Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования сознания




Основные понятия и классификация методов

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Задания на усвоение и проверку

1. Раскройте сущность процесса воспитания через описание следующих понятий: интерироризация, организация развиваю­щей деятельности, взаимодействие воспитателя и учеников, фак­торы воспитания.

2. Вставьте недостающее.

Цикл педагогической деятельности:

диагностика воспитанности...... воспитательного процесса организация...

 

См.текст 5.1

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов:

связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр.

4. Продолжите фразы.

Результативный критерий оценки воспитания состоит в том...

Процессуальный критерий оценки воспитания означает...

5. Назовите основные характеристики современной россий­ской концепции воспитания по цели, содержанию, методам и формам. В чем ее отличие от коммунистического воспитания в недавнем прошлом русской школы?

6. Охарактеризуйте зарубежные подходы к воспитанию.

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятель­ности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов веспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания уча­щихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источ­ники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, обществен­ная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, вклю­чающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, созда­ние эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание.

Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выде­лены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно ко­торой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский). 1 гр. Методы формиро-

вания сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы орга­низации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимули­рования деятельности и поведения.

Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формирова­нии личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. Ниже охарактеризо­ваны методы воспитания по данной и другим классификациям.

Синонимичное название — методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции: формиро­вание знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школь­ников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, источник методов убеждения — слово, сообщение и обсуждение информа­ции. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздейст­вия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе мето­дов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, при­мер, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение — это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. В каждой из этих форм требуется информа­тивность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические пробле­мы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Беседа и диспут — такие методы, где имеет место интеллекту­альная и эмоциональная активность самих школьников. Воспита­тельная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформу­лировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Ре­зультатом обсуждения должно быть не обязательное согласие

всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Его фун­кции — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активи­зация собственной душевной работы детей. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер кото­рого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный харак­тер и более самостоятельно. В юности оно опирается на актив­ную внутреннюю работу. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, ро­дители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые сред­ствами массовой информации, искусством. Нередко массовая культура отрицательно действует на детей и подростков.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко опи­сывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при снижен­ной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разра­батывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К. Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются также элементы психоло­гического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.