Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование мировоззрения школьников




Мировоззрение — это система философских, научных, социаль­но-политических, нравственных, эстетических взглядов и убежде­ний человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания. В коммунистический период развития России это были диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах может происхо­дить отход от материализма к другим мировоззренческим концепци­ям. В конфессиональных школах России формируется религиозное мировоззрение.

Закон РФ об образовании говорит, что содержание образова­ния должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и сту­пени обучения (ст.14, п.2). Там же сказано, что содержание образования должно «.„учитывать разнообразие мировоззренче­ских подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст.14, п.4). Совре­менная отечественная педагогика, как это видно из Закона, неопределенно высказывается о необходимости формирования одного мировоззрения для всех. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения шко­лой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует

считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи, хотя разумно принять прин­цип толерантности (терпимости) к взглядам учащихся.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа уче­ников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечива­ется отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных сообра­жений. Можно считать, что в отечественной педагогике и школе учитель традиционно выступает как носитель норм и идеалов вполне определенного мировоззрения.

Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений, которые прояв­ляются в разных видах деятельности, способность совершенство­вать свои знания и деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.