КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая направленность управления
Педагогическая направленность управленческой деятельности учебного заведения предусматривает подчинение всех задач достижению основной цели — подготовить молодое поколение к успешному вхождению в социально-производственную сферу жизни. Выдвигаемые руководителем учебного заведения задачи, планы, важнейшие мероприятия должны быть проработаны и обсуждены в коллективе. Позиция руководителя будет понятна и одобрена, если в его действиях присутствует последовательность и настойчивость в достижении поставленных задач. Руководители училища должны строить свои отношения с педагогическим коллективом на основе взаимной требовательности и уважения. Требовательность руководителя училища окажет действенное влияние на коллектив, если будет сочетаться с высокой дисциплинированностью его самого. Он должен дать возможность педагогам проявить инициативу и творчество. Директор лицея или училища возглавляет всю учебно-воспитательную работу. Он использует методы педагогического воздействия и на обучающихся, и на педагогов. Этим обусловлено его место в педагогическом коллективе. Преподаватели и мастера производственного обучения должны видеть в нем эрудированного и компетентного руководителя, товарища. Примером деловитости и педагогической целеустремленности в руководстве инженерно-педагогическими кадрами является директор Невского политехнического профессионального лицея г. Санкт-Петербурга С.Н. Иванов. Проанализировав социально-экономическую ситуацию в области подготовки специалистов для системы коммунального хозяйства, он разработал обоснованную концепцию оптимизации профессионального обучения в лицее. По инициативе директора здесь разработаны новые программы производственного обучения, предусматривающие переход от операционно-предметной к интегративно-модульной системе. Новая программа включает девять модулей: модуль видов работ по формированию организационно-планирующих и коммуникативных знаний, навыков и умений; модуль видов работ, обеспечивающих формирование общепрофессиональных, технологических и ре-монтно-наладочных знаний, навыков и умений; модуль видов работ, обеспечивающих формирование базовых общеслесарных знаний, навыков и умений; шесть модулей специализации, содержащих такие виды работ, которые обеспечивают получение квалификационного разряда по каждой из шести специальностей интегрированной группы профессий. В лицее создан учебно-производственный комплекс, позволивший отработать все включенные в программу виды работ, связанные с изготовлением и обслуживанием инженерно-технических систем коммунального хозяйства. Интегративно-модульная система производственного обучения и современные технологии обучения в учебно-производственном комплексе позволили воспроизвести организационно-экономические и технологические ситуации, имеющие место на действующих предприятиях коммунального хозяйства. В содержание обучения были введены творческие учебные задания, способствующие формированию организационно-экономических и коммуникативных знаний, навыков и умений, необходимых специалисту для профессиональной деятельности. Опыт С.Н. Иванова показал, что в современных социально-экономических условиях, когда нет возможности полноценной организации производственной практики на предприятиях, наиболее эффективной является такая ее форма, как учебный завод, позволяющая решать учебно-производственные задачи путем воспроизведения условий производства. В соответствии с методикой С.Н. Иванова, производственное обучение на учебном заводе проходит в составе учебных бригад. Это адекватно формам организации труда на производстве и способствует адаптации будущих рабочих в трудовом коллективе. В своем исследовании С.Н. Иванов пришел к важному для профессиональной подготовки выводу о том, что в условиях новых экономических отношений возрастает роль социально-экономического аспекта производственной деятельности работника и его профессионально-культурного развития. Возникновение предприятий коммунального хозяйства, принадлежащих к различным организационно-правовым формам, изменило характер труда рабочих в направлении от прямого взаимодействия со средствами труда к усилению отношений с коллегами и заказчиками. Эффективность их работы может быть обеспечена за счет повышения качества и уровня профессионального образования и воспитания конкурентоспособного специалиста. Приведенный выше пример показывает, как важно включать в рамки управленческой деятельности научно-педагогический и организационно-педагогический аспекты, сосредотачивая основное внимание на ключевой проблеме, определяющей результаты деятельности коллектива лицея. Перед нами пример деловой педагогической целеустремленности директора-профессионала, который достигает цели управления профессиональным лицеем. В повседневной работе директор правильно распределяет участки работы. Он ставит общие и конкретные задачи перед всем коллективом и каждым сотрудником. Особое внимание он уделяет мерам обеспечения исполнительной дисциплины и высокой ответственности каждого за порученный участок работ. Одна из причин успешной деятельности руководителя лицея заключается в том, что он последовательно проводит в жизнь принцип контроля за каждым принятым решением, проверяет выполнение каждого поручения. Коллектив знает, что директор потребует выполнения намеченных планов до конца, и никогда на забудет о данных поручениях. Это постоянное внимание дисциплинирует каждого члена коллектива. Задания, данные отдельным сотрудникам, директор фиксирует в деловом блокноте. На каждом заседании педагогического совета он анализирует работу, проделанную по решению предыдущего заседания. Бывают виды работ, которые выполняет сам директор. В этих случаях он информирует педагогический совет о ходе работы и ее результатах. Для сотрудников он — пример дисциплинированности и исполнительности. В процессе работы руководителям профессионально-технических учебных заведений приходится решать различные вопросы: педагогические, административные, хозяйственные, юридические, финансовые и др. Все их не может и не должен решать директор. Ведь смысл его деятельности заключается в том, чтобы подчиненных мобилизо- вать на достижение общей цели. Нужно уметь распределить по участкам всю работу, чтобы каждый сотрудник знал свое дело, отвечал за него и мог самостоятельно его выполнять. Нужно также передавать работникам училища некоторые управленческие полномочия. При этом могут практиковаться как персональные поручения, так и работы комиссий и возложение на них определенных задач, подготовка справок, отчетов, проведение анализа и т.д. Передача управленческих поручений — одно из средств обучения и воспитания тех сотрудников, которые выдвинуты в резерв на руководящую работу. Директор училища располагает самой различной информацией органов управления профтехобразования. Эта информация не должна быть только его достоянием, ее необходимо довести до работников УН-ПО. Опытный директор должен систематически информировать педагогических работников о положении дел в коллективе, о новых задачах, о трудностях, которые предстоит преодолеть, о проблемах руководства УНПО. Директор не должен скрывать от коллектива оценку его работы вышестоящими организациями. Открытость информации является необходимым условием здоровых отношений в коллективе. На эффективность управления коллективом большое влияние оказывают взаимоотношения директора училища и его заместителей. Установлено, что социально-психологическая совместимость директора профтехучилища и его заместителей достигается, если директор решает важнейшие вопросы коллегиально, объективен в оценке работы подчиненных, умеет согласовывать свои действия с действиями заместителей, правильно распределяет служебные обязанности, дает своим заместителям самостоятельность в работе, поддерживает их авторитет и престиж. Все это позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная сторона деятельности руководителя, его умение работать с людьми оказывают решающее влияние на эффективность управления коллективом и его работу. § МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ Поиски целесообразной структуры управления были актуальными для всех типов профессиональных учебных заведений. Критериями рациональной структуры управления являются: наименьшее количество ступеней; сосредоточение необходимых функций на каждой ступени, четкое ограничение круга функций и устранение дублирования между отдельными ступенями; наименьшее количество источников подачи и приема распоряжений и команд. В структуре отражается распределение должностных обязанностей между руководителями и схема их подчинения. При моделировании структур управления современными типами учреждений начального профессионального образования исходным является положение о том, что организационная структура отражает сущность объекта управления. Строение и форма взаимодействия элементов системы в реализации общей цели основывается на закономерностях и принципах организации субъекта управления. Экспериментально разработаны и апробированы пять вариантов организации структуры управления У НПО, которые могут служить основой для выбора. При первом варианте организационная структура включает пять заместителей. При этом директор учреждения руководит тремя заместителями — первым заместителем по организационно-педагогической деятельности, заместителем по организационно-воспитательным и социальным вопросам и заместителем по административно-хозяйственной части. В свою очередь первый заместитель директора в непосредственном подчинении имеет двух заместителей: заместителя по учебно-методической работе, а также заместителя по производственному обучению и производственной деятельности. Это позволяет директору получать целостную информацию по трем основным направлениям: образовательному процессу, воспитанию учащихся и материально-техническому обеспечению функционирования учреждения (при сокращении количества источников информации). Благодаря этому более рационально расходуется бюджет рабочего времени, затрачиваемого на оперативное руководство как директором, так и его заместителями, и это способствует сосредоточению усилий на выработке стратегии учреждений в условиях конкуренции. Во втором варианте организационная структура также предполагает наличие пяти заместителей. При этом от директора учреждения исходят команды для пяти заместителей. Тем самым сокращается количество уровней (ступеней) управления и время прохождения информации как сверху вниз, так и снизу вверх. Третий вариант идентичен второму по схеме подчинения, но организационная структура включает четыре заместителя. Чтобы избежать перегруженности заместителя по теоретическому обучению и методической работе, вводятся должности методиста и оператора-диспетчера. Последний собирает, обрабатывает, хранит и передает информацию. Методист организует индивидуальную методическую работу с педагогическими кадрами. Четвертый вариант отражает распределение должностных обязанностей между руководителями не только по направлениям деятельности, но и по профилю подготовки рабочих. Пятый вариант соответствует структуре управления многопрофильным училищем (ведется подготовка по трем и более группам профессий). Специфика данного варианта состоит в том, что часть функций заместителей директора передается старшим мастерам, отвечающим за организацию и результаты производственного обучения и производства. Структура управления УНПО не является постоянной. Живой развивающийся организм образовательного учреждения должен жить в соответствии с изменяющимися условиями экономического развития и характером задач. Многое зависит от индивидуальных особенностей работников, возглавляющих тот или иной участок работы. Экспериментальная проверка свидетельствует о том, что эти структуры позволяют осуществить четкое разделение труда и его специализацию, концентрировать общие усилия на главных направлениях, интегрировать взаимосвязанные звенья системы управления в достижении цели. Максимальное использование структурообразующих факторов зависит от ближних и дальних целей управления, динамичности и отклика на практику системы управления, набора органов и звеньев управления, характера выполняемых ими функций, форм взаимодействия между подразделениями учебного заведения, а также между руководством и управляемой подсистемой. Специфика новых типов УНПО приводит к отказу от традиционных линейно-штатных структур управления и переходу к программно-целевым схемам управления. Например, если лицей помимо традиционной учебной работы оказывает населению дополнительные образовательные услуги и занимается производством товаров народного потребления, то целесообразно ввести дополнительные должности (например, зам. директора) с делегированием соответствующих полномочий. Традиционная вертикальная структура, замыкающаяся на верхнем звене принятия оперативных решений, не обеспечивает нужной скорости реагирования. Сочетание демократических форм управления с высокой скоростью принятия решений возможно лишь при горизонтальной структуре управления. Примером может служить горизонтальная (матричная) функциональная управленческая система, использующая принципы интреп-ренерства, разработанная и внедренная в техническом лицее «Урал-машевец». Внедрение интрепренерства в организационную структуру учебного заведения профессионального образования имеет, кроме традиционных рыночных целей, еще и задачу развить персонал. Инженерно-педагогический работник, являющийся руководителем-ин-трепренером, знает социально-экономические условия деятельности своего подразделения на рынке услуг или товаров. Поэтому он в состоянии передать учащимся реальный опыт ее осуществления. Эта модель предусматривает выделение отдельных функциональных подразделений и доведение их до уровня самостоятельных структур: — программа «Образование»; — учебно-производственное предприятие; — программа «Пансион»; — программа «Гражданин Отечества»; — программа «Лицейская община»; — программа «Маркет-социология»; — программа «Маркет-практикум»; — программа «Трапеза-сервис»; — научно-методический центр; — программа «Всеобуч». Руководителям подразделений наряду с определением их функциональных обязанностей делегируются права по формированию штатного расписания в пределах определенных финансовых возможностей: по установлению размеров и форм оплаты труда сотрудников, порядку их найма, подготовке содержания контрактов, а также право самостоятельного расходования денежных средств, остающихся в распоряжении программы. Реализованная модель предусматривает развитие и поддержку программ, которые оказались достаточно эффективными, а также реорганизацию или ликвидацию структур, обнаруживших свою практическую ненужность или низкую эффективность.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |