритет духовных ценностей над ценностями низшего уровня (преходящими, материальными). Проповедуется как высшая добродетель в христианском воспитании. Антипод А. — гедонизм — этический принцип, отводящий высшее благо жизни удовольствию, чувственным наслаждениям.
Аспект — точка зрения, с к-рой рассматривается предмет, явление, понятие.
Ассоциация (в психол.) — связь между психол. явлениями, при к-рой актуализация одного из них влечет за собой появление др.
Атеизм — система взглядов, отвергающая веру в Бога и сверхъестественные силы.
Атрибуция каузальная (от лат. attribuo — приписывать, наделять, causa — причина) — интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей на основе домысливания недостающей информации. Эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение интерпретатора. Заложил основы изучения А.к. Ф. Хайдер. Выявлено, что в группах высокого уровня развития (коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.
Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждение требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация педагогических работников — комплексная оценка уровня квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Аттитюд(от фр. attitude — поза, положение) — субъективные ориентации индивидов как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. А. усваиваются с приобретением жизненного опыта и в процессе социализации, однако не являются чем-то неизменным.
Аттракт (в синергетике) — относительно устойчивое состояние системы, к-рое как бы «притягивает к себе множество... траекторий» системы; попадание системы в конус аттрактора приводит к неизбежной эволюции этого относительно устойчивого состояния.
Аттракция(от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — социально-психическое явление формирования восприятия одного человека др. как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на др. человека. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.
Аутентичный (от гр. authentikos — подлинный) — подлинный, достоверный.
Аутизм (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введеный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике, напр., как способ психол. защиты.
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия.
Аутогенная тренировка — см. Психотерапия.
Аутоэротизм — направленность полового влечения на себя (нарциссизм).
Аутсайдер (от англ. outsider — посторонний человек) — неудачник, человек, не нашедший своего места в обществе.
Афазия — расстройство речи, вызванное поражением определенных участков мозга. Проявляется в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих.
Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром они находились во время их совершения.
Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А.н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А.н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.
Аффектация — необычное искусственное возбуждение, неестественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.
Аффилиация (от лат. affiliate — присоединять, присоединяться) — потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. По последним исследованиям пед. направленности личности учителя эта потребность называется одной из основополагающих при определении профессиональной пригодности к пед. деятельности.
Баден-Пауэл Р.С. (1857-1941) — британский полковник, инициатор и организатор скаутского движения (от англ. boy — мальчик, scout — разведчик). В 1907 г. собрал 11—12-летних мальчиков на англ. острове Браунси в лагерь для бойскаутов. В программу работы первого лагеря для юных разведчиков входили беседы об армии и военной жизни, различные игры, физические упражнения, соревнования. На основе полученного опыта Б.-П. написал книгу «Скаутизм для мальчиков». В 1909 г. он составил программу для девочек (герлскаутов).
База данных — совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования данными для сбора, накопления и обработки больших информационных массивов; набор структурированных сведений об объектах одной предметной области; поименованная совокупность данных, организованных по определенным правилам, к-рые предусматривают общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Для взаимодействия с Б.д. используются системы управления базами данных (СУБД).
База данных реляционная — база данных, в к-рой присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по к.-л. из них, по любой их комбинации.
Базисные педагогические традиции — система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение к-рых зависит от конкретно-историческою состояния цивилизации. Определяются: целерационалъно, ориентируясь на достижение практического успеха, практического результата; ценностно-рационально, опираясь на принятую систему религиозных, этнических, идеологических, философских и т. п. ценностей; традиционно, основываясь на механическом воспроизведении привычки; аффективно, эмоционально, базируясь на актуальных аффектах и чувствах (Г.Б. Корнетов).
Байт— набор двоичных элементов (битов), обрабатываемый как единое целое. Б. состоит из 8 бит.
Бакалавр — в большинстве западных стран первая ученая степень. В Великобритании и США степень Б. присваивается окончившим университет или ряд др. высших учебных заведений после сдачи специальных экзаменов. Во Франции степень Б. является свидетельством о сдаче специального экзамена за курс средней школы и дает право поступления в университет. В России XIX в. Б. — действительный студент. Для этого студенту необходимо было окончить полный курс обучения в высшем учебном заведении и получить аттестат. В настоящее время Б. пытаются ввести в систему высшего образования.
Барьер общения — психол. трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующих взаимопониманию и взаимодействию.
Барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами возникновения Б.п. могут стать новизна и опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.
Барьер смысловой (от франц. barriere — преграда, препятствие) — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б.с. проявляется во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б.с. бывает трех видов: несовпадение ценностей воспитанника и воспитателя; неприятие воспитанником формы и тона выражения требований педагога; неприятие личности учителя.
Батавия-план — система индивидуализированного обучения, возникшая в Америке в конце XIX в. в г. Батавия. С классом увеличенной численности работали 2 учителя: основной учитель вел фронтальную работу на уроке, ассистент — индивидуальные занятия после уроков.
Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа жизни (ОБЖ — основы безопасной жизнедеятельности) — 1. процесс формирования у подрастающего поколения осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия вредным привычкам; 2.формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на воде, в лесу, в турпоходах и др. опасных для жизни, экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, оползни, химическое и др. отравления и т. п.).
Белл-Ланкастерская система — система взаимного обучения, при к-рой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский философ и публицист. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского антропологизма. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало — первоисточник бытия. Основные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека» и др. Человек, по мысли Б., микрокосм и заключает в себе все; существо многоэтажное, существо противоречивое, «личность человеческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жизни не только святость и соответствие библейским заповедям, но и свобод ное творчество. Пед. усилия д.б. направлены не на исправление человека, а на его развитие. Все люди способны. Творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека.
Беседа — 1. метод получения информации на основе верба (словесной) коммуникации; 2. метод обучения. Виды Б.: кате хизическая — репродуктивная, направлена на закрепление, повторение, проверку изученного материала путем воспроизведения; эвристическая — поисковая, направлена на подведение учащихся к новому знанию на основе имеющихся знаний, критическая — поиск истины через сомнение, к-рому подвергается каждый получаемый вывод; герменевтическая — беседа, направленная на формирование у учащихся умений понимания, толкования, объяснения, оценки текстов, произведений искусства, учебных материалов.
Бессознательное — совокупность психических процессов, а и состояний, протекающих вне сознания.
Бецкой Иван Иванович (1704-1795) — сподвижник Екатерины рой, много сделавший в области российского образования. Пр: содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, училище для мальчиков pas сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, коммерческое училище в Москве, Смольный институт благородных девиц в Петербурге с отделением для девочек-мещанок. Он стремился создать путем воспитания «новую породу людей» — образован дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством; третий чин людей, к-рые занимались бы промышленностью, ремеслами и торговлей. Эти люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.
Библиотерапия — см. Психотерапия.
Бисексуальность — 1. обладание личностью свойствами обе полов (андрогиния); 2. сексуальное влечение к лицам своей противоположного пола.
Бит(англ. Bit — binary digit) — минимальная двоичная единица измерения информации. Сочетания бит могут кодировать бук число, передавать сигнал, выполнять переключение или др. функции.
Бифуркация (в синергетике) — точка ветвления путей эволюции системы. Прохождение через точки ветвления, совершенный«набор» закрывает альтернативные пути и делает тем самым эволюционный процесс необратимым.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии XX в., преимущественно амер. Основатель Б. Джон Уотсон (1878—1958) — сформулировал его кредо: «Предметом психологии является поведение». Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить и регистрировать. Регистрировать можно только реакции и побуждающие их стимулы. Человек в концепции Б. — реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Отдельную линию в развитии Б. представляет система взглядов Б. Скиннера, к-рый сформулировал положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Оперантные реакции — те, к-рые не вызываются стимулом, а выделяются самим организмом и нек-рые из них оказываются правильными, обеспечивают достижение поставленной цели, и как результат — закрепляются. Др. направлением в Б. является теория соц. научения Д. Роттера.
Блонский Павел Петрович (1884-1941) — русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике: «Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др. Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Б. имеют пед. направленность.
Братские школы — учебные заведения, существовавшие в XVI— XVII вв. при братствах— национально-религиозных объединениях верующих Украины, Белоруссии и др. народов. Деятельность Б.ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания этих народов. В Б.ш. Украины, Белоруссии, Чехии и др. братских общин впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.
Бригадно-индивидуальное обучение — система обучения математике в начальных классах, разработанная в амер. университете, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в разнородных по составу (девочки и мальчики, хорошо, средне- и слабоуспевающие, разного этнического происхождения и др.) группах по 4— 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные программированные порции, и каждый ученик осваивает программу в собственном темпе. Работая в парах, учащиеся осуществляют взаимопроверку изученного. Такая система использовалась, когда в классах было значительное количество неуспевающих, что тормозило работу остальных.
Бригадно-лабораторный метод — одна из организационных форм обучения, применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах исследовательской работы учащихся. Учащиеся класса делились на бригады и работали по определенным заданиям от 2-х недель до 2-х м-цев. В задании указывалась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом.
Броузер, браузер (англ. to browse — просматривать) — программа для просмотра гипертекстовых документов.
Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale — будь здоров) — воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Концепция воспитания здорового человека: через нравственное, физическое и половое воспитание формирование индивидуального способа психосаморегуляции и пищевого поведения; через гигиенические, физиологические, экологические и мед. знания — к валеологически обоснованному образу жизни и соматическому здоровью.
Валеология школьная— отрасль науки, ставящая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. Задачи: изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов его определяющих; поиск и разработка средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработка методологических, теоретических и методических проблем валеологического содержания образования; разработка основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.
Валидность— комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
Вандализм — бессмысленное уничтожение чего-либо, разрушение культурных ценностей, насилие, не имеющее четкой цели.
Впадение— структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление пед. исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т. п. начинается с В., в к-ром раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы исследования.
Вдохновение— состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.
Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его сновные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Основой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конкретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми правами. Школы д.б. автономны от государства, что позволяло бы им организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В XX в. стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |