КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения
Индустриально-педагогическое образование как одно из звеньев системы среднего профессионального образования сложилась давно. Индустриально-педагогические техникумы и колледжи готовят педагогические кадры для непрерывного профессионального образования: мастеров производственного обучения (в первую очередь для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для учреждений других уровней профессионального образования), социальных педагогов, учителей труда и черчения, учителей физкультуры и др. Подготовка в индустриально-педагогических техникумах и колледжах ведется в соответствии с Классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения. Подготовка мастеров производственного обучения осуществляется на базе общего (полного) среднего образования и уровня квалификации не ниже предусмотренного при подготовке рабочих соответствующих профессий. Таким образом, основным источником абитуриентов для индустриально-педагогических техникумов и колледжей являются образовательные учреждения начального профессионального образования. В отдельных случаях получение общего (полного) среднего образования осуществляется в стенах индустриально-педагогического техникума. Максимальный срок подготовки мастера производственного обучения составляет 2 года 10 месяцев. Подготовка мастера производственного обучения осуществляется по трем направлениям: 1) Основная подготовка: мастер производственного обучения, дополнительная квалификация — техник; 2) Основная подготовка — техник, дополнительная квалификация — мастер производственного обучения; 3) Подготовка мастера производственного обучения после получения среднего или высшего профессионального образования. При окончании ИПТ специалист может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитание и профессиональное обучение обучаемых. В соответствии с общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой такой специалист может выполнять работы на предприятиях и в организациях, связанных с: — управлением деятельностью первичных подразделений производства; — эксплуатацией и управлением сложных технических систем и оборудования согласно профилю специализации; — разработкой и оформлением конструкторской и технологической документацией, контролем технологической дисциплины; — подготовкой и обработкой статистической, рекламной и другой информации для реализации инженерно-технических и управленческих решений, связанных с качеством выпускаемой продукции. Основными видами профессиональной деятельности выпускника ИПТ являются: — обучение профессиональным знаниям и умениям в соответствии со специализацией и образовательными программами профессиональных образовательных учреждений и воспитание; — постоянное сотрудничество с родителями по вопросам обучения и воспитания, проведение в необходимых случаях просветительно-педагогической работы с родителями;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для разнообразной и содержательной деятельности обучаемых; — педагогическое самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства; — планирование и организация работы первичного трудового коллектива; — обеспечение выполнения заданий и договорных обязательств; — техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация оборудования в соответствии с профилем подготовки; — внедрение новых технологий; — применение обоснованных управленческих решений и контроль за их выполнением. При этом мастер производственного обучения может также адаптироваться к таким видам профессиональной деятельности, как: — высококвалифицированного рабочего на производстве; — бригадира, мастера, техника, старшего мастера на производстве в соответствии с профилем подготовки. Выпускник имеет возможность продолжить свое образование в учебных учреждениях соответствующего профиля системы высшего профессионального образования. Общие требования к образованности специалистов В части общекультурной образованности выпускник отвечает следующим требованиям: — знает основные закономерности развития природы и общества; — знает и готов соблюдать этические и правовые нормы, определяющие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; проявляет уважение к принципам человеческого общежития, межэтническую терпимость; — имеет целостное представление об общественных и педагогических процессах и явлениях, их взаимосвязи и взаимообусловленности, понимает возможности педагогического воздействия и обладает чувством педагогической убежденности и оптимизма при решении профессиональных задач; —знает государственный язык Российской Федерации — русский; свободно владеет языком, на котором ведет обучение; —осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности. В части владения методами учебно-познавательной деятельности и профессиональной компетентности отвечает следующим требованиям: —понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, имеет сформированные профессиональные интересы, знаком с основными проблемами в области профессиональной деятельности, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; —знает Международную конвенцию о правах ребенка, Закон «Об образовании РФ»; основную нормативную и учебно-программную документацию и методические рекомендации по вопросам воспитания и профессионального обучения, способен содействовать охране прав личности обучаемого; —владеет лексическим минимумом иностранного языка, способен продолжать его изучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной сфере; —способен в условиях развития техники и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания с использованием современных технологий; —владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; —готов при реализации профессиональных функций решать задачи с известными алгоритмами решений; —владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки; —подготовлен к взаимодействию с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления и организации работы исполнителей; —умеет рационально организовывать свой труд, владеет общетрудовыми навыками и умениями (планирование работы, анализ выполненной работы, организация рабочего места и др.); —способен к самоанализу результатов и процесса собственного труда, постановки и реализации задач в области профессионального самосовершенствования, установлению соответствия своей профессиональной деятельности изменяющимся требованиям; —методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специалист знает: —важнейшие этапы развития гуманитарного и социально-экономического знания; —особенности формирования личности в современных условиях; —значения культуры в человеческой жизнедеятельности, формы и типы культур, основные культурно-исторические центры, историю культуры России, ее место в мировой цивилизации; —экономические и правовые аспекты собственности, форм хозяйствования; —показатели национального дохода, а также основы развития государственного сектора экономики; —права и свободы человека и гражданина; —основы российской правовой системы и законодательства, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; —основы трудового законодательства, нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности. Кроме этого, специалист имеет научное представление о природе возникновения общностей и социальных групп; знает вопросы планирования и управления социальными и политическими процессами, знания экономики в жизни общества, факторы и возможности производства. Специалист умеет: —понимать существо социальных отношений и взаимодействий между индивидуалами и группами; —разбираться в политической жизни современных обществ, политической системы, политических режимов, принципах организаций государственной власти; —разбираться в основах научных, философских и религиозных картинах мирозданий, сущности, назначении и смысле жизни человека, в многообразии форм человеческого знания, в этических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; —ориентироваться в видах и характере рыночных отношений; —разбирается в организации бизнеса, имеет представление о маркетинге и менеджменте; —владеет лексическим минимумом одного из иностранных языков и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам обучения; —читает литературу со словарем на иностранном языке, переводит тексты со словарем. По циклу общепрофессиональных дисциплин специалист знает: —виды конструкторской документации, требования стандартов ЕСКД по оформлению чертежей и схем, условности изображений на чертежах; —основные сведения о технологическом оборудовании; — основы электротехники, электрических машин и аппаратов, электронной техники; — основные свойства металлов, сплавов, конструкционных материалов и их использования; — основные законы статики, кинематики и динамики; — виды деформации, методику расчетов элементов в конструкции на прочность, жесткость и устойчивость; — конструкцию, основные параметры, критерии работоспособности, методы проектирования и расчета типовых деталей, узлов и агрегатов; — основные сведения о взаимозаменяемости, принцип действия измерительных средств; — основы маркетинга и менеджмента; — основные требования научной организации труда при проектировании и реализации технологических процессов; — правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной защиты; — меры по созданию и поддержанию экологической чистоты производства и охране окружающей среды; — основы трудового законодательства. —выполнять изображения (виды, размеры, сечения) на комплексном чертеже, резьбовые соединения и зубчатые передачи с применением условных изображений, эскизы деталей; —выбирать типы приборов для контроля и управления качеством простейших деталей и узлов агрегатов и машин. Специалист владеет навыками: —конструирования деталей, узлов и механизмов; —проекционного черчения; —использования вычислительной техники. Требования к знаниям и умениям специалиста по профессиональной подготовке представлены тремя составляющими: —по дисциплинам медико-биологической подготовки; —по дисциплинам психолого-педагогической подготовки; —по циклу специальных дисциплин. По дисциплинам медико-биологической подготовки специалист владеет знаниями: —о биологической природе и целостности организма человека; —о здоровом образе жизни и его основополагающих принципах; —о наиболее распространенных заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности и смертности населения, об их факторах риска и основных методах профилактики в различные периоды жизни человека; —об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитию их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды детства; — о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды; — об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения; — о правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности; — о структуре гражданской обороны, ее предназначении и задачах. Кроме этого, он владеет навыками оказания первой медицинской помощи детям и взрослым. По дисциплинам психолого-педагогической подготовки специалист владеет: — системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; — системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик; — системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; — системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности; — системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения; — основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе; — умениями психолого-педагогической диагностики; — умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; — основами разработки учебно-программной документации и —методами проектирования структуры и содержания учебно производственных работ, способами дидактического оснащения занятий; —методами формирования и совершенствования профессиональных навыков и умений учащихся; методикой формирования устойчивой профессиональной направленности личности. Кроме того, специалист знает особенности детей с отклонениями в развитии, систему образовательных учреждений и основы управления ими, основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере профессионального образования, а также умеет организовать внеучебную деятельность и производственный труд учащихся, образовательный процесс в различных социо-куль-турных условиях, обеспечивать подбор, техническое обслуживание и модернизацию учебного оборудования; обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения. Требования к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин формируются согласно специализации, по которой осуществляется подготовка мастера производственного обучения. Таким образом, содержание подготовки мастера производственного обучения имеет две составляющие: профессиональная подготовка по конкретной специальности Классификатора специальностей среднего профессионального образования и психолого-педагогическая подготовка, позволяющая выпускнику данного профессионального учреждения иметь систему знаний и умений для будущей педагогической деятельности. Несмотря на различные варианты подготовки мастеров производственного обучения, должен быть реализован минимум содержания основной профессиональной образовательной программы. Структура цикла общих гуманитарных и социальных экономических дисциплин на базе среднего (полного) общего образования включает: Основные дисциплины 544 ч. Основы философии Основы экономики Основы социологии и политологии 160 Основы права Иностранный язык 128 Физическая культура (4 час. в нед.) (256) Структура цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин на базе основного общего образования включает:
Физическая культура (4 час. в нед.) (366) Основы философии Основы экономики Основы социологии и политологии 160 Основы права Иностранный язык 128 Физическая культура (4 час. в нед.) (256)
Обязательный минимум содержания по общетехническим и общепрофессиональным дисциплинам, а также дисциплинам специализации устанавливается соответствующим стандартом этой специальности. Ниже приводится обязательный минимум содержания обучения по психолого-педагогическому циклу.
Педагогика Психология 100 часов 90 Возрастная физиология и гигиена 30 Организация и методика Технические средства обучения и новые информационные технологии обучения 70 Организация и методика В современных условиях для индустриально-педагогических техникумов и колледжей актуальной является задача совершенствования как базовой, так и профильной подготовки. Целесообразно в базовую подготовку мастера производственного обучения включить самостоятельные учебные курсы по мировой духовной культуре, человековедению, гуманистической философии. Важное значение в подготовке мастера производственного обучения приобретает базовая основа современного содержания гуманистического воспитания, в которую может быть включено: — Воспитание гуманистического мировоззрения, предлагающее осознанное усвоение общечеловеческих ценностей; — Овладение основными сферами жизнедеятельности; — Освоение общечеловеческой и национальной культуры; — Формирование поведения, как гражданина; — Самоанализ, самооценка и самовоспитание, другие способы самосовершенствования и саморегуляции поведения. Базовое содержание воспитания необходимо корректировать по возрастным, индивидуально-личностным, национальным и религиозным признакам. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Решение проблем конкурентоспособности выпускников и изменения в деятельности профессиональных учебных заведений потребовали опережающих коренных преобразований в повышении квалификации руководства и инженерно-педагогических работников профессионального образования. Являясь звеном непрерывного образования, повышение квалификации решает задачу удовлетворения профессионально-образовательных потребностей специалистов учреждений и учебных заведений профессионального образования, а также отдельных личностей в повышении их профессиональной компетентности. Оставаясь, с одной стороны, механизмом реализации государственной политики, с другой стороны, являясь сервисной сферой, оно создает условия для реализации интеллектуального потенциала специалиста на всем протяжении его профессиональной карьеры, решает задачи социальной защиты личности за счет повышения ее конкурентоспособности на рынке труда. Неоднозначность задач повышения квалификации диктует необходимость создания его новой модели, позволяющей: —задавать приоритетные направления в повышении квалификации, —предоставлять образовательные услуги в соответствии с профессиональными потребностями учебных заведений, служб занятости и отдельных личностей, —обеспечивать системность и целостность организации повышения квалификации в контексте процессов реформирования и развития профессионального образования. Основные функции повышения квалификации сводятся к следующему. 1. Диагностическая — определение склонностей и способностей слушателей, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей — с целью обеспечения действенности повышения квалификации. 2. Компенсаторная — ликвидация пробелов в образовании, связанных с недополучением психолого-педагогических знаний преподавателями общетехнических и специальных предметов и мастерами производственного обучения в процессе их профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями. 3. Адаптационная — развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем — с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы. 4. Познавательная — удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности. 5. Прогностическая — раскрытие творческого потенциала слушателей, выявление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности. Содержание повышения квалификации проектируется с учетом того, что эффективность обучения в профессиональном учебном заведении определяется как уровнем квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, так и их ценностными ори-ентациями. Исходя из специфики труда, инженерно-педагогические работники являются не столько источниками учебно-познавательной, учебно-производственной и этической информации, организаторами деятельности и общения обучающихся, сколько носителями культуры. Если уровень квалификации педагога непосредственно связан с его профессиональной компетентностью, предполагающей сфор-мированность профессионально-предметных и педагогических знаний и умений, владение навыками межличностных коммуникаций, готовность к творчеству и т. д., то ценностные ориентации, имея личностный смысл для педагога, принципиально характеризуют индивидуальный стиль его деятельности, определяя процедуры поиска и формирования педагогической задачи. Решающее значение этических установок в постановке проблем и конкретизации путей их достижения, а также основополагающая роль аксиологической стороны процесса профессионального мышления педагога по сравнению с понятийно-логической (гносеологической, гностической, когнитивной), определяют необходимость предусмотреть в реализации образовательных программ аксиологическую направленность. Это достигается введением культурологического и обществоведческого содержания в повышении квалификации, где наряду с вопросами истории культуры и государства, рассматриваются подходы к освоению педагогических идей и теорий, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений — каждый слушатель вправе определить для себя приемлемые идеи и теории, являющиеся его педагогическим кредо. Основополагающими положениями повышения квалификации являются: 1. Реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного 2. Системный, личностно-ориентированный, деятельностный 3. Проблемность, развитие творческого профессионально-педаго Повышение педагогической квалификации Развитие креативно-аналитического мышления с аксиологической направленностью
Развитие умений умственной и практической деятельности Развитие общепедагогических умении Развитие эмоциональной устойчивости, умении воздействовать на другого человека Формирование потребностей и развитие способностей пополнять профессиональные знания Развитие профессио
Обучение мам алгорит- Развитие творческого
Выявление уровня подготовленности и индивидуальных особенностей обучающихся Планирование и прогнозирование результатов Составление программы педагогического взаимодействия Организация педагогического процесса, корректировка деятельности Оценка результатов, постановка новых дидактических целей Умение анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, синтезировать, обобщать, принимать нестандартные решения Аналитико-диагностических Прогностических Конструктивных Организаторских Коммуникативных Когнитивных Рефлексивных Овладение навыками и умениями педагогического общения; педагогическим менеджментом Постоянное знаком- Экономико-правовой, ство с инновациями в культурологический педагогической науке цикл предметов с пе-и практике, с зару- дагогической направ-бежным педагогиче- ленностью ским опытом; стимулирование внутренней мотивации Рис. 16. Содержание повышения педагогической квалификации руководства и инженерно-педагогических работников 4. Диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода в обучении. Учебно-тематические планы и образовательные программы, как правило, строятся по блочно-модульному принципу и позволяют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения, в зависимости от целей повышения квалификации, потребностей слушателей, уровня их подготовленности и индивидуальных особенностей. Многообразие возможных вариантов образовательных программ и учебных планов определяет структуру повышения квалификации. В зависимости от вида образовательных программ повышение квалификации подразделяется на педагогическое, предметно-профессиональное, специальное. Педагогическое повышение квалификации направлено, в первую очередь, на перестройку сознания руководства и инженерно-педагогических кадров, ориентацию их на новое профессиональное мышление, основой которого является как творчество, так и ценности личности. Кроме того, оно решает конкретные проблемы слушателей по овладению педагогическим мастерством, навыками и умениями управления, проектирования педагогических технологий. В основе педагогического повышения квалификации — развитие креативно-аналитического мышления с аксиологической направленностью. Оно включает: — развитие умений умственной и практической деятельности; — развитие общепедагогических умений; — развитие эмоциональной устойчивости и умений воздействовать на другого человека; — формирование потребностей и развитие способностей непрерывно и целенаправленно пополнять профессиональные знания, в том числе методические и психологические; — развитие профессиональной компетентности, общей эрудиции и укрепление гражданской позиции. Содержание повышения педагогической квалификации руководства и инженерно-педагогических работников профессионального образования раскрыто на рис. 16. Предметно-профессиональное повышение квалификации связано с углублением, совершенствованием и обновлением знаний и умений по предмету. Оно осуществляется для специалистов в области новых информационных технологий обучения, для преподавателей гуманитарного и культурологического циклов, для преподавателей общетехнических и специальных предметов, а также для мастеров производственного обучения (стажировка). Стажировка мастеров производственного обучения и, при необходимости, преподавателей специальных предметов, организуется на базе специально созданных профильных кафедр института повыше- ния квалификации, расположенных в опорных профессиональных учебных заведениях, имеющих соответствующее материально-техническое оснащение. Руководство стажировкой возлагается на опытных специалистов высокой квалификации. Создание кафедр в ведущих учебных заведениях позволяет решать проблемы реального сочетания теории с практикой, обоснованного взаимного обогащения инновациями и обеспечения развития (не функционирования) как института, так и учебного заведения. Специальное повышение квалификации может быть проведено по интегрированному учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями учебных заведений или индивидуально-личностными запросами слушателей. Повышение квалификации может осуществляться: — по очной, очно-заочной, заочной формам обучения; — на базе учебного заведения, на базе института; — с подготовкой на Пкатегорию, на I категорию, на высшую категорию; — с организацией сочетания теоретических и практических занятий, а также педагогической стажировки и производственной стажировки; — с вариативными сроками обучения: от 36 час до 288 часов по очной форме обучения и до 600 часов по заочной форме обучения. Организация обучения с учетом особенностей работы в аудитории взрослых, где слушатели отличаются не только своей психологической индивидуальностью, опытом, возрастом, должностью, но и образованием, требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий. Прочно укоренившаяся в системе повышения квалификации деятельность по реализации информативной функции заменяется на технологии, реализующие развивающую функцию. Личностно-ориентированные педагогические технологии повышения квалификации инженерно-педагогических работников в своей основе опираются на следующие постулаты. 1. Признание слушателей главной действующей фигурой процесса повышения квалификации. 2. Ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей. 3. Признание двух равноправных источников процесса повышения квалификации: обучение и самообучение. Личностно-ориентированные педагогические технологии подразделяются на социально-педагогические, предметно-дидактические, деятельностно-психологические. Социально-педагогические технологии ставят своей целью совершенствование уровня профессиональной деятельности слушателей до требований социального заказа общества; они реализуются в настоящее время посредством многоуровневого повышения квалификации. Предметно-дидактические технологии связаны с профессионально-предметным содержанием. Это своеобразная предметная дифференциация, построенная с учетом профиля, сложности и объема учебного материала, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Предметная дифференциация требует выявления: —предпочтений слушателей к работе с материалом разного содержания, отличающегося по степени объективной трудности, новизны, уровню интегративности, рациональным приемам усвоения, сложности переработки; —интересов к его углубленному изучению; —предпочтений к разным организационным формам, типам уроков. Дифференциация необходима для оптимальной поддержки развития личности. Она дает основу для разработки содержания программ, дидактических средств. Деятельностно-психологические технологии сводятся к организации различного рода деятельности в зависимости от познавательных способностей, понимаемых как сложное психологическое образование, обусловленное генетически, анатомо-физиологически, социально. Целью образовательного процесса, с позиции деятельностно-пси-хологических технологий, является развитие, коррекция обучаемости, оценка, анализ. При этом организация деятельности обучения и самообучения осуществляется в зависимости от индивидуальности слушателя: структуры личности, психологических свойств, готовности к деятельности и общению. Каждый вид задания, коллективной или индивидуальной деятельности по-разному могут быть восприняты слушателями, а значит, вызовут неадекватную целям активность в работе — поэтому они подбираются соответственно индивидуальным особенностям личности таким образом, чтобы слушатель проявил себя наилучшим образом, чтобы для него, как индивида и профессионала, в наибольшей степени осуществлялось приращение интеллектуальных способностей и профессиональной компетентности в целом. Результаты повышения квалификации оцениваются по участию слушателей в деловых играх, конференциях, по качеству выполнения контрольных работ и разработки педагогических технологий, педагогических проектов. Обобщение содержания инновационных технологий повышения квалификации и сравнение их составляющих с традиционным повышением квалификации показано в таблице 8. Методологическими подходами к формированию личности инженерно-педагогических кадров в системе повышения их квалификации должно стать осознание общественных требований к новому типу рабочего. Необходим новый подход в деле повышения квалификации педагогических кадров — программно-целевой подход, являющийся важным средством повышения эффективности управления педагогическим потенциалом учебных заведений профтехобразования. Таблица 8
ГЛАВА XIII
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |