Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческое мышление руководителя учебного заведения 3 страница




В практике внутриучилищного и инспекторского контроля наиболее типичным является такой вариант общего -анализа урока производст­венного обучения в учебных мастерских: проверяющий (анализирую­щий) полностью присутствует при проведении вводного инструктажа, 1—1,5 часа в процессе упражнений (самостоятельной работы) учащих­ся, т. е. когда учащиеся «входят в работу», затем 30—40 мин через 3—3,5 часа после начала урока (в период нормального темпа и ритма работы учащихся) и при проведении заключительного инструктажа. Это дает возможность внимательно разобраться в деятельности мастера и учащихся, сделать необходимые выводы.

Анализ уроков производственного обучения целесообразно прово­дить по следующей примерной общей схеме: условия и обстановка проведения занятий; содержание, организация и методика проведе­ния вводного инструктажа; содержание упражнений (самостоятель­ной работы) учащихся, методика и организация текущего инструкти­рования учащихся мастером; проведение заключительного инструк­тажа; организованность занятий и поведение учащихся; Эта схема применяется при анализе уроков производственного обучения в учеб­ных мастерских учебного заведения, а также при проведении занятий в период обучения в условиях производства и производственной практики.

Более подробно эта общая схема анализа урока производственного обучения может быть представлена следующим образом.

Условия и обстановка проведения занятий: организация, содержа­ние и обслуживание рабочих мест учащихся, их санитарно-гигиени­ческое состояние; обеспечение учащихся работой, инструментами и приспособлениями в соответствии с требованиями программы; нали­чие нарядов у учащихся, обеспеченность их учебной и производст­венной документацией.

Содержание, организация и методика проведения вводного инструк­тажа: определение цели занятий; обоснованность отбора материала


вводного инструктирования учащихся мастером или работниками предприятия; методика объяснения и показа трудовых приемов и процессов; методика использования наглядных пособий, техниче­ских и других средств обучения, учебно-технической документации; способы решения воспитательных задач; отражение современных до­стижений техники и технологии, передовых приемов труда; способы развития интереса и познавательной активности учащихся; органи­зация и методика закрепления материала вводного инструктирова­ния; логичность, доступность, техническая грамотность инструкти­рования; степень усвоения учащимися материала вводного инструк­тажа.

Содержание упражнений (самостоятельной работы) учащихся, методика и организация текущего инструктирования учащихся мас­тером: правильность подбора учебно-производственных работ; пра­вильность установления целей и планомерность обходов мастером рабочих мест, своевременность помощи учащимся; рациональность методов текущего инструктирования; степень самостоятельности учащихся при выполнении учебно-производственных заданий, пра­вильность используемых ими приемов и способов работы; выяснение характера затруднений, испытываемых учащимися в процессе рабо­ты; качество работ и выполнение учащимися норм выработки, соблю­дение правил безопасности труда; порядок контроля приемки гото­вых изделий; оказание методической помощи учащимся мастером производственного обучения, квалифицированным рабочим.

Основное внимание при анализе урока производственного обуче­ния необходимо обращать на способы и методические приемы теку­щей работы мастера с учащимися. Конкретное их содержание зависит от содержания учебно-производственных работ, вида и цели упраж­нений, подготовленности группы, опыта мастера}. Вместе с тем^можно выделить общие правила эффективного проведения текущего инст­руктирования, которыми и следует руководствоваться, оценивая обу­чающую деятельность мастера в процессе упражнений и самостоя­тельной работы учащихся. Правила эти следующие:

четко определять цель деятельности учащихся: для чего делать, что конкретно нужно достигнуть; добиваться осознания цели учащи­мися;

вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;

постоянно развивать у учащихся стремление и способности анали­зировать свой труд, побуждать их к самоконтролю, самостоятельному определению ошибок и отклонений от заданных условий работы;

не давать учащимся готовых указаний, как исправить допущен­ную ошибку; добиваться, чтобы учащиеся сами поняли, осознали ее и нашли способ устранения и предупреждения;

не вмешиваться в работу учащихся, если в этом нет необходимости;

своевременно оказывать помощь учащимся, приучая их к преодо­лению трудностей, но не допуская закрепления ошибки; <


оказывать постоянную помощь учащимся путем повторного пока­за и объяснения трудовых приемов; практиковать прикрепление луч­ших учащихся к менее успевающим;

проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выпол­нению учащимися правил организации труда, рабочего места, безо­пасности.

Учебный процесс — это деятельность мастера производственного обучения и учащихся. Поэтому об успешности урока, о выполнении его цели следует судить не только на основе анализа обучающей деятельности мастера, но, главным образом, анализа хода и резуль­татов учебной деятельности учащихся.

Деятельность учащихся на уроке анализируется путем непосред­ственных наблюдений за их работой, проверки выполняемых и вы­полненных учебно-производственных работ, а также путем бесед с учащимися на рабочих местах или после урока.

Проведение заключительного инструктажа. При анализе этой части урока необходимо исходить из основной цели заключительного инструкти­рования — на основе анализа успехов и недостатков показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать ошибок и закрепить успехи.

Подведение итогов контроля уроков производственного обучения в целом проводится аналогично педагогическому анализу уроков те­оретического обучения.

Примерная форма карты анализа типичных недостатков и их причин при проведении уроков производственного обучения приведена в таблице 7.

Таблица 7

 

 

 

 

 

  Типичные недостатки при проведении урока ... -.... _--------,—,--------- Причины недостатков
Не знает как Знает, но не умеет Не име­ет воз­можно­сти Не под­готовился Другие причины
  Объекты учебно-производствен­ных работ не соответствуют учеб­ной программе          
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ          
  Нерациональная структура          
  Не осуществляется увязка мате­риала инструктажа с материалом специальных предметов и преды­дущих уроков производственного          
     
  Дублирование материала специ­альных предметов          
  Показ приемов: не проводится; проводится методически непра­вильно; проводится неправильно по содержанию (подчеркнуть)          
6 Объяснение технологического процесса выполнения учебно-производственных работ: не про­водится; проводится методически неправильно; проводится непра­вильно по содержанию (подчерк­нуть)          

 

 

 

 

Типичные недостатки при проведении урока Причины недостатков
Не знает как Знает. но не умеет Не име­ет воз­можно­сти Не под­готовился мы
  Учебно-технологическая и инст­рукционная документация: не применяется; применяется мето­дически неправильно (подчерк­нуть)          
  Наглядные пособия: не применя­ются; применяются методически неправильно (подчеркнуть)          
  Технические средства: Не при­меняются; применяются методи­чески неправильно (подчерк­нуть)          
  Закрепление материала вводного инструктажа: не проводится; проводится только путем устного опроса (подчеркнуть")          
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ          
  Нет четкой системы упражнений учащихся          
  Нет четкой системы в организа­ции текущего инструктирования учащихся мастером          
  Не применяются методические приемы развития у учащихся са­мостоятельности и технического мышления          
  Не обращается внимания на не­правильное выполнение учащи­мися трудовых приемов          
  Не обращается внимания на не­использование щучащимися учеб­но-технической и инструкцион­ной документации          
  Не обращается внимания на на­рушения учащимися организа­ции рабочих мест          
  Не обращается внимания на на­рушения учащимися правил безопасности          
  Не проводится межоперацион­ный контроль выполнения учеб­но-производственных работ          
ТАК ЛШЧИТР ТГЬНЫ Й          
ИНСТРУКТАЖ      
  Не проводится, проводится фор­мально (подчеркнуть)          
  Другие недостатки урока....          

ГЛАВА XII

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ \




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.