КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое мышление руководителя учебного заведения 3 страница
В практике внутриучилищного и инспекторского контроля наиболее типичным является такой вариант общего -анализа урока производственного обучения в учебных мастерских: проверяющий (анализирующий) полностью присутствует при проведении вводного инструктажа, 1—1,5 часа в процессе упражнений (самостоятельной работы) учащихся, т. е. когда учащиеся «входят в работу», затем 30—40 мин через 3—3,5 часа после начала урока (в период нормального темпа и ритма работы учащихся) и при проведении заключительного инструктажа. Это дает возможность внимательно разобраться в деятельности мастера и учащихся, сделать необходимые выводы. Анализ уроков производственного обучения целесообразно проводить по следующей примерной общей схеме: условия и обстановка проведения занятий; содержание, организация и методика проведения вводного инструктажа; содержание упражнений (самостоятельной работы) учащихся, методика и организация текущего инструктирования учащихся мастером; проведение заключительного инструктажа; организованность занятий и поведение учащихся; Эта схема применяется при анализе уроков производственного обучения в учебных мастерских учебного заведения, а также при проведении занятий в период обучения в условиях производства и производственной практики. Более подробно эта общая схема анализа урока производственного обучения может быть представлена следующим образом. Условия и обстановка проведения занятий: организация, содержание и обслуживание рабочих мест учащихся, их санитарно-гигиеническое состояние; обеспечение учащихся работой, инструментами и приспособлениями в соответствии с требованиями программы; наличие нарядов у учащихся, обеспеченность их учебной и производственной документацией. Содержание, организация и методика проведения вводного инструктажа: определение цели занятий; обоснованность отбора материала вводного инструктирования учащихся мастером или работниками предприятия; методика объяснения и показа трудовых приемов и процессов; методика использования наглядных пособий, технических и других средств обучения, учебно-технической документации; способы решения воспитательных задач; отражение современных достижений техники и технологии, передовых приемов труда; способы развития интереса и познавательной активности учащихся; организация и методика закрепления материала вводного инструктирования; логичность, доступность, техническая грамотность инструктирования; степень усвоения учащимися материала вводного инструктажа. Содержание упражнений (самостоятельной работы) учащихся, методика и организация текущего инструктирования учащихся мастером: правильность подбора учебно-производственных работ; правильность установления целей и планомерность обходов мастером рабочих мест, своевременность помощи учащимся; рациональность методов текущего инструктирования; степень самостоятельности учащихся при выполнении учебно-производственных заданий, правильность используемых ими приемов и способов работы; выяснение характера затруднений, испытываемых учащимися в процессе работы; качество работ и выполнение учащимися норм выработки, соблюдение правил безопасности труда; порядок контроля приемки готовых изделий; оказание методической помощи учащимся мастером производственного обучения, квалифицированным рабочим. Основное внимание при анализе урока производственного обучения необходимо обращать на способы и методические приемы текущей работы мастера с учащимися. Конкретное их содержание зависит от содержания учебно-производственных работ, вида и цели упражнений, подготовленности группы, опыта мастера}. Вместе с тем^можно выделить общие правила эффективного проведения текущего инструктирования, которыми и следует руководствоваться, оценивая обучающую деятельность мастера в процессе упражнений и самостоятельной работы учащихся. Правила эти следующие: четко определять цель деятельности учащихся: для чего делать, что конкретно нужно достигнуть; добиваться осознания цели учащимися; вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы; постоянно развивать у учащихся стремление и способности анализировать свой труд, побуждать их к самоконтролю, самостоятельному определению ошибок и отклонений от заданных условий работы; не давать учащимся готовых указаний, как исправить допущенную ошибку; добиваться, чтобы учащиеся сами поняли, осознали ее и нашли способ устранения и предупреждения; не вмешиваться в работу учащихся, если в этом нет необходимости; своевременно оказывать помощь учащимся, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибки; < оказывать постоянную помощь учащимся путем повторного показа и объяснения трудовых приемов; практиковать прикрепление лучших учащихся к менее успевающим; проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению учащимися правил организации труда, рабочего места, безопасности. Учебный процесс — это деятельность мастера производственного обучения и учащихся. Поэтому об успешности урока, о выполнении его цели следует судить не только на основе анализа обучающей деятельности мастера, но, главным образом, анализа хода и результатов учебной деятельности учащихся. Деятельность учащихся на уроке анализируется путем непосредственных наблюдений за их работой, проверки выполняемых и выполненных учебно-производственных работ, а также путем бесед с учащимися на рабочих местах или после урока. Проведение заключительного инструктажа. При анализе этой части урока необходимо исходить из основной цели заключительного инструктирования — на основе анализа успехов и недостатков показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать ошибок и закрепить успехи. Подведение итогов контроля уроков производственного обучения в целом проводится аналогично педагогическому анализу уроков теоретического обучения. Примерная форма карты анализа типичных недостатков и их причин при проведении уроков производственного обучения приведена в таблице 7. Таблица 7
ГЛАВА XII ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |