Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав педагогических наук




Функции педагогической науки и результаты научной деятельности

Педагогическая наука имеет следующие функции. Объясни­тельная функция: она состоит в том, что наука описывает педа­гогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким

законам, при каких условиях, почему протекают процессы вос­питания. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции — все это дают фундаментальные исследования.

Вторая функция науки преобразовательная, прикладная, прак­тическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом иссле­дований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного резуль­тата воспитания. Как в физике открытие ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения.

Прогностическая функция педагогики заключается в обосно­ванном предвидении развития педагогической реальности. От­крытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной: учащиеся будут учиться с помощью теле­коммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла отрасль науки о предвидении развития ПС — педаго­гическая футурология.

Некоторые ученые выделяют воспитательную (образователь­ную) функцию науки: знание само по себе, ставшее достоянием личности любым способом, оказывает формирующее воздействие на человека. Об этом знали древние: во многой мудрости есть много печали (Библия). Можно считать эту функцию науки сопутствующей.

Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах и пр.

Современное научное знание имеет тенденцию к дифферен­циации, к выделению областей изучения. Педагогика делится на ряд отраслей. История педагогики изучает развитие педагогиче­ских учений и практики от древних цивилизаций до современно­сти. Педагогика средней школы, дошкольная педагогика, педагогика начальной, высшей, профессионально-технической школ, производственная, военная педагогика — эти отрасли выде­ляются по уровню и содержанию обучения. В теоретической педа­гогике имеется теория воспитания и теория обучения —

дидактика. Кроме общей дидактики, есть частные дидактики, или предметные методики. Социальная педагогика изучает вос­питание, осуществляемое в среде проживания, прежде всего тех, кто подвергается риску и нуждается в поддержке: детей алкого­ликов, наркоманов, преступников, растущих в антисоциальном окружении. Имеется педагогика взрослых и андрогогика — о работе с пожилыми людьми. Дефектологическая педагогика занима­ется воспитанием слепых (тифлопедагогика), глухих (сурдопедагоги­ка), умственно отсталых (олигофренопедагогика). Сравнительная педагогика занимается анализом образования в разных странах. Пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Такова внутренняя система педагогических на­ук, развитие новых отраслей которой порождается развитием общества и науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.