КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительное обучение 1 страница
§3
Для обеспечения неприрывности профессионального образования ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих дополняется изучением следующих специальных модулей, которые определяют новое содержание обучения, изменяющееся в соответствии с динамикой социально-экономической сферы. Дополнительных модулей может быть несколько. Они являются основными структурными элементами, с помощью которых формируется содержание обучения. В то же время при необходимости, как уже было сказано ранее, они могут делиться на модульные единицы. Ниже в таблице 11 приводится базисный модуль — примерный учебно-тематический план теоретического обучения на производственно-экономических курсах повышения квалификации фрезеровщиков 4-го разряда. Таблица 11
В таблице 12 приводится специальный модуль — примерный учебно-тематический план производственного обучения на курсах при повышении квалификации фрезеровщиков 4-го разряда. * См. подробно в учебнике Батышева С.Я. «Производственная педагогика». М., Машиностроение. 1984. 3-е изд. Таблица 12
Этот специальный модуль включает в себя 5 модульных единиц. Базисный и специальный модули — это базисный блок, составляющий основу повышения квалификации фрезеровщика 4-го разряда. Разработка таких модулей обучения позволяет преподавателям и инструкторам определять тип и характер занятий; способствует наиболее рациональному распределению времени, выделению вопросов, подлежащих более глубокому усвоению, обеспечению каждого занятия наглядными пособиями, техническими средствами обучения, инструментом, материалами и оборудованием; осуществлять межпредметные связи и связь теоретического обучения с производственным. Последовательность изучения отдельных модульных единиц можно менять, но при непременном условии, что программы будут выполнены полностью. Содержание отдельных модульных единиц специального модуля может корректироваться за счет изучения новой техники и технологии, а также передового производственного опыта, приемов и методов труда, характерных для данной профессии и предприятия. Изменения могут быть внесены в программы только после рассмотрения их на учебно-методическом совете предприятия. Производственное обучение может проводиться индивидуально и в группах под руководством инструкторов производственного обучения. В тех случаях, когда профессионально-квалификационная характеристика предусматривает работы повышенной сложности, обучающиеся совершенствуют профессиональные навыки умения непосредственно на своих рабочих местах. Если программа производственного обучения требует выполнения работ с применением другого оборудования и материалов, производственное обучение рекомендуется проводить на специализированных учебных местах и участках. После окончания производственно-экономических курсов обучающиеся сдают установленный экзамен и выполняют пробную работу. 3.2. Модульное обучение Такие курсы могут быть разделены рабочих на курсах целевого на несколько категорий, связан- — новых технологических процессов, работ по сокращению цикла изготовления изделий, перевода на поточный метод выпуска серийной продукции; — новой техники, вводимой на данном предприятии; — новых видов материалов и энергии; — внедрения новых форм организации труда и производства; — качества продукции, а также экономических показателей работы предприятия, цеха, участка и непосредственно каждого рабочего; — нормирования труда и снижения себестоимости важнейших видов изделий; — правил технической эксплуатации и обслуживания оборудования; — правильного использования приспособлений и инструмента; — роста производительности труда предприятия, цеха, участка, правильной организации рабочего места; — выявления резервов повышения производительности труда. В данном конкретном случае можно говорить об 11 модульных единицах. После изучения одного или нескольких из них квалификация не присваивается. На курсах могут проходить обучение квалифицированные рабочие, вновь принятые на данное предприятие, выпускающее другую сложную продукцию. Основная цель такого обучения — помочь рабочим, имеющим профессию и уровень квалификации, в кратчайшие сроки освоить выпуск конкретной продукции, обеспечив высокую производительность туда и качество выполняемых работ. Обучение вновь принимаемых на производство рабочих способствует также их скорейшей адаптации, закрепляемости на предприятии и созданию стабильных трудовых коллективов. Аналогичное обучение, так называемая доводка, доучивание, получил большое распространение в экономически развитых странах. Оно охватывает от 30 до 80% всех принимаемых рабочих. Как показывают расчеты, затраты на «доводку» окупаются за счет существенного снижения брака в первые месяцы работы вновь принятых квалифицированных рабочих. Задача отделов технического обучения предприятия (ОТО) заключается в том, чтобы установить, какая категория рабочих по каким модулям или модульным единицам должна быть охвачена обучением. Рабочих механических цехов может быть достаточно ознакомить со особенностями обработки металлов, сплавов и материалов, впервые внедряемых в производство, — это один модуль или одна модульная единица; рабочих сборочных цехов — с конструкцией нового изделия (второй модуль или вторая модульная единица), а также с технологией и методами проверки и испытания (третий модуль или третья модульная единица) и т.д. Основанием для организации курсов является указание отдела главного технолога о внедрении в цехах новой технологии; указания конструкторского бюро, связанные с освоением новых видов изделий; указания инструментального отдела, отделов главного конструктора, труда и зарплаты, начальника производства о внедрении нового оборудования и инструмента. Однако недостаточно только этих указаний. Разработав необходимую учебную документацию, необходимо мо организовать планомерное обучение той части рабочих, которая особенно в этом нуждается. Поэтому так важно предварительно определить: структурные подразделения, в которых должны быть созданы курсы; основные направления работы курсов; профессионально-квалификационный состав рабочих; объем учебного материала для теоретического и производственного обучения; время начала и окончания учебы в течение календарного года; должностных лиц, отвечающих за организацию и работу курсов; размеры финансовых затрат, связанных с оплатой труда инженерно-педагогических работников, участвующих в процессе обучения; эффективность обучения. Ниже приведен примерный учебно-тематический план повышения квалификации рабочих термических цехов на курсах: Основные направления перестройки социально-экономических Технологические процессы термической обработки 6 Изучение нового оборудования для термической обработки 4 Особенности эксплуатации нового оборудования 2 Организация труда и рабочего места 2 Требования безопасности труда 2 Здесь мы имеем дело с одним модулем, включающим 6 модульных единиц. На теоретических занятиях следует обратить особое внимание на изучение различных марок и видов стали. Обучающиеся должны хорошо знать процентное содержание углерода в углеродистых сталях и легирующих элементов (хрома, ванадия, никеля, титана, марганца, молибдена, вольфрама) в легированных сталях. Рабочие должны свободно ориентироваться в технологических процессах термической обработки стали, не только изучить отдельные стадии термической обработки (нормализацию, отжиг, закалку, отпуск, цианирование, цементирование и азотирование), но и проводить техническое обсуживание электрических ванн для отпуска печей и инструмента, свинцовых ванн, автоматическх цепей, обогреваемых излучающими тепло трубами, печей для отпуска и оксидирования стали. Обучающиеся должны уметь проводить закаливание различных деталей на станках для пламенных и высокочастотных агрегатов, уметь определять твердость сталей, знать названия потоков искр, получающихся при испытаниях на искру, определять различные металлы по этим потокам. Преподаватель должен ознакомить обучающихся с соответствующими разделами производственно-технических инструкций, с тем новым, что внесено в них в связи с внедрением новейшей техники и достижений новаторов производства. Преподаватель должен добиться, чтобы обучающиеся уяснили себе преимущества продуманного и технически грамотного технологического процесса термической обработки металлов, чтобы они самостоятельно могли обосновывать и разрабатывать отдельные техноло- гическое положения; вносить дополнения и усовершнствования, направленные на повышение производительности труда. Необходимость повышения квалификации рабочих в массовом масштабе на курсах диктуется тем, что на предприятиях велики потери от брака. Поэтому в ходе обучения на курсах следует подвергнуть тщательному анализу причины возникновения брака, изучить особенности труда рабочих, которые добились высоких качественных показателей и разрабатывать специальные модули или модульные единицы для обучения. Следует, наконец, добиться, чтобы в итоге обучения по таким модулям обучающиеся умели самостоятельно контролировать качество продукции и пользоваться измерительными приборами. Безукоризненное знание технологии, строгое ее соблюдение, всемерное использование накопленного опыта — все это должно стать итогом обучения на курсах целевого назначения. 3.3. Модульное обучение Важнейшей задачей отделов тех- рабочих передовым методам нического обучения предприятий нализации своего труда, поиску путей совершенствования методов работы, творческому подходу к выполнению каждого производственного задания. Использование богатого опыта новаторов производства предполагает следующее: — организацию рабочего места, включающую: работы; рациональное расположение инструментов, заготовок и т.п. на рабочем месте; регулярный прием изготовленных изделий и техническое обслуживание рабочего места во время работы. — организацию технологического процесса, а именно: применение максимально продуктивных режимов обработки; специальных инструментов и приспособлений малой механизации; сокращение холостых циклов работы оборудования. — создание режима труда, который характеризуется ритмичностью трудовых движений: чередованием труда и отдыха, планированием маршрута при многостаночной работе. Практически это учебный модуль по организации рабочего места, состоящий из нескольких модульных единиц. Можно, например, разработать модульную единицу обучения на рационализацию движений. Установку заготовки в патроне можно выполнить 14-ю способами с разницей в затратах времени до 70%, а снятие заготовки — 22-мя способами. Известно, что при обработке мелких деталей слесарь делает за смену 15 тыс. движений. В школе по изучению передовых способов труда представляется возможность показать пути экономии мускульной силы. Или возьмем такой пример. На токарных работах вспомогательное время составляет при массовом производстве более 50%, г при индивидуальном — до 80% рабочего времени. Здесь можно сократить вспомогательное время за счет снижения затрат на установку и снятие детали, усовершенствование приемов управления станками. Здесь уже требуется для обучения разработать другую модульную единицу. И еще один пример, когда из отдельных модульных единиц можно составить несколько (в данном случае пять) модулей обучения на опыте новаторов производства. I. Научная организация труда рабочих мест токарей: организация и обслуживание рабочих мест токарей (Санкт-Петербург, О.А. Стремилов); организация рабочего места токаря. Научная организация рабочего места токаря в единичном и мелкосерийном производствах. Применение прогрессивной технологической оснастки, повышающей производительность труда (Москва, Б.А. Смирнов — засл. изобретатель РСФСР). универсальный ключ к токарному станку (Москва, В.Н. Карпенков). II. Приемы и приспособления, повышающие производитель откидная держалка для центровки, крепящаяся на вращающемся центре (Москва, Е.С. Зубов); приспособление для точной зацентровки валов (диаметром до 400 мм и длиной до 500 мм) без зажима в патроне (Москва, Е.С. Зубов); регулируемый упор, устанавливаемый в шпинделе, для мерной отрезки и торцовки валов (Москва, Е.С. Зубов); эксцентриковый (не снимаемый в процессе работы) ключ к сверлильному патрону «Джекобе» (Москва, Е.С. Зубов); приспособления для скоростного нарезания наружной и внутренней резьбы в упор (Санкт-Петербург, В.Н. Трутнев). III. Приспособления, расширяющие возможности формообразо универсальное приспособление для вырезки отверстий вместо сверления на токарных станках (Москва, В.М. Ремизов); приспособление для обработки внутреннего квадрата (сквозного или глухого) на токарном станке размером от 10 до 36 мм (Москва, Е.С.Зубов); приспособление для обработки внутреннего шестигранника на токарном станке (сквозного или глухого) от 5 до 19 мм (Москва, Е.С. Зубов); приспособление для проточки конусов, обработки различных кон-фигуральных поверхностей и нарезания конических резьб (Москва, Е.С.Зубов.). IV. Высокопроизводительный режущий инструмент: С.С. Ильин и К.С. Ильин); режущий инструмент с механическим креплением пластин (Санкт-Петербург, Т.М. Связкина); резцы для бесстружечной отрезки тонкостенных трубок диаметром до 16 мм (Санкт-Петербург, В.П. Александров); режущий инструмент с механическим креплением пластин (Санкт-Петербург, Ю.Н. Белавинский). V. Контроль качества обработки на токарных станках: приборы для измерения диаметров и длин крупногабаритных деталей (Санкт-Петербург, А.Д. Рубинов); контрольно-измерительный инструмент и приспособления (Санкт-Петербург, Ю.И. Козлов); штангенциркуль для замера толщины стенок и донышек стакано-образных деталей (Москва, А.И. Белов); штангенциркуль со сферическими наконечниками для определения размеров внутренних выточек от 60 до 250 мм и проверки тонкостенных специфических деталей (Москва, А.И. Белов); накладной нутрометр для определения размеров и геометрической формы деталей (Москва, А.И. Белов); приспособление для контроля биения конуса относительно цилиндрической части детали (Москва, А. И. Кузнецов). Этот перечень передовых методов ежегодно пересматривается и дополняется в зависимости от появления новых передовых методов труда: поступления на предприятие высокопроизводительного инструмента и различных приспособлений. Для вооружения рабочих передовыми способами работы создаются цеховые школы по изучению передовых приемов и методов труда. Эти школы не являются стационарными учебными заведениями. В них рабочие повышают профессиональное мастерство путем изучения передовых приемов и методов труда, обеспечивающих повышение его произюдительности, а также учатся экономии материалов, инструмента, энергии; улучшению качества и снижению себестоимости выпускаемой продукции. НАСТАВНИЧЕСТВО В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 4.1. Цель наставничества Наставничество представляет собой и его особенности систему социально-педагогических воздействий передовых рабочих предприятий на сознание, чувства и волю молодых рабочих и обучающихся на производстве с целью сформирования у них устойчивого мировоззрения, интереса и стремления овладения профессией, воспитания активной жизненной позиции. Основной целью наставничества является: — воспитание у молодого человека потребности в труде, чувства профессиональной гордости, добросовестного и ответственного отношения к порученной работе на любом участке деятельности; — формирование у молодого рабочего прочных профессиональных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям техники и технологии, организации производства, сферы обслуживания, ведения хозяйства и т.п. —сокращение сроков профессиональной и социальной адаптации молодых рабочих и выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, достижения ими качественных и количественных показателей кадровых рабочих. Наставничество — непрофессиональная педагогическая сфера деятельности, осуществляемая на общественных началах людьми, не имеющими специального педагогического образования. Как социальное явление, оно выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую и имеет свои особенности: —становление молодого поколения происходит в условиях перехода Российского государства к новым экономическим отношениям, что требует нового понимания проблем воспитания молодежи; —становление молодого поколения осуществляется, с одной стороны, в условиях резкого спада производства, а с другой стороны, осуществляется в условиях продолжающейся научно-технической революции; —осознание всех членов общества своей новой роли за воспитание подрастающего поколения. Важной особенностью является и то, что если в школе или профтехучилище педагог имеет дело,в основному несовершеннолетними учащимися и является для них признанным авторитетом,то на производстве наставник и молодой рабочий имеют одинаковый статус — они равноправные члены одного и того же трудового коллектива. 4.2. Формы наставничества Различают следующие формы наставничества в трудовом коллективе: индивидуальная, групповая, бригадная, молодежная, коллективная. Эти формы не являются изолированными, а взаимосвязаны, проникают одна в другую. Каждая из них имеет свои преимущества. Сочетание различных форм в воспитательном процессе многовариан-тно и на практике может осуществляться или последовательно, или параллельно, являться рационально организованным процессом. а) Индивидуальная форма наставничества При индивидуальном наставничестве, когда к одному наставнику прикрепляется один—два молодых рабочих, представляется возможность наиболее полно изучить их индивидуальные особенности и оказать на них педагогическое воздействие. Структура воспитательной деятельности наставника складывается из изучения личности молодого рабочего; планирования воспитательной работы; организации деятельности молодого рабочего. Изучение личности молодого рабочего. Наставник выясняет четыре основных групп его свойств: моральные качества; психологические свойства; подготовленность; индивидуальные особенности психических процессов. На первом этапе наставник составляет общее представление о молодом рабочем (его подготовке, знаниях, навыках, умениях, чертах характера и др.). На втором этапе выявляются положительные качества молодого рабочего и его недостатки и составляется программа педагогических воздействий. На третьем этапе определяется эффективность педагогических воздействий. Чем больше индивидуальных особенностей личности молодого рабочего выявит наставник, тем быстрее пойдет процесс воспитания. Планирование воспитательной работы. В условиях перехода страны к новым экономическим отношениям возникает необходимость повышения уровня воспитательной работы путем разработки комплексного подхода к решению этой проблемы. В плане должны быть представлены: специфические социальные и педагогические функции наставничества; цели и задачи воспитания; содержание обучения и воспитания; педагогические условия; формы и методы учебной и воспитательной деятельности наставника; повышение профессионального мастерства; самовоспитание — средства, приемы и методы; организация контроля за ходом воспитания, учет результатов воспитания (обычно это делается в дневнике наставника); закрепление положительного опыта; выработка направлений предстоящей деятельности. Чтобы успешно решить эти задачи, наставник должен иметь четкое представление о системе воспитательного воздействия на молодого рабочего и четко отражать эту систему в плане своей работы. Организация деятельности обучающегося. Наставник должен знать, что главным в воспитательном процессе является не сам производительный труд, а те отношения, которые складываются на его основе. Чем шире диапазон трудовых отношений молодого рабочего, тем более содержательным в воспитательном смысле становится сам труд. Поэтому наставником предусматривается: в области трудового воспитания формирование у молодого рабочего познавательной активности путем раскрытия производственно-технических задач, показа значимости технических знаний для их решения; раскрытия значимости продукции, в выполнении которой он участвует. в области нравственного воспитания — выработка у молодого рабочего личных правил, включающих такие установки: всегда быть справедливым и объективным; доводить до конца начатое дело; не тратить время по пустякам; не нарушать трудовую дисциплину; изыскивать улучшенные варианты выполнения трудовых операций; помогать товарищам по работе; быть целеустремленным в труде и в жизни. в области эстетического воспитания молодых рабочих — ознакомление их с основами промышленной эстетики; посещение театров, выставок, концертов; просмотр кинофильмов; чтение книг; привлечение в кружках художественной самодеятельности; участие в культпоходах, экскурсиях, литературных и музыкальных вечерах. в области самовоспитания молодого рабочего ставится задача помочь ему осознать требования общества и трудового коллектива, свои достоинства и недостатки, свои слабые стороны; сформировать умения разбираться в собственных поступках и действиях, видеть плохое в своем поведении, критически оценивать не только других, но и прежде всего себя. б) Групповая форма наставничества При комплектовании При групповой форме наставничества молодой рабочий выполняет работу, результаты которой известны не только наставнику группы, но и всем ее членам, они реагируют на действия и поступки каждого, задают вопросы, высказывают замечания, мнения, оценки и др. Все это приводит в процессе работы к активному взаимодействию молодого рабочего с членами группы. Еще А.С. Макаренко указывал на то, что богатство личности заключается в богатстве связей. Задача наставника заключается в том, чтобы определить, когда следует проводить индивидуальную работу, а когда включать молодого рабочего в различные виды коллективного труда. в) Молодежная бригада как форма наставничества близка по г) Коллективная форма наставничества При коллективном настав д) Наиболее действенной формой наставничества является бри ду с педагогическим воздействием бригадира представляется возможность опереться на каждого члена бригады, являющегося по отношению к молодому рабочему также наставником, на общественное мнение бригады. Бригада выступает, с одной стороны, коллективным наставником по отношению к каждому члену бригады, а с другой — усиливается роль бригады и наставников в воспитании прикрепленных к ним молодых рабочих. Исследованием определены признаки воспитанности трудового коллектива бригады: низкий, средний и высокий. Низкий уровень воспитанности трудового коллектива характеризуется формальной целостностью, показатели трудовой деятельности бригады невысокие, многие рабочие не выполняют планов по производительности труда, допускают брак в работе, порчу материалов и оборудования. В такой бригаде, как правило, низкая трудовая дисциплина, имеют место прогулы и опоздания на работу, очень сильно ощущается отрицательная направленность неформальных групп, проявляющаяся в частом возникновении конфликтных ситуаций, личность характеризуется пассивностью. В такой бригаде отсутствуют, как правило, единые педагогические требования: требует только бригадир, авторитет которого здесь невелик. Вполне понятно, воспитательная деятельность такого коллектива низка, поэтому направлять молодых рабочих в такую бригаду нежелательно.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |