КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении 3 страница
—осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что можно считать исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества; —выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотнесение ее с другими важными жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми); —выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем — конкретной специальности и конкретных трудовых постов); —познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений); —общая ориентировка в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях); —представления о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее более реалистично оценивать перспективу их достижения; —знание путей преодоления этих препятствий; —знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального «Я»); —знание путей преодоления внутренних препятствий и подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также общее представление о возможностях и перспективах своего развития (образ идеального «Я» и пути стремления к нему); —выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения; — первоначальная практическая реализация намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекция, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в самом человеке. Системообразующим средством формирования профессионального самоопределения является специальный интегративный учебный курс для учащихся VIII—XI классов «Твоя профессиональная карьера». Он способствует актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда; развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях. Профессиональное самоопределение личности осуществляется в процессе преподавания основ наук, экономической, технологической и профессиональной подготовки. Перспективны профили дифференцированного обучения в специализированных классах и школах гуманитарного, физико-математического, химико-биологического, технического, сельскохозяйственного, экономического и т.п. профилей в учебных цехах, филиалах училищ, лицеях, колледжах, мастерских народных умельцев, а также индивидуальное ученичество ремеслу по прикладным художественным видам труда. Не менее значимы учебно-производственные комплексы различного профиля, школьные заводы, кооперативы, творческие объединения и др. Технология (ранее трудовое обучение) как обязательный учебный предмет должна способствовать полноценному владению взаимосвязанными способами познания и преобразования окружающего мира, воспитанию и развитию личности школьников. Начальное профессиональное обучение призвано решать двуединую задачу: обеспечение профессиональных проб для самоопределения в мире профессий; осуществление подготовки к работе по определенной специальности для обеспечения социальной защиты выпускников школ. Экономическое образование предполагает создание предметной базы для приобретения необходимых знаний, навыков и умений, организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений. 7.3. Задачи и этапы Содержание профориентацион- профориентационной работы нои Работы в Учебн°м заведении профессиональной школы фессионального самоопределения и развитие учащихся, формирование готовности к эффективному поведению на рынке труда. Опыт теории и практики профессиональной ориентации позволяет выделить три ее этапа для молодежи, поступившей в профессио- нальную школу: начало учебы — «вводный» этап; период интенсивного освоения специальности — «развивающий» этап; окончание и последующее трудоустройство (либо продолжение образования) — «выпускной» этап. Выделим типичные трудности, характерные для каждого из этапов, а также наметим задачи, которые стоят перед педагогами. Первый этап. Вот типичные трудности этого этапа: 1) незавершенность процесса профессионального самоопределения (приход в учебное заведение обусловлен случайными обстоятельствами); 2) низкое качество принятого и реализованного решения (в начале обучения обнаруживаются факты, которые не были учтены прежде); 3) плохое понимание себя, собственных возможностей, ценностей, желаний, характера и т.д. 4) поверхностное представление о выбранной профессии, целях, содержании и средствах будущей профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах, вариантах и особенностях будущей трудовой занятости; 5) смутное видение (отсутствие) образовательной и профессиональной перспективы и плана освоения профессии. В этот период решаются следующие задачи. Педагоги оказывают помощь в завершении профессионального самоопределения. Вместе с учащимися анализируют желания, возможности и значимость выбранной профессии, пытаются выяснить, почему именно эту профессию хочется осваивать, за счет чего это можно сделать, каково место и общественное и личное значение выбранной профессии. На этом же этапе уточняется принятое решение. Ученик должен освоить способы самопознания, обнаружить «области превосходства», выявить профессионально важные свои качества, а также индивидуальные и личностные ограничители, препятствующие будущему профессиональному успеху. Ему надо помочь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости, а также обучении навыкам планирования карьеры. Решение задач первого этапа позволяет ответить на вопрос «быть или не быть?» в этой профессии, создать настрой на дальнейшее профессиональное обучение, обрести устойчивость и энергию для повседневных, не всегда легких и приятных учебных действий. На втором, «развивающем» этапе происходит интенсивное освоение специальности. К числу типичных трудностей отнесем такие, как смутное представление жизненных и профессиональных целей, отсутствие развернутого плана карьеры; размытость недифференцированной позиции профессионала; отсутствие представлений о личной профессиональной траектории; несформированность ряда профессионально-важных качеств (ПВК); несформированность общекультурных и деловых качеств; отсутствие профессионального мастерства. К числу задач, которые решаются в этот период, отнесем следующие: составление развернутого плана карьеры; формирование позиции профессионала; определение личностно-ориентированных, гибких путей и способов освоения профессии и вхождения в профессио- нальную культуру; диагностика (самодиагностика) профессионально важных качеств, их тренинг, формирование основ индивидуального стиля деятельности; развитие общекультурных качеств, навыков анализа, ориентировки в ситуации, саморегуляции, делового общения; формирование профессиональных знаний, навыков и умений. Решение задач второго этапа позволяет ответить на вопрос «каким быть?», т.е. имеются в виду профессионализм, на который ориентируется учащийся, а также пути, способы и сроки достижения уровня мастерства. В период окончания и последующего трудоустройства возникают такие трудности: неконкретность (отсутствие) плана трудоустройства (или иной формы занятости); отсутствие адаптационной готовности к поведению на рынке труда; смутное, нереалистичное представление о ситуации на рынке труда; отсутствие эффективных навыков поведения в новой ситуации. Перечислим задачи, которые решаются на этом этапе: построение реалистичного плана карьеры в процессе вхождения в рынок труда; тренинг навыков адаптации на рабочем месте и в коллективе, а также навыков и способов создания собственного дела; обсуждение ситуации на современном рынке труда, формирование способов анализа ее. Важное значение имеет тренинг навыков поведения на рынке труда: освоение способов составления планов поиска, поискового письма, профессионального резюме, навыков поискового телефонного звонка, проведения собеседования с работодателем и т.д. Решение этих задач позволяет ответить на вопрос «как обеспечить профессиональную реализацию?» за счет построения плана карьеры и формирования готовности к активному поведению на рынке труда. 7.4. Задачи, содержание и Целью профессионального отбо- методы профессионального ра является прогнозирование при- отбора годности человека к овладению профессией, специальностью, достижения им требуемого уровня мастерства, успешности выполнения профессиональных обязанностей на трудовом посту. Условно можно выделить два основных смысла профессионального отбора. Первый связан с выявлением готовности человека к конкретной профессиональной деятельности в данный момент. Второй смысл состоит в том, чтобы построить прогноз успешности (или неуспешности) профессионального развития данного человека в конкретной деятельности. В данном случае психолог-профконсультант имеет дело с человеком развивающимся, у которого еще все впереди, в том числе и в плане подготовки к профессии. Выделим следующие направления профессионального отбора: 1) «отсев» претендентов на профессии с особыми условиями труда, проводимый, как правило, уже при трудоустройстве человека (в школе такая работа может носить лишь предварительный характер, но ни в коем случае обязательный); 2) профессиональный отбор (подбор) человека применительно к массовым, т.е. пригодным для большинства профессий (поскольку по своим способностям многие люди для таких профессий пригодны, то особую значимость приобретает психологическая диагностика учащихся); 3) профотбор по медико-психологическим основаниям (лучше проводить в тесном взаимодействии с врачами, психофизиологами или клиническими психологами); 4) психологическая диагностика профессиональной готовности и ее корректировка непосредственно в ходе профессиональной подготовки и последующей деятельности; 5) построение долгосрочного прогноза успешности профессионального развития человека применительно к конкретной деятельности, т.е. выявление наиболее перспективных для данной деятельности претендентов не на основании имеющихся качеств, а на основании прогноза их развития. Разнообразные направления профотбора обусловливают необходимость поиска и конструирования соответствующих методов работы профконсультанта. Метод наблюдения может оказаться достаточно эффективным, если использовать его грамотно, т.е. знать, что именно наблюдать, как фиксировать и интерпретировать результаты наблюдения. Идеалом использования данного метода является постепенное формирование готовности учащегося к самонаблюдению (самопознанию, самодиагностике). Немало полезной информации о развитии профессиональных способностей можно получить с помощью тестов. Результаты использования подобных методик нередко создают у молодежи дополнительный интерес к себе, к своим профессионально важным качествам. В диагностике и самодиагностике способностей важно научить учащихся простым и понятным средствам самооценки. Для этого можно использовать, например, опросники самооценки, специальные схемы анализа и самоанализа ситуаций профессионального и жизненного самоопределения. Метод беседы также может оказаться очень эффективным средством профессионального отбора. Беседы бывают стандартизированными (стандартизированное интервью), когда у психолога имеется перечень обязательных вопросов, а также относительно свободными (открытое интервью), позволяющими касаться самых различных и неожиданных вопросов. Умело организованная беседа часто позволяет получить более качественную информацию, чем это удается с помощью психодиагностических методик (тестов). В ходе профессиональной подготовки и выполнения непосредственной работы в целях коррекции и развития профессионально важных качеств могут быть использованы элементы профотбора с использованием таких методов, как специальные тренажеры, моделирующие основные трудовые действия и выявляющие готовность человека эти действия выполнять. В этих целях могут быть использованы различные задания и задачи в соответствии с осваиваемой профессиональной деятельностью. Такого рода профессиональный отбор может проводить преподаватель-специалист, если он предварительно ознакомлен с его основами. Несколько сложнее обстоит дело с методами долгосрочного прогнозирования профессиональной успешности будущей работы, оценить перспективы своего развития. Этим целям служат различные профориентационные игры, специальные карточные профконсульта-ционные методики, позволяющие моделировать этапы профессионального пути человека и дающие возможность участнику таких игровых процедур «проговаривать» свои будущие действия, а консультанту такие методики позволяют в общих чертах оценить, насколько обоснованно действует подросток, насколько способен реализовать свои профессиональные намерения. Выбирая и используя методы профотбора, необходимо отчетливо понимать, какие задачи и на каком уровне специалист решает при оказании помощи в профессиональном самоопределении учащемуся. 7.5. Содержание, формы и Профессиональную адаптацию методы профессиональной человека нельзя сводить только к адаптации приспособлению его организма к природным условиям. Человека, его сознание, поведение, ориентации, потребности и т.д. формирует общество, поэтому адаптация его к среде не ограничивается рамками биологического приспособления. Этот процесс приобретает качественно новый характер. Когда на определенных этапах человек способен приспособить среду «к себе» и использовать ее «для себя». Адаптация человека — сложное явление, включающее не только сохранение и применение в данных условиях своих биологических, но и социальных функций: способности участвовать в общественно полезном труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать оптимальные условия для физического, духовного и социального благополучия. Процесс адаптации человека включает в себя сложные, многогранные взаимоотношения с внешней средой. Профессиональная адаптация — длительный процесс, включающий два этапа: подготовительный и непосредственный. Непосредственный этап осуществляется уже в ходе профессиональной деятельности на производстве. Но гораздо большее значение имеет подготовительный этап профориентации как психологическая подготовка к тому виду труда, который подростку предстоит выполнять (или обучаться ему) после окончания школы. Профадаптация во многом определяется тем, насколько успешно будущий работник, получив специальность, освоил необходимый минимум знаний (когнитивный компонент); навыков и умений (операциональный компонент); в какой степени он обладает чувством долга, ответственности, дисциплинированности, проявляет уважение к коллегам (нравственный компонент); насколько быстро запоминает определенные взаимосвязи и какой стиль мышления использует для анализа этих связей (имманентный компонент); насколько творчески относится к своей трудовой роли (креативный компонент). Среди факторов, влияющих на процесс адаптации молодежи к труду, выделим следующие: объем знаний о профессиях, востребованных рынком труда на ближайшую и дальнюю перспективу; положительная мотивация, влияющая на формирование устойчивого интереса к труду, склонности и стремления реализовать себя в профессиональной деятельности; морально-психологическая подготовка, обеспечивающая формирование эмоционально-нравственного отношения к профессии; способность и готовность, способствующие успешному вхождению в профессиональную, социальную деятельность трудового коллектива. Среди активных форм, обеспечивающих реализацию указанных факторов, успешно зарекомендовали себя на практике следующие: экскурсии, оборудование адаптационных рабочих мест для подростков, составление адаптационных программ, проведение производственной практики под руководством опытных наставников, организация трудовых объединений на производстве; направленность всех учебных дисциплин на связь с жизнью, производственным, социокультурным окружением; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки на широкой политехнической основе; экономическое образование и воспитание учащихся на конкретных и реальных фактах. Важнейшим условием эффективной адаптации молодежи является система подготовки «гибкого работника», цель которой — отбор и обучение не по одной, а по двум-трем специальностям с обязательным повышении квалификации на протяжении всей трудовой деятельности. Реализации этого условия служат: обучение учащихся по индивидуальным программам и индивидуальным планам; организация профессиональных проб в различных сферах труда: человек — человек; человек — природа; человек — техника; человек — знаковая система; целевая профессиональная подготовка молодежи, прошедшей обучение с учетом специфики будущей деятельности и готовой выполнять работу в конкретной должности на конкретном рабочем месте. Например, слесаря-монтажника, слесаря-ремонтника, слесаря механосборочных работ и др. В заключение назовем основные педагогические принципы, с помощью которых обеспечивается успешность адаптационных процессов учащихся: совместная деятельность, в которой учащийся выступает не как объект обучения и воспитания, а как субъект — активный участник и сотворец; интенсификация, достигаемая за счет интегрирования содержания подготовки к профессиональной адаптации, использования активных, инновационных методов, средств обучения и воспитания, создания вариативных программ для индивидуальной адаптации; перемена ролей, реализуемая на основе личностно-ролевого подхода к обучению, интенсификация профессиональной подготовки путем организации содержательного и целенаправленного обучения подростков с преподавателями, мастерами производственного обучения, специалистами трудового коллектива, родителями, в форме коллективно-группового обучения, что способствует формированию у них навыков самооценки и взаимооценки личностных качеств, самопознанию и самоопределению; единство формирующего и диагностического подходов с учетом индивидуализации процесса профессиональной адаптации в условиях конкретной профессиональной деятельности, что требует использования диагностики личности, результаты которой служат основанием для разработки и различных вариантов адаптационных средств.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |