Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении 2 страница




В последнее время явно снизилась роль формальных коллективов (школьный класс, учебно-производственная группа) в самовоспита­нии учащихся. Более значительное влияние приобретают нефор­мальные молодежные объединения. Поэтому требует переосмысле­ния и один из незыблемых принципов воспитания — воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива. В условиях развития частной собственности, предпринимательства и других форм хозяй­ствования социоцентристская ориентация все более будет сменяться эгоцентрической, и не учитывать этого нельзя.

Не умаляя роли и значения коллектива в побуждении учащихся к самовоспитанию, отметим, что приоритет коллектива в теории и практике воспитания был обусловлен социалистической спецификой нашего общества. Зарубежные ученые обычно не отождествляют та­кие понятия, как «коллектив» и «группа» и не без достаточных на то оснований. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова под коллекти-


вом понимается «группа лиц, объединенных общей работой или об­щими интересами».

Большинство учащихся входит в состав самопроизвольно возни­кающих групп и объединений, связывающих свои надежды с удовлет­ворением тех запросов и потребностей, которые игнорирует офици­альный коллектив. Неформальные группы и объединения характери­зуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности, принадлежностью к определенному месту жи­тельства. Степень влияния учащихся друг на друга внутри нефор-1 мальных групп значительно выше, чем в учебной группе.

Очевидно, будущие молодые рабочие должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений. В этих целях важно расширять сферу общения учащихся, в первую очередь, с про­изводственными коллективами, в которых действуют современные формы организации и стимулирования труда. Новое, передовое поло­жительно влияет на сознание и поведение учащихся.

Подведем итоги. Стимулирование самовоспитания эффективно, если соблюдаются следующие условия: осуществляется единство пе­дагогической диагностики самовоспитания и самопознания учащих­ся, учитывается их предшествующий опыт, уровень и особенности работы над собой. Важно придать самовоспитанию будущего молодо­го рабочего профессионально-нравственный характер работы над со­бой, направить его на развитие качеств, необходимых для преодоле­ния трудностей, которые могут возникнуть в процессе предстоящей работы.

Самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитатель­ный процесс и внеучебную работу профессионального училища, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности, доброжелательной критики и самокритичного отношения к себе. На­иболее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются самовоспитанием. Личностно ориентиро­ванное воспитание требует от педагогов новой позиции и нового стиля отношений с учащимися. В учебно-воспитательном процессе они дол­жны быть равноправными партнерами.

6.3. Индивидуализация Индивидуализация - относи-

профессионального воспитания тельн0 новыи теРмин дтеоРии и
в училищах практики воспитания. Гораздо ча-

ще используется понятие «индиви­дуальный подход», которое рассматривается как принцип, средство, способ или условие достижения целей, поставленных учителем, как целенаправленный подбор методов преподавания или формирования личности учащегося с учетом его особенностей и возможностей. Се­годня понятие «индивидуализация», вводимое в теорию и практику воспитания, больше соответствует современным требованиям, предъ­являемым к образовательной деятельности. Оно означает такое по­строение взаимодействия педагога и учащегося, такую организацию


окружающей среды, при которых приоритетной становится личность ученика с его интересами, способностями, возможностями, перспек­тивами. По существу, индивидуализация обучения и воспитания сво­дится к развитию личности подрастающего человека, а не к использо­ванию его индивидуальных особенностей в каких-либо иных, хотя бы и гуманных целях.

Ориентация на развитие личности и индивидуальности учащегося означает новый подход к выбору средств достижения этой цели: органи­зация воспитательного процесса требует не только конкретных методи­ческих приемов, целевых мероприятий, но использованию таких интег­ральных условий, как окружающая среда, личностное общение с педа­гогом, сплоченность педагогического коллектива. Индивидуализация воспитания невозможна вне педагогической системы, которая предпо­лагает соподчинение, структурирование разнообразных воспитатель­ных факторов на основе стержневой идеи или принципа.

Что означает внедрение принципа индивидуализации в практику профессионального воспитания, как конкретизируются высказанные теоретические положения в условиях подготовки будущих рабочих? Отвечая на этот вопрос, заметим, что в период социально-професси­онального становления молодого человека изменяются его позиции, окружение, образ жизни. Соответственно перестраивается сознание и самосознание бывшего школьника, меняются мотивы и ценности, критерии самооценки и оценки труда окружающих. Происходит ос­воение (принятие или отторжение) ценностей определенной соци­альной среды и профессиональной общности, особенно в период вхождения в производственный коллектив. Учащийся развивается как субъект труда, с присущими ему целями, активностью и саморе­гуляцией, мотивами и способами деятельности. Процесс развития достаточно сложен и противоречив. Большинство молодых людей в этот период нуждается в помощи: им хочется осмыслить происходя­щие перемены. Оптимизация процесса развития учащегося как субъ­екта профессиональной деятельности, формирование самосозна­ния — вот в чем сущность профессионального воспитания в училище.

Самосознание здесь выступает ведущим, системообразующим фактором. В процессе развития и обучения человека у него форми­руются новые знания, умения, мотивы, способности. Для педагога уровень сформированности каждого из этих качеств существует как объективный результат воспитания и обучения. Его можно оценить, диагностировать, выявить. Важно осознать, каким видит себя сам учащийся, как относится к себе, на основе каких критери­ев строит свою самооценку и как те же самые проявления он оце­нивает в других. Именно это субъективное отношение учащегося к самому себе и любому из своих качеств (обязательно в сравнении с оценкой окружающих — взрослых и сверстников) является предме­том индивидуализированного воспитания, кто бы его ни осуществ­лял — преподаватели, мастер производственного обучения, родите­ли, администраторы.


Вышеизложенное позволяет конкретизировать и предмет профес­сионального воспитания: обучение формирует профессиональную подготовленность человека; воспитание же, помогая ее осознать, оце­нить, способствует формированию отношения к ней, способствуя сна­чала самооценке, а затем и саморегуляции. У человека появляется возможность иначе взглянуть и на проблему индивидуализации про­фессионального воспитания: учащиеся различаются не только (и не столько) уровнем развития тех или иных способностей, но и собствен­ным представлением о себе и своих возможностях. Но почему, собст­венно, представление о себе (более широко — «Образ-Я», «Я-концеп-ция») имеет такое большое значение для индивидуализации профес­сионального воспитания? Краткий ответ таков: потому что появляется чувство уверенности, возникает убеждение «я могу». Бес­сознательная или сознательная оценка своих возможностей служит стержнем для формирования своеобразия личности, становится его индивидуальностью.

В этом случае учащемуся требуется помощь со стороны воспитате­ля с тем, чтобы он осознал возможности своего самоутверждения и самовыражения, спланировал долговременные цели и смыслы жизни, пути, средства и способы их достижения.

Знание объективных характеристик индивидуальности учащего­ся, его отношение к профессии, трудностям, конкретным видам рабо­ты, его социально-профессиональных ориентации необходимо, но не­достаточно для индивидуализации профессионального воспитания. Важно то, как соотносится его представление о себе с той конкретной обстановкой в учебной группе, которая складывается с первых дней обучения в училище. Известно, что в группе очень быстро начинают выделяться более активные, более сильные, умеющие выражать себя, постоять за свою независимость подростки. В зависимости от того, какие ценностные ориентации у мастера производственного обуче­ния и у лидеров, каковы возможности проявить себя в данной среде, каковы критерии при оценке мастера и преподавателей у большинст­ва учащихся, в группе складывается определенная обстановка, кото­рую каждый ученик воспринимает и оценивает по-своему с точки зрения возможности проявить и выразить себя.

Мастеру, воспитателю важно учитывать ситуацию, возникающую у первокурсников в связи с тем, в каком положении каждый из них оказывается: «лидера», «середняка», «оппозиционера», «отверженно­го», «отстающего», «непризнанного» и т.п. Следует учитывать, что каждую из этих позиций по-разному может оценивать мастер, препо­даватели, сверстники и сам ученик.

Выделим четыре основных типа профессионального становления, которые условно можно обозначить как реалистический, профессио­нальный, коммуникативный, узкопрактический. Однако каждый из названных типов имеет условное название. Возможны различные затруднения в социальной адаптации. Каждый тип проблемной ситу­ации образуется из сочетания трех характеристик:


1) преобладает материальная или содержательная направлен­
ность;

2) доминирует ориентация на перспективные цели или потребно­сти сегодняшнего дня (иначе говоря — это способность противостоять трудностям профессионального становления или подчиненность сию­минутным желаниям);

3) преобладает ориентация на точность или скорость в работе, преимущественное развитие предметного или словесного (вербально­го) мышления.

Сочетание трех показателей — направленности, целеустрем­ленности и способностей — характеризует варианты проблемных ситуаций в профессиональном развитии учащихся, что требует от педагога индивидуального подхода к профессиональному воспита­нию. Более четко тип проблемной ситуации проявляется во втором полугодии, когда учащиеся начинают выполнять более сложные, т.е. комплексные виды работ в производственных мастерских. В начале обучения можно говорить лишь о тенденциях. Но знание типичных проблем позволит мастеру самому определить затрудне­ния воспитанников.

Далее охарактеризуем различные типы профессионального раз­вития. Первым из них назовем — РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ и ВНУТ­РЕННЕ КОНФЛИКТНЫЙ. Учащиеся, которые относятся к этим подтипам, различаются между собой готовностью тратить усилия, напрягаться ради завтрашних целей. Для обоих подтипов свойст­венна явно выраженная ориентация на заработок, профессия восп­ринимается как основное средство для материального благополу­чия; проявляется конкретно-предметное мышление. У одних уча­щихся выражена целеустремленность, другие живут сегодняшним днем. Субъективные проблемы у первых возникают из-за медлен­ного продвижения вперед в профессиональном развитии, недостат­ком навыков и умений, плохими условиями обучения. Вторые оза­бочены внутренним конфликтом между такого же рода ориентаци-ями и недостатком воли, который часто оценивается субъективно как лень, отсутствие заинтересованности, несправедливое отноше­ние мастера.

Выделим ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ и РАЗВИВАЮЩИЙСЯ тип профессионального становления. Для учащихся обоих подтипов ха­рактерна ориентация на содержание труда, они особо ценят отноше­ние окружающих к их усилиям, уважение и признание их способно­стей, проявления профессионализма. Для них характерно понятий­но-предметное мышление, которое просматривается в лучшем владении профессиональной терминологией, понятиями. Они хоро­шо воспринимают суть производственных заданий.

Различаются эти подтипы, как и в первом варианте, целеустрем­ленностью. Субъективные противоречия одних определяются нереа-лизованностью внутреннего потенциала, несоответствием ожиданий и профессиональных требований по критерию сложности — просто-


ты. Неинтересно учиться, потому что, по их представлениям, им предлагают облегченные задания, а сами же они готовы на боль­шее. У других субъективные трудности связаны с тем, что не хва­тает сил, целеустремленности, чтобы конкурировать с лидерами, быть первыми. Блокирована, по их оценке, возможность быть при­знанными, утвердиться через мастерство. Заметим, что ко второму и третьему году обучения они заметно взрослеют, крепнет и само­сознание.

Третьим назовем КОММУНИКАТИВНЫЙ и НЕЗАВИСИМЫЙ тип профессионального развития. Учащихся объединяет их матери­альная направленность и ориентация на работу в сфере человеческих отношений. Проявляются вербальный интеллект, организаторские способности. Различаются эти подтипы по значимости для учащихся завтрашних планов, готовности что-то делать ради долговременных целей. Субъективные проблемы многих ребят связаны с ориентацией на профессию, далекую от той, что они получают в училище. Призна­вая полезность навыков для жизни, для семьи, профессиональное обучение воспринимают как неинтересное занятие. Они не загруже­ны в полную меру своих возможностей. Активнее, чем другие, стре­мятся к занятиям спортом. Хотят в будущем поменять профессию и работать в сферах обслуживания, коммерции, предпринимательства, тренерской и педагогической работы.

У некоторых учащихся проявляются скептичность, критичность, иногда враждебность и агрессивность к окружающим людям, иногда асоциальная направленность. Профессию воспринимают как беспо­лезную, обучение в училище как вынужденное пребывание до совер­шеннолетия или получения среднего образования.

Немало учащихся можно отнести к узкопрактическому и незрело­му типу профессионального становления. Они похожи тем, что ори­ентированы в большей степени на отношение окружающих, чем на материальные ценности; характерно стремление защитить и повы­сить свою самооценку. Неуверенность в себе ситуативна, просматри­вается прагматизм в мотивации. Характерно слабо развитое, конк­ретное мышление. Большинство с неразвитой речью. Различаются эти подгруппы ребят упорством, старательностью, значимостью за­втрашней перспективы. Не получая долгое время положительной оценки, успеха в овладении профессией, учащиеся с узкопрактиче­ской направленностью перестают стараться, стремятся сменить про­фессию, предпочитая ее приобрести на краткосрочных курсах. Для многих ребят характерно незрелое, неоформившееся отношение к профессиональному будущему, которое может измениться в лучшую сторону к третьему курсу при наличии индивидуального подхода со стороны мастера и преподавателей.

Субъективные представления учащихся о целостной ситуации их профессионального становления являются психологической основой педагогической системы индивидуализации профессионального вос­питания. В качестве самостоятельных структурно-функциональных


элементов данной системы следует выделить следующие организаци­онные направления: 1) теоретическое и производственное обучение с учетом стиля мышления и специальных способностей учащихся; 2) включение во внеучебную деятельность с учетом направленности, интересов и склонностей учащихся; 3) налаживание общения и вза­имодействия в учебной и внеучебной деятельности, способствующих разрешению субъективных проблем учащихся; 4) организация соци­ально-психологической службы, поддерживающей моральную и профессиональную устойчивость будущих специалистов, рабочих в соответствии с индивидуальным стилем деятельности, мышления, общения.

Специальные исследования показали, что у учащихся неодно­кратно изменяются приоритеты по мере развития их потребностно-смысловой сферы и способностей на разных этапах вхождения в про­фессию. Так, при ее выборе наиболее значимы для подростка собст­венные интересы и склонности; при выборе учебного заведения более пристально оцениваются собственные способности и возможности. При поступлении в училище важно сочетание всех этих факторов, усиливается значение престижа и социальной перспективности буду­щей профессии.

На первом году обучения в первом полугодии особо важно завое­вание позиции в новой учебной группе, а со второго полугодия само­оценку все более определяет представление о способностях относи­тельно выбранной профессии. Изменения приоритетов отмечены в начале и в конце второго курса, когда на первый план выходит оценка будущего социального положения и образа жизни, а также в период выхода на производственную практику, когда согласовываются все факторы на новом уровне самосознания. В соответствии с изменяю­щимися ценностными запросами учащихся строится система психо­лого-педагогических задач в процессе индивидуализированного про­фессионального воспитания.

На этапе формирования контингента училища требуется исполь­зование просвещенческих и информационно-рекламных материа­лов, предлагаемых школьникам таким образом, чтобы они раскрыва­ли возможность реализации разного рода социально-профессиональ­ных ценностей, помогали преодолеть трудности самоопределения, учитывали психологические закономерности выбора профессии в подростковом возрасте.

На этапе вхождения в профессию и в учебную группу ключевое значение приобретают поощрение, поддержка усилий и старательно­сти учащихся на теоретических и практических занятиях. Основные пути индивидуализированного профессионального воспитания — это формирование мотивации достижения, развития волевого усилия и саморегуляции, становление индивидуального стиля деятельности, усиление творческой направленности.

По мере утверждения в собственных профессиональных способно­стях и возможностях более четко проявляются субъективные пробле-


мы профессионального развития. В каждом конкретном случае от воспитателя требуется сопоставление направленности, способностей, усилий и статуса ученика в группе, выявление его субъективных затруднений, создание благоприятных условий для развития. В одних ситуациях важнее внимание к творческим стремлениям ученика, в других — привлечение к дополнительной практической или органи­заторской деятельности, в третьих — индивидуальное дозирование нагрузок, постоянная поддержка. И каждый раз надо создавать обста­новку понимания субъективных трудностей ученика, вести совмест­ный с ним поиск оптимальных путей преодоления трудностей про­фессионального развития.

С переходом на второй курс особое значение приобретает обсуж­дение с учащимися путей социального самоутверждения, развитие мировоззренческих, гражданских взглядов, сопоставление целей и средств их достижения при рассмотрении жизненной перспективы. Усложняется внутренний мир учащегося, возникают разные мотивы в конфликтных и проблемных ситуациях, усиливаются противоречия развития ролевого самосознания. И все это надо учитывать мастеру-наставнику. К концу второго года обучения для многих нужно вы­брать дальнейший путь специализации, что также требует индивиду­ального подхода.

Третий курс — время выхода на производство. На этом этапе возможны различные формы педагогической помощи старшекурсни­кам: совместный анализ проблем адаптации на производстве в новых отношениях, поиск возможностей самоутверждения и определения перспектив профессионального развития и, главное, помощь в адек­ватной оценке действий кадровых рабочих на производстве, чтобы практиканты могли понять позицию специалиста, работающего на производстве долгий срок.

В современных условиях для многих третьекурсников (а в лице­ях — на четвертом) актуальной становится проблема трудоустройст­ва, формирования умений представить свои возможности и способно­сти работодателю, дать себе объективную характеристику, уметь ориентироваться в стилях поведения и общения людей разного типа, правильно оценивать свои силы. Все это предстоит обсудить с учащи­мися в предвыпускной период.

На каждом этапе проблемы связаны между собой, вытекают одна из другой, обусловлены характерными для каждого ученика особен­ностями восприятия и оценки ситуации. Психические новообразова­ния одного периода развития органически включаются в более общие структуры личности и индивидуальности, возникающие в дальней­шем. Кроме того, этапы развития, выделенные проблемы и периоды обучения совпадают между собой у большинства, но не у всех уча­щихся: одни опережают своих сверстников в социально-профессио­нальной зрелости, другие запаздывают. Соответственно усложняется динамика педагогических задач по индивидуализации профессио­нального воспитания.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

7Л. Профессиональное Профессиональная ориентация

самоопределение личности — рассматривается как система взаи-целостный непрерывный процесс модействия личности и общества

(различного на определенных эта­пах развития человека), направленная на удовлетворение потребно­сти личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, кото­рая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессио­нального самоопределения как процесса формирования отношения лич­ности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие дан­ной проблемы.

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью — социологический подход;

2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством кото­рых индивид формирует баланс между собственными предпочтения­ми и потребностями системы разделения труда в обществе — соци­ально-психологический подход;

3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, час­тью которого являются профессиональная деятельность — диффе­ренциально-психологический подход.

С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» — концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профес­сиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Первый этап — эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется поло­жительное отношение к профессиональному миру (людям труда, их


занятиям), вырабатываются первоначальные трудовые умения в до­ступных ему видах деятельности.

Второй этап — пропедевтический — I—III (IV) классы. В этот период у младших школьников важно вызвать добросовестное отно­шение к труду, сделать так, чтобы они осознали его роль в жизни человека и общества, развить интерес к профессии родителей и бли­жайшего производственного окружения. Это пора определения нрав­ственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распро­страненным профессиям, основанного на практической вовлеченно­сти учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Третий этап — поисково-зондирующий — I V(V)—VII классы — это этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценно­стей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Четвертый этап — VIII—IX классы — период развития професси­онального самосознания — сформированное™ у школьников лично­стного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлени­ями о ценностях с их реальными возможностями.

Пятый этап — охватывает учащихся X—XI классов — период уточнения социально-профессионального статуса. С учащимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности.

Субъектами шестого этапа становятся учащиеся профессиональ­ной школы и студенты высших учебных заведений. В этот период они включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовят­ся к ней, приобретая опыт жизнедеятельности в трудовом коллек­тиве.

Седьмой этап — развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификацию, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Процесс профессионального самоопределения предполагает и пе­реориентацию (в случае необходимости) на другую профессиональ­ную деятельности с учетом предшествующего профессионально-со­циального опыта и индивидуальных возможностей личности.

7.2. Формирование Формирование профессиональ-

профессионального ного самоопределения личности

самоопределения учащейся осуществляется в ходе специаль-

молодежи средствами но организованной научно-прак-

профессиональной ориентации тической деятельности — профес­сиональной ориентации, рассмат­риваемой как система равноправного взаимодействия личности и об­щества на определенных этапах развития человека, оптимально соот-


ветствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конку­рентоспособных кадрах.

Основными средствами формирования профессионального само­определения учащихся в системе профессиональной ориентации яв­ляются:

Профессиональная информация и просвещение — информиро­вание учащихся о кадровом запросе рынка труда, о требованиях про­фессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях вы­бора профессии.

Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практиче­ское выполнение законченных циклов, элементов, характеризую­щих профессиональную деятельность на различных уровнях: техно­логическом, функциональном и творческом.

Профессиональная консультация — оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии, соответствующей индивиду­альным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурен­тоспособных кадрах, возможностях трудоустройства и обучения по выбираемой профессии, специальности.

Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и ус­пешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

Профессиональная адаптация — процесс включения, вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, тре­бований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и прави­лах и достижение им в оптимально короткое время требуемой произ­водительности труда.

Для профессиональной информации и профессионального просве­щения характерны информационные методы: лекция, беседа, экс­курсия, работа с профессиоведческой, научно-популярной литерату­рой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

Для развития интересов, склонностей и способностей использу­ются профессиональные пробы (моделирование, практическое вы­полнение законченных циклов, элементов, характеризующих про­фессиональную деятельность на различных уровнях: технологиче­ском, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практические работы; твор­ческие задания.

В процессе профконсультирования используются групповые и ин­дивидуальные формы работы, профориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуще­ствлять целостный подход и исследовать все сферы личности: мотива-ционно-потребностную, эмоционально-волевую, характерологиче­скую, интеллектуальную и коммуникативную.


Для профессионального отбора характерны специальные мето­ды диагностики, направленные на выявление профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Как правило, отбор осуществляется в специальных лабораторных ус­ловиях.

В ходе социально-профессиональной адаптации используются ри­туальные методы (посвящение в профессию, вручение трудовой пу­тевки), наставничество, шефство, моральные и материальные стиму­лы, различные формы повышения квалификации и др.

Основанием для выбора методов может служить схема построения личного профессионального плана — (модифицированный вариант схемы ЛПП Е.А. Климова), построенная на основе ориентировочной модели деятельности.

Схема построения личного включает следующие этапы:

—общая ориентировка в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее каждому рассчитывать на профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.