Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щественным сознанием 2 страница




 

 

Антипатия — чувство неприятия, отвращения.

 

 

Антиципация(от лат. anticipatio — предвосхищение) — способ­ность предвидеть

развитие событий, явлений, результатов действий.

 

 

Антагонизм — непримиримое противоречие; борьба против к.-н.; враждебность.

 

 

Антропогенный — связанный с происхождением человека и его деятельностью.

 

 

Антропокосмизм — философское и общенаучное воззрение, со­гласно к-рому человек,

его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощней­шим фактором. В концепции А. существенное значение имеет уподобление человеческого индивида вселенной — параллель «микро-» и «макрокосмоса», вера в планетарное единство чело­вечества, солидарность народов и диалог культур, что в педаго­гике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на по­становку и ненасильственное решение общечеловеческих про­блем и понимание себя как активной частицы мироздания.

 

 

Антропологизм — научная концепция (система взглядов), рас­сматривающая человека

как высшее и совершеннейшее произ­ведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоз­зренческой категорией, с позиций к-рой должно производить­ся исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

 

Антропология педагогическая — философская база воспи­тания, к-рая

позволяет понять структуру воспитания лишь соотнеся ее со структурой целостной природы чело­века; педагогически интерпретированное знание о приро­де и сущности развития личности, общества и познания; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский). Воспитание в А.п. понимается как ат­рибут человеческого бытия.

 

Антропология психологическая учение о природе, услови­ях развития

и становления субъектности, внутреннего мира человека.

 

Антропология философская учение о сущности человека, его

происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентировано на синтез конкретно-научных зна­ний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.

 

Антропология христианская учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека д. б. прояв­ление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Бо­жьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлю­щей, всеохватывающей целостности и самоценности как творческую и свободную личность. В нем ставятся зада­чи выработки принципов, руководствуясь к-рыми мож­но было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием для педаго­гики христианства.

 

 

Антрополого-гуманистический принцип (в пед.) — организация учебно-

воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

 

 

Антропософия — учение о человеке, развитое в начале XX в. Р. Штейнером, как

разновидность теософии. В А. делается упор на неортодоксально понятую христианскую мистику и европ. идеалистическую философию и подчеркивается принципиаль­ная общедоступность «высшего знания». Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включа­ющего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанно­му Штейнером и его последователями искусству телесных дви­жений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый чело­век способен пробудить дремлющие в нем «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания».

 

 

Апатия(от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, харак­теризующееся

снижением активности, эмоциональной пассив­ностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к со­бытиям окружающей действительности и ослаблением побуж­дений и интересов.

 

 

Апологет — активный, нередко предвзятый сторонник, защитник, приверженец.

 

 

Аппеляция— обжалование к.-л. постановления в высшую инстан­цию; обращение за

советом, поддержкой к к.-л. авторитетной инстанции, к общественному мнению.

 

 

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, за­паса знаний. Учет

особенностей А. учащихся в учебно-воспита­тельном процессе способствует положительному влиянию на содержание и направленность восприятия обучаемыми переда­ваемой информации.

 

 

Апостериори (от лат. a posteriori — из последующего) — происхо­дящее из опыта.

 

 

Априори (от лат. a priori — из предшествующего) — знание, пред­шествующее опыту и

независимое от него.

 

 

Апробация (от лат. approbatio — одобрение, признание) — одобре­ние, сделанное на

основе испытания, проверки.

 

 

Аргумент — суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение

истинности другого суждения (концепции, теории); основание (часть основания) доказательства. Обучать умению аргументировать следует с начальных классов.

 

 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреч. философ, к-рый систематизировал все

области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, актуальны и в наше время. Цель воспитания — гармоническое развитие всех сторон души (физическое, нравственное, умственное), воспитание де­ятельной, волевой, самостоятельной личности. Забота о воспи­тании граждан д. б. делом государства. Воспитание — средство укрепления государственного строя. Человек в той мере чело­век, в какой он гражданин. А. создал первую возрастную пери­одизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за при­родой (принцип природосообразности). Выступал против рав­ного с мужчинами образования для женщин.

 

 

Артефакт — 1. факт, не характерный для естественного течения дан­ного процесса и

вызванный искусственно; 2. продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем сама поро­дившая его культура.

 

 

Арттерапия — см. Психотерапия.

 

 

Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов, пере­ходящих из поколения

в поколение: образы Бога, матери и т. п. Термин введен К. Юнгом — швейц. психологом и психиатром. А. сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существу­ет в каждом из людей наряду с личным бессознательным и со­знанием. А. выступают основой общей структуры личности, ее поведения, мышления, наполняясь в течение жизни конкрет­ным содержанием.

 

 

Аскетизм — сознательное ограничение, обуздание человеком сво­их чувственных

влечений и желаний. А. содержит в себе раци­ональный смысл: утвердить приоритет духовных ценностей над ценностями низшего уровня (преходящими, материальны­ми). Проповедуется как высшая добродетель в христианском воспитании. Антипод А. — гедонизм — этический принцип, от­водящий высшее благо жизни удовольствию, чувственным наслаждениям.

 

 

Аспект — точка зрения, с к-рой рассматривается предмет, явление, понятие.

 

 

Ассоциация (в психол.) — связь между психол. явлениями, при к-рой актуализация

одного из них влечет за собой появление др.

 

 

Атеизм — система взглядов, отвергающая веру в Бога и сверхъес­тественные силы.

 

 

Атрибуция каузальная (от лат. attribuo — приписывать, наделять, causa — причина)

— интерпретация человеком межличностно­го восприятия причин и мотивов поведения др. людей на осно­ве домысливания недостающей информации. Эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение интерпрета­тора. Заложил основы изучения А.к. Ф. Хайдер. Выявлено, что в группах высокого уровня развития (коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

 

 

Аттестация образовательного учреждения — установление соот­ветствия

содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждение требованиям государствен­ных образовательных стандартов.

 

 

Аттестация педагогических работников — комплексная оценка уровня

квалификации, пед. профессионализма и продуктивно­сти деятельности работников образовательных учреждений.

 

 

Аттитюд(от фр. attitude — поза, положение) — субъективные ори­ентации индивидов

как членов группы на те или иные ценнос­ти, предписывающие определенные социально принятые спо­собы поведения. А. усваиваются с приобретением жизненного опыта и в процессе социализации, однако не являются чем-то неизменным.

 

 

Аттракт (в синергетике) — относительно устойчивое состояние системы, к-рое как бы

«притягивает к себе множество... траек­торий» системы; попадание системы в конус аттрактора приво­дит к неизбежной эволюции этого относительно устойчивого состояния.

 

 

Аттракция(от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — соци­ально-психическое

явление формирования восприятия одного человека др. как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на др. человека. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.

 

 

Аутентичный (от гр. authentikos — подлинный) — подлинный, до­стоверный.

 

 

Аутизм (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризу­ющееся замкнутостью,

отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружаю­щими. Термин, введеный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психичес­кого развития, так и применительно к нормальной психике, напр., как способ психол. защиты.

 

 

Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия

направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстрой­ствами. Основное средство коррекции — психотерапия.

 

Аутогенная тренировка — см. Психотерапия.

 

 

Аутоэротизм — направленность полового влечения на себя (нар­циссизм).

 

 

Аутсайдер (от англ. outsider — посторонний человек) — неудач­ник, человек, не

нашедший своего места в обществе.

 

 

Афазия — расстройство речи, вызванное поражением определен­ных участков мозга.

Проявляется в полной или частичной утра­те способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих.

 

 

Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно

кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтро­ля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в кри­тических обстоятельствах при неспособности человека найти адек­ватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром они находились во время их совершения.

 

Аффект неадекватности устойчивое отрицательное пе­реживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А.н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт ха­рактера. Дети в состоянии А.н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к не­гативизму и агрессии.

 

 

Аффектация — необычное искусственное возбуждение, неесте­ственность в речи,

жестах, манерах, излишняя активность по­ведения. Признак неискренности в общении, в поведении.

 

 

Аффилиация (от лат. affiliate — присоединять, присоединяться) — потребность

человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодейство­вать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. По последним исследованиям пед. направленности личности учителя эта потребность называется одной из основополагающих при определении профессиональ­ной пригодности к пед. деятельности.

 

 

Баден-Пауэл Р.С. (1857-1941) — британский полковник, иници­атор и организатор

скаутского движения (от англ. boy — маль­чик, scout — разведчик). В 1907 г. собрал 11—12-летних мальчи­ков на англ. острове Браунси в лагерь для бойскаутов. В програм­му работы первого лагеря для юных разведчиков входили беседы об армии и военной жизни, различные игры, физические уп­ражнения, соревнования. На основе полученного опыта Б.-П. написал книгу «Скаутизм для мальчиков». В 1909 г. он составил программу для девочек (герлскаутов).

 

 

База данных — совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования

данными для сбора, накопления и обработки больших информационных массивов; набор структурированных сведений об объектах одной предметной области; поименованная совокупность данных, организованных по определенным прави­лам, к-рые предусматривают общие принципы описания, хра­нения и манипулирования данными. Для взаимодействия с Б.д. используются системы управления базами данных (СУБД).

 

База данных реляционная — база данных, в к-рой присваи­ваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по к.-л. из них, по любой их ком­бинации.

 

 

Базисные педагогические традиции — система предельно общих стереотипов,

обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных со­циокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содер­жательное наполнение к-рых зависит от конкретно-историчес­кою состояния цивилизации. Определяются: целерационалъно, ориентируясь на достижение практического успеха, практичес­кого результата; ценностно-рационально, опираясь на принятую систему религиозных, этнических, идеологических, философских и т. п. ценностей; традиционно, основываясь на механическом воспроизведении привычки; аффективно, эмоционально, ба­зируясь на актуальных аффектах и чувствах (Г.Б. Корнетов).

 

 

Байт— набор двоичных элементов (битов), обрабатываемый как единое целое. Б.

состоит из 8 бит.

 

 

Бакалавр — в большинстве западных стран первая ученая сте­пень. В Великобритании

и США степень Б. присваивается окончившим университет или ряд др. высших учебных заве­дений после сдачи специальных экзаменов. Во Франции сте­пень Б. является свидетельством о сдаче специального экза­мена за курс средней школы и дает право поступления в уни­верситет. В России XIX в. Б. — действительный студент. Для этого студенту необходимо было окончить полный курс обу­чения в высшем учебном заведении и получить аттестат. В настоящее время Б. пытаются ввести в систему высшего об­разования.

 

 

Барьер общения — психол. трудности, возникающие в процессе общения, служащие

причиной конфликтов или препятствую­щих взаимопониманию и взаимодействию.

 

 

Барьер психологический — психическое состояние, проявляю­щееся в

неадекватной пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами возникно­вения Б.п. могут стать новизна и опасность ситуации, неожи­данная или негативная информация, отсутствие гибкости и бы­строты мышления.

 

 

Барьер смысловой (от франц. barriere — преграда, препятствие) —

взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б.с. проявляется во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его лич­ностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б.с. бывает трех видов: несовпа­дение ценностей воспитанника и воспитателя; неприятие вос­питанником формы и тона выражения требований педагога; не­приятие личности учителя.

 

 

Батавия-план — система индивидуализированного обучения, воз­никшая в Америке в

конце XIX в. в г. Батавия. С классом увели­ченной численности работали 2 учителя: основной учитель вел фронтальную работу на уроке, ассистент — индивидуальные занятия после уроков.

 

 

Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа

жизни (ОБЖ — основы безопасной жизнедеятельнос­ти) — 1. процесс формирования у подрастающего поколения осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия вредным привычкам; 2.формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на воде, в лесу, в турпоходах и др. опасных для жизни, экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, оползни, химическое и др. отрав­ления и т. п.).

 

 

Белл-Ланкастерская система — система взаимного обучения, при к-рой в

младшей школе старшие и более успевающие уче­ники (мониторы) под руководством учителя вели занятия с ос­тальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сто­ронники развивающего обучения.

 

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) — русский фило­соф и публицист.

На рубеже веков примыкал к легальному мар­ксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского антропологизма. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало — первоисточник бытия. Ос­новные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека» и др. Человек, по мысли Б., микрокосм и заключает в себе все; существо много­этажное, существо противоречивое, «личность человеческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жизни не толь­ко святость и соответствие библейским заповедям, но и свобод ное творчество. Пед. усилия д.б. направлены не на исправление человека, а на его развитие. Все люди способны. Творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека.

 

 

Беседа — 1. метод получения информации на основе верба (словесной) коммуникации;

2. метод обучения. Виды Б.: кате хизическая — репродуктивная, направлена на закрепление, повторение, проверку изученного материала путем воспроизведения; эвристическая — поисковая, направлена на подведение учащихся к новому знанию на основе имеющихся знаний, критическая — поиск истины через сомнение, к-рому подвергается каждый получаемый вывод; герменевтическая — беседа, направленная на формирование у учащихся умений понимания, толкования, объяснения, оценки текстов, произведений искусства, учебных материалов.

 

 

Бессознательное — совокупность психических процессов, а и состояний,

протекающих вне сознания.

 

 

Бецкой Иван Иванович (1704-1795) — сподвижник Екатерины рой, много

сделавший в области российского образования. Пр: содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, училище для мальчиков pas сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, коммерческое училище в Москве, Смольный институт благородных девиц в Петербурге с отделением для девочек-мещанок. Он стремился создать путем воспитания «новую породу людей» — образован дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством; третий чин людей, к-рые занимались бы промышленностью, ремеслами и торговлей. Эти люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.

 

 

Библиотерапия — см. Психотерапия.

 

 

Бисексуальность — 1. обладание личностью свойствами обе полов (андрогиния);

2. сексуальное влечение к лицам своей противоположного пола.

 

 

Бит(англ. Bit — binary digit) — минимальная двоичная единица измерения информации.

Сочетания бит могут кодировать бук число, передавать сигнал, выполнять переключение или др. функции.

 

 

Бифуркация (в синергетике) — точка ветвления путей эволюции системы.

Прохождение через точки ветвления, совершенный«набор» закрывает альтернативные пути и делает тем самым эво­люционный процесс необратимым.

 

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в пси­хологии XX в.,

преимущественно амер. Основатель Б. Джон Уотсон (1878—1958) — сформулировал его кредо: «Предметом психо­логии является поведение». Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюда­емыми реакциями. Мысли, сознание человека не подлежат изуче­нию, их нельзя измерить и регистрировать. Регистрировать мож­но только реакции и побуждающие их стимулы. Человек в концеп­ции Б. — реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведе­ние. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Отдельную линию в развитии Б. представляет система взглядов Б. Скиннера, к-рый сформули­ровал положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Оперантные реакции — те, к-рые не вызываются стимулом, а выделяются самим организ­мом и нек-рые из них оказываются правильными, обеспечивают достижение поставленной цели, и как результат — закрепляются. Др. направлением в Б. является теория соц. научения Д. Роттера.

 

 

Блонский Павел Петрович (1884-1941) — русский и советский педагог и психолог,

написал свыше 200 работ по философии, пси­хологии и педагогике: «Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др. Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значительную роль в формирова­нии личности отводил умственному труду, эстетическому, нрав­ственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопро­сы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Б. имеют пед. направленность.

 

 

Братские школы — учебные заведения, существовавшие в XVI— XVII вв. при

братствах— национально-религиозных объедине­ниях верующих Украины, Белоруссии и др. народов. Деятель­ность Б.ш. способствовала подъему культурной жизни и сохра­нению национального самосознания этих народов. В Б.ш. Ук­раины, Белоруссии, Чехии и др. братских общин впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная си­стема, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.

 

 

Бригадно-индивидуальное обучение — система обучения мате­матике в

начальных классах, разработанная в амер. университе­те, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в разнородных по составу (девочки и мальчики, хорошо, средне- и слабоуспева­ющие, разного этнического происхождения и др.) группах по 4— 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные програм­мированные порции, и каждый ученик осваивает программу в собственном темпе. Работая в парах, учащиеся осуществляют взаимопроверку изученного. Такая система использовалась, когда в классах было значительное количество неуспевающих, что тормозило работу остальных.

 

 

Бригадно-лабораторный метод — одна из организационных форм обучения,

применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах исследовательской работы учащих­ся. Учащиеся класса делились на бригады и работали по опреде­ленным заданиям от 2-х недель до 2-х м-цев. В задании указыва­лась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом.

 

 

Броузер, браузер (англ. to browse — просматривать) — программа для просмотра

гипертекстовых документов.

 

Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale — будь здоров) —

воспитание у учащихся потребности в здоровье, фор­мирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Концепция воспитания здорового человека: через нравственное, физическое и половое воспита­ние формирование индивидуального способа психосаморегуля­ции и пищевого поведения; через гигиенические, физиологи­ческие, экологические и мед. знания — к валеологически обо­снованному образу жизни и соматическому здоровью.

 

 

Валеология школьная— отрасль науки, ставящая своей целью исследование

системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. Задачи: изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факто­ров его определяющих; поиск и разработка средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обуче­ние и просвещение в данной сфере; разработка методологичес­ких, теоретических и методических проблем валеологического содержания образования; разработка основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

 

 

Валидность— комплексная характеристика метода исследования, включающая

сведения о том, пригодна ли методика для измере­ния того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

 

 

Вандализм — бессмысленное уничтожение чего-либо, разрушение культурных

ценностей, насилие, не имеющее четкой цели.

 

 

Впадение— структурная часть основного текста, представляющая собой начальную

главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление пед. исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т. п. начинается с В., в к-ром рас­крываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и за­дачи исследования, формулируется гипотеза, описываются ме­тоды исследования.

 

 

Вдохновение— состояние своеобразного напряжения и подъема ду­ховных сил,

творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искус­ства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетво­рение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.

 

 

Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) — русский педагог, теоретик и

пропагандист свободного воспитания. Его сновные работы: «Современный момент и свободное воспита­ние», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспита­ния и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственно­го воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовы­ваем». Основой воспитания должен выступать «сам индивиду­альный конкретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми правами. Школы д.б. автономны от государства, что позволяло бы им организовать независимое, самоуправляюще­еся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учрежде­ние, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В XX в. стал сторонником разработки кос­мической педагогики: «основою космического воспитания (вы­ступает) естественное единство воспитываемой личности с жиз­нью всего беспредельного космоса».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.