КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении 2 страница
В последнее время явно снизилась роль формальных коллективов (школьный класс, учебно-производственная группа) в самовоспитании учащихся. Более значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Поэтому требует переосмысления и один из незыблемых принципов воспитания — воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива. В условиях развития частной собственности, предпринимательства и других форм хозяйствования социоцентристская ориентация все более будет сменяться эгоцентрической, и не учитывать этого нельзя. Не умаляя роли и значения коллектива в побуждении учащихся к самовоспитанию, отметим, что приоритет коллектива в теории и практике воспитания был обусловлен социалистической спецификой нашего общества. Зарубежные ученые обычно не отождествляют такие понятия, как «коллектив» и «группа» и не без достаточных на то оснований. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова под коллекти- вом понимается «группа лиц, объединенных общей работой или общими интересами». Большинство учащихся входит в состав самопроизвольно возникающих групп и объединений, связывающих свои надежды с удовлетворением тех запросов и потребностей, которые игнорирует официальный коллектив. Неформальные группы и объединения характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности, принадлежностью к определенному месту жительства. Степень влияния учащихся друг на друга внутри нефор-1 мальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Очевидно, будущие молодые рабочие должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений. В этих целях важно расширять сферу общения учащихся, в первую очередь, с производственными коллективами, в которых действуют современные формы организации и стимулирования труда. Новое, передовое положительно влияет на сознание и поведение учащихся. Подведем итоги. Стимулирование самовоспитания эффективно, если соблюдаются следующие условия: осуществляется единство педагогической диагностики самовоспитания и самопознания учащихся, учитывается их предшествующий опыт, уровень и особенности работы над собой. Важно придать самовоспитанию будущего молодого рабочего профессионально-нравственный характер работы над собой, направить его на развитие качеств, необходимых для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в процессе предстоящей работы. Самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального училища, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности, доброжелательной критики и самокритичного отношения к себе. Наиболее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются самовоспитанием. Личностно ориентированное воспитание требует от педагогов новой позиции и нового стиля отношений с учащимися. В учебно-воспитательном процессе они должны быть равноправными партнерами. 6.3. Индивидуализация Индивидуализация - относи- профессионального воспитания тельн0 новыи теРмин д™ теоРии и ще используется понятие «индивидуальный подход», которое рассматривается как принцип, средство, способ или условие достижения целей, поставленных учителем, как целенаправленный подбор методов преподавания или формирования личности учащегося с учетом его особенностей и возможностей. Сегодня понятие «индивидуализация», вводимое в теорию и практику воспитания, больше соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности. Оно означает такое построение взаимодействия педагога и учащегося, такую организацию окружающей среды, при которых приоритетной становится личность ученика с его интересами, способностями, возможностями, перспективами. По существу, индивидуализация обучения и воспитания сводится к развитию личности подрастающего человека, а не к использованию его индивидуальных особенностей в каких-либо иных, хотя бы и гуманных целях. Ориентация на развитие личности и индивидуальности учащегося означает новый подход к выбору средств достижения этой цели: организация воспитательного процесса требует не только конкретных методических приемов, целевых мероприятий, но использованию таких интегральных условий, как окружающая среда, личностное общение с педагогом, сплоченность педагогического коллектива. Индивидуализация воспитания невозможна вне педагогической системы, которая предполагает соподчинение, структурирование разнообразных воспитательных факторов на основе стержневой идеи или принципа. Что означает внедрение принципа индивидуализации в практику профессионального воспитания, как конкретизируются высказанные теоретические положения в условиях подготовки будущих рабочих? Отвечая на этот вопрос, заметим, что в период социально-профессионального становления молодого человека изменяются его позиции, окружение, образ жизни. Соответственно перестраивается сознание и самосознание бывшего школьника, меняются мотивы и ценности, критерии самооценки и оценки труда окружающих. Происходит освоение (принятие или отторжение) ценностей определенной социальной среды и профессиональной общности, особенно в период вхождения в производственный коллектив. Учащийся развивается как субъект труда, с присущими ему целями, активностью и саморегуляцией, мотивами и способами деятельности. Процесс развития достаточно сложен и противоречив. Большинство молодых людей в этот период нуждается в помощи: им хочется осмыслить происходящие перемены. Оптимизация процесса развития учащегося как субъекта профессиональной деятельности, формирование самосознания — вот в чем сущность профессионального воспитания в училище. Самосознание здесь выступает ведущим, системообразующим фактором. В процессе развития и обучения человека у него формируются новые знания, умения, мотивы, способности. Для педагога уровень сформированности каждого из этих качеств существует как объективный результат воспитания и обучения. Его можно оценить, диагностировать, выявить. Важно осознать, каким видит себя сам учащийся, как относится к себе, на основе каких критериев строит свою самооценку и как те же самые проявления он оценивает в других. Именно это субъективное отношение учащегося к самому себе и любому из своих качеств (обязательно в сравнении с оценкой окружающих — взрослых и сверстников) является предметом индивидуализированного воспитания, кто бы его ни осуществлял — преподаватели, мастер производственного обучения, родители, администраторы. Вышеизложенное позволяет конкретизировать и предмет профессионального воспитания: обучение формирует профессиональную подготовленность человека; воспитание же, помогая ее осознать, оценить, способствует формированию отношения к ней, способствуя сначала самооценке, а затем и саморегуляции. У человека появляется возможность иначе взглянуть и на проблему индивидуализации профессионального воспитания: учащиеся различаются не только (и не столько) уровнем развития тех или иных способностей, но и собственным представлением о себе и своих возможностях. Но почему, собственно, представление о себе (более широко — «Образ-Я», «Я-концеп-ция») имеет такое большое значение для индивидуализации профессионального воспитания? Краткий ответ таков: потому что появляется чувство уверенности, возникает убеждение «я могу». Бессознательная или сознательная оценка своих возможностей служит стержнем для формирования своеобразия личности, становится его индивидуальностью. В этом случае учащемуся требуется помощь со стороны воспитателя с тем, чтобы он осознал возможности своего самоутверждения и самовыражения, спланировал долговременные цели и смыслы жизни, пути, средства и способы их достижения. Знание объективных характеристик индивидуальности учащегося, его отношение к профессии, трудностям, конкретным видам работы, его социально-профессиональных ориентации необходимо, но недостаточно для индивидуализации профессионального воспитания. Важно то, как соотносится его представление о себе с той конкретной обстановкой в учебной группе, которая складывается с первых дней обучения в училище. Известно, что в группе очень быстро начинают выделяться более активные, более сильные, умеющие выражать себя, постоять за свою независимость подростки. В зависимости от того, какие ценностные ориентации у мастера производственного обучения и у лидеров, каковы возможности проявить себя в данной среде, каковы критерии при оценке мастера и преподавателей у большинства учащихся, в группе складывается определенная обстановка, которую каждый ученик воспринимает и оценивает по-своему с точки зрения возможности проявить и выразить себя. Мастеру, воспитателю важно учитывать ситуацию, возникающую у первокурсников в связи с тем, в каком положении каждый из них оказывается: «лидера», «середняка», «оппозиционера», «отверженного», «отстающего», «непризнанного» и т.п. Следует учитывать, что каждую из этих позиций по-разному может оценивать мастер, преподаватели, сверстники и сам ученик. Выделим четыре основных типа профессионального становления, которые условно можно обозначить как реалистический, профессиональный, коммуникативный, узкопрактический. Однако каждый из названных типов имеет условное название. Возможны различные затруднения в социальной адаптации. Каждый тип проблемной ситуации образуется из сочетания трех характеристик: 1) преобладает материальная или содержательная направлен 2) доминирует ориентация на перспективные цели или потребности сегодняшнего дня (иначе говоря — это способность противостоять трудностям профессионального становления или подчиненность сиюминутным желаниям); 3) преобладает ориентация на точность или скорость в работе, преимущественное развитие предметного или словесного (вербального) мышления. Сочетание трех показателей — направленности, целеустремленности и способностей — характеризует варианты проблемных ситуаций в профессиональном развитии учащихся, что требует от педагога индивидуального подхода к профессиональному воспитанию. Более четко тип проблемной ситуации проявляется во втором полугодии, когда учащиеся начинают выполнять более сложные, т.е. комплексные виды работ в производственных мастерских. В начале обучения можно говорить лишь о тенденциях. Но знание типичных проблем позволит мастеру самому определить затруднения воспитанников. Далее охарактеризуем различные типы профессионального развития. Первым из них назовем — РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ и ВНУТРЕННЕ КОНФЛИКТНЫЙ. Учащиеся, которые относятся к этим подтипам, различаются между собой готовностью тратить усилия, напрягаться ради завтрашних целей. Для обоих подтипов свойственна явно выраженная ориентация на заработок, профессия воспринимается как основное средство для материального благополучия; проявляется конкретно-предметное мышление. У одних учащихся выражена целеустремленность, другие живут сегодняшним днем. Субъективные проблемы у первых возникают из-за медленного продвижения вперед в профессиональном развитии, недостатком навыков и умений, плохими условиями обучения. Вторые озабочены внутренним конфликтом между такого же рода ориентаци-ями и недостатком воли, который часто оценивается субъективно как лень, отсутствие заинтересованности, несправедливое отношение мастера. Выделим ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ и РАЗВИВАЮЩИЙСЯ тип профессионального становления. Для учащихся обоих подтипов характерна ориентация на содержание труда, они особо ценят отношение окружающих к их усилиям, уважение и признание их способностей, проявления профессионализма. Для них характерно понятийно-предметное мышление, которое просматривается в лучшем владении профессиональной терминологией, понятиями. Они хорошо воспринимают суть производственных заданий. Различаются эти подтипы, как и в первом варианте, целеустремленностью. Субъективные противоречия одних определяются нереа-лизованностью внутреннего потенциала, несоответствием ожиданий и профессиональных требований по критерию сложности — просто- ты. Неинтересно учиться, потому что, по их представлениям, им предлагают облегченные задания, а сами же они готовы на большее. У других субъективные трудности связаны с тем, что не хватает сил, целеустремленности, чтобы конкурировать с лидерами, быть первыми. Блокирована, по их оценке, возможность быть признанными, утвердиться через мастерство. Заметим, что ко второму и третьему году обучения они заметно взрослеют, крепнет и самосознание. Третьим назовем КОММУНИКАТИВНЫЙ и НЕЗАВИСИМЫЙ тип профессионального развития. Учащихся объединяет их материальная направленность и ориентация на работу в сфере человеческих отношений. Проявляются вербальный интеллект, организаторские способности. Различаются эти подтипы по значимости для учащихся завтрашних планов, готовности что-то делать ради долговременных целей. Субъективные проблемы многих ребят связаны с ориентацией на профессию, далекую от той, что они получают в училище. Признавая полезность навыков для жизни, для семьи, профессиональное обучение воспринимают как неинтересное занятие. Они не загружены в полную меру своих возможностей. Активнее, чем другие, стремятся к занятиям спортом. Хотят в будущем поменять профессию и работать в сферах обслуживания, коммерции, предпринимательства, тренерской и педагогической работы. У некоторых учащихся проявляются скептичность, критичность, иногда враждебность и агрессивность к окружающим людям, иногда асоциальная направленность. Профессию воспринимают как бесполезную, обучение в училище как вынужденное пребывание до совершеннолетия или получения среднего образования. Немало учащихся можно отнести к узкопрактическому и незрелому типу профессионального становления. Они похожи тем, что ориентированы в большей степени на отношение окружающих, чем на материальные ценности; характерно стремление защитить и повысить свою самооценку. Неуверенность в себе ситуативна, просматривается прагматизм в мотивации. Характерно слабо развитое, конкретное мышление. Большинство с неразвитой речью. Различаются эти подгруппы ребят упорством, старательностью, значимостью завтрашней перспективы. Не получая долгое время положительной оценки, успеха в овладении профессией, учащиеся с узкопрактической направленностью перестают стараться, стремятся сменить профессию, предпочитая ее приобрести на краткосрочных курсах. Для многих ребят характерно незрелое, неоформившееся отношение к профессиональному будущему, которое может измениться в лучшую сторону к третьему курсу при наличии индивидуального подхода со стороны мастера и преподавателей. Субъективные представления учащихся о целостной ситуации их профессионального становления являются психологической основой педагогической системы индивидуализации профессионального воспитания. В качестве самостоятельных структурно-функциональных элементов данной системы следует выделить следующие организационные направления: 1) теоретическое и производственное обучение с учетом стиля мышления и специальных способностей учащихся; 2) включение во внеучебную деятельность с учетом направленности, интересов и склонностей учащихся; 3) налаживание общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности, способствующих разрешению субъективных проблем учащихся; 4) организация социально-психологической службы, поддерживающей моральную и профессиональную устойчивость будущих специалистов, рабочих в соответствии с индивидуальным стилем деятельности, мышления, общения. Специальные исследования показали, что у учащихся неоднократно изменяются приоритеты по мере развития их потребностно-смысловой сферы и способностей на разных этапах вхождения в профессию. Так, при ее выборе наиболее значимы для подростка собственные интересы и склонности; при выборе учебного заведения более пристально оцениваются собственные способности и возможности. При поступлении в училище важно сочетание всех этих факторов, усиливается значение престижа и социальной перспективности будущей профессии. На первом году обучения в первом полугодии особо важно завоевание позиции в новой учебной группе, а со второго полугодия самооценку все более определяет представление о способностях относительно выбранной профессии. Изменения приоритетов отмечены в начале и в конце второго курса, когда на первый план выходит оценка будущего социального положения и образа жизни, а также в период выхода на производственную практику, когда согласовываются все факторы на новом уровне самосознания. В соответствии с изменяющимися ценностными запросами учащихся строится система психолого-педагогических задач в процессе индивидуализированного профессионального воспитания. На этапе формирования контингента училища требуется использование просвещенческих и информационно-рекламных материалов, предлагаемых школьникам таким образом, чтобы они раскрывали возможность реализации разного рода социально-профессиональных ценностей, помогали преодолеть трудности самоопределения, учитывали психологические закономерности выбора профессии в подростковом возрасте. На этапе вхождения в профессию и в учебную группу ключевое значение приобретают поощрение, поддержка усилий и старательности учащихся на теоретических и практических занятиях. Основные пути индивидуализированного профессионального воспитания — это формирование мотивации достижения, развития волевого усилия и саморегуляции, становление индивидуального стиля деятельности, усиление творческой направленности. По мере утверждения в собственных профессиональных способностях и возможностях более четко проявляются субъективные пробле- мы профессионального развития. В каждом конкретном случае от воспитателя требуется сопоставление направленности, способностей, усилий и статуса ученика в группе, выявление его субъективных затруднений, создание благоприятных условий для развития. В одних ситуациях важнее внимание к творческим стремлениям ученика, в других — привлечение к дополнительной практической или организаторской деятельности, в третьих — индивидуальное дозирование нагрузок, постоянная поддержка. И каждый раз надо создавать обстановку понимания субъективных трудностей ученика, вести совместный с ним поиск оптимальных путей преодоления трудностей профессионального развития. С переходом на второй курс особое значение приобретает обсуждение с учащимися путей социального самоутверждения, развитие мировоззренческих, гражданских взглядов, сопоставление целей и средств их достижения при рассмотрении жизненной перспективы. Усложняется внутренний мир учащегося, возникают разные мотивы в конфликтных и проблемных ситуациях, усиливаются противоречия развития ролевого самосознания. И все это надо учитывать мастеру-наставнику. К концу второго года обучения для многих нужно выбрать дальнейший путь специализации, что также требует индивидуального подхода. Третий курс — время выхода на производство. На этом этапе возможны различные формы педагогической помощи старшекурсникам: совместный анализ проблем адаптации на производстве в новых отношениях, поиск возможностей самоутверждения и определения перспектив профессионального развития и, главное, помощь в адекватной оценке действий кадровых рабочих на производстве, чтобы практиканты могли понять позицию специалиста, работающего на производстве долгий срок. В современных условиях для многих третьекурсников (а в лицеях — на четвертом) актуальной становится проблема трудоустройства, формирования умений представить свои возможности и способности работодателю, дать себе объективную характеристику, уметь ориентироваться в стилях поведения и общения людей разного типа, правильно оценивать свои силы. Все это предстоит обсудить с учащимися в предвыпускной период. На каждом этапе проблемы связаны между собой, вытекают одна из другой, обусловлены характерными для каждого ученика особенностями восприятия и оценки ситуации. Психические новообразования одного периода развития органически включаются в более общие структуры личности и индивидуальности, возникающие в дальнейшем. Кроме того, этапы развития, выделенные проблемы и периоды обучения совпадают между собой у большинства, но не у всех учащихся: одни опережают своих сверстников в социально-профессиональной зрелости, другие запаздывают. Соответственно усложняется динамика педагогических задач по индивидуализации профессионального воспитания. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 7Л. Профессиональное Профессиональная ориентация самоопределение личности — рассматривается как система взаи-целостный непрерывный процесс модействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения. Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы. Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения: 1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью — социологический подход; 2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе — социально-психологический подход; 3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность — дифференциально-психологический подход. С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» — концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека. Первый этап — эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру (людям труда, их занятиям), вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности. Второй этап — пропедевтический — I—III (IV) классы. В этот период у младших школьников важно вызвать добросовестное отношение к труду, сделать так, чтобы они осознали его роль в жизни человека и общества, развить интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения. Это пора определения нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. Третий этап — поисково-зондирующий — I V(V)—VII классы — это этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Четвертый этап — VIII—IX классы — период развития профессионального самосознания — сформированное™ у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Пятый этап — охватывает учащихся X—XI классов — период уточнения социально-профессионального статуса. С учащимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявился устойчивый интерес и способности. Субъектами шестого этапа становятся учащиеся профессиональной школы и студенты высших учебных заведений. В этот период они включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней, приобретая опыт жизнедеятельности в трудовом коллективе. Седьмой этап — развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификацию, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности. Процесс профессионального самоопределения предполагает и переориентацию (в случае необходимости) на другую профессиональную деятельности с учетом предшествующего профессионально-социального опыта и индивидуальных возможностей личности. 7.2. Формирование Формирование профессиональ- профессионального ного самоопределения личности самоопределения учащейся осуществляется в ходе специаль- молодежи средствами но организованной научно-прак- профессиональной ориентации тической деятельности — профессиональной ориентации, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соот- ветствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся в системе профессиональной ориентации являются: Профессиональная информация и просвещение — информирование учащихся о кадровом запросе рынка труда, о требованиях профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии. Развитие интересов, склонностей и способностей в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом. Профессиональная консультация — оказание индивидуальной помощи учащимся в выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах, возможностях трудоустройства и обучения по выбираемой профессии, специальности. Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. Профессиональная адаптация — процесс включения, вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда. Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекция, беседа, экскурсия, работа с профессиоведческой, научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств. Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, лабораторно-практические работы; творческие задания. В процессе профконсультирования используются групповые и индивидуальные формы работы, профориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуществлять целостный подход и исследовать все сферы личности: мотива-ционно-потребностную, эмоционально-волевую, характерологическую, интеллектуальную и коммуникативную. Для профессионального отбора характерны специальные методы диагностики, направленные на выявление профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Как правило, отбор осуществляется в специальных лабораторных условиях. В ходе социально-профессиональной адаптации используются ритуальные методы (посвящение в профессию, вручение трудовой путевки), наставничество, шефство, моральные и материальные стимулы, различные формы повышения квалификации и др. Основанием для выбора методов может служить схема построения личного профессионального плана — (модифицированный вариант схемы ЛПП Е.А. Климова), построенная на основе ориентировочной модели деятельности. Схема построения личного включает следующие этапы: —общая ориентировка в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее каждому рассчитывать на профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |