Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биосоциальная природа личности




ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отно­шениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отноше­ниях». — Так К. Д. Ушинский понимает задачу педагога:

изучать природу ребенка. В науке имеются разные теории лич­ности. В зависимости от понимания сущности личности строят-

ся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретиче­ское, но и большое практическое значение.

Научно-материалистический взгляд на сущность человека утверждает: человек — биологический вид, высокоразвитое жи­вотное. способное к сознанию, речи, труду. Личность понимается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной дея­тельности и общении. Это означает, что природные задатки получают развитие только в социальной среде- Личность — системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе. По К.К. Платонову, выделяются четыре подструктуры личности:

биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;

психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.;

опыт: умения, навыки, знания, привычки;

направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр. Таким образом, материализм считает, что природа личности биосоциальна; в ней есть биологические структуры, на основе которых развивается собственно личностное начало.

Иначе понимают сущность человека религиозные учения. Христианство, в частности, учит, что природа человека двойст­венна, в ней есть человеческое, греховное начало (тело,душа) и божественное, высшее — дух. Смысл человеческой жизни — приближение к богу, спасение, очищение через выполнение заповедей, духовный опыт. Сущность человека духовна и изна­чально задана верховными сверхчувственными силами.

3. Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы: подсознание («Оно»), сознание, разум ("Я") и сверхсознание ("сверх-Я"). Природной и разрушительно опасной основой личности 3. Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле «стимул-реакция», рассматривая личность как набор поведенческих реакций в от­вет на ситуации. Развитие личности происходит путем выработ­ки правильных реакций на внешние стимулы.

Как видно, и идеалистические, и материалистические уче­ния выделяют в личности природные, низшие, пласты и высшие структуры (дух, направленность, сверх-Я), однако объясняют

природу последних по-разному: дух имеет сверхчувственные ис­точники; направленность обусловлена социальным окружением человека, его общественной природой.

Понятие «индивидуальность» дополняет характеристику личности и означает конкретного человека с присущими только ему психофизиологическими и личностными свойствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.