Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как целенаправленный процесс 5. 1. Сущность процесса воспитания




ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определения понятий развитие и воспитание личности. 2 Сформулируйте, каковы отношения между этими процес­сами. См. текст 4.2.

3. Назовите факторы развития личности.

4. Сформулируйте три взгляда на их роль в развитии: биологизаторский, социологизаторский, научно-материалистический. См. текст 4.2.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

В разделе излагаются основы теории воспитания, которая является частью педагогики и изучает закономерности, содержа­ние, методы, средства, условия воспитательной работы.

Воспитательный процесс в средней школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обуче­ние и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более слож­ным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспита­ния состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план лично­сти, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознатель­но организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, цен­ностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избе­гать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятель­ности детей, результат действий педагога выражается в качествен­ных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную

отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия:

взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педа­гогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер:

на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегри­ровать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино — сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процес­сом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания шко­лы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания раскрывается как последовательное ре­шение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

диагностика (изучение) воспитанников и определение задач

воспитания;

проектирование, планирование воспитательной деятельности

(разработка содержания, методов, форм);

организация педагогического взаимодействия (реализация

планов);

проверка, оценка результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.