КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогики
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ АЛГОРИТМ УЧЕБНЫЙ — документ письменного инструктирования; четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату. АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому, социально-экономическому. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. БИНАРНЫЙ (СОВМЕЩЕННЫЙ) УРОК — особый, специфический тип урока. Проводится, как правило, двумя-тремя преподавателями взаимосвязанных предметов или преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. БРИГАДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ — коллектив рабочих (работников) одинаковых или различных профессий, выполняющий единое производственное задание на основе общей заинтересованности и ответственности за результаты труда. ВОСПИТАНИЕ — передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ — установлены Законом Российской Федерации «Об образова-нии»; определяют обязательный минимум содержания основ-ных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. ДЕЛОВЫЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) ИГРЫ — «активный» метод обучения. Обеспечивают эффективную организацию взаимодействий преподавателя (мастера) и учащихся, реальную практическую значимость полученных учащимися знаний и умений, их перенос в новые нетипичные условия. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ — система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни. ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. ЗНАНИЯ — это накопленная работником информация о свойствах материалов, устройстве машин, механизмов, и др., методах труда и производства, относящихся к данной профессии, специальности, а также об общем культурно-техническом развитии общества. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения. ИННОВАЦИЯ — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований. ИНФОРМАТИКА — наука, занимающаяся изучением закономерностей, методов и способов формирования, накопления, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, решением проблем создания, внедрения и использования современных средств вычислительной и информационной техники, средств связи и технических накопителей записи. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. ИНСТРУКТИРОВАНИЕ (ИНСТРУКТАЖ) — обучающая деятельность мастера в процессе производственного обучения учащихся. ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — способ их соединения, предполагающий активное взаимодействие процессов освоения теории и ее практического применения, их слияние в единый процесс обогащения творческого потенциала личности. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — сознательная самоорганизация познания мира человеком; активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Синонимы — познавательная, умственная деятельность. КВАЛИФИКАЦИЯ — степень и вид профессиональной обученное™ работника, наличие у него знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса) в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя). Существенными признаками квалификации (компетентности) является уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: — уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); — диапазон и широта знаний и умений; — способность выполнять специальные задания; — способность рационально организовывать и планировать свою работу; — способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда). Ступень квалификации — этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования. Уровень квалификации — степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — форма обучения, предусматривающая работу педагога с группами учащихся установленного неизменного состава. В течение академического часа, именуемого уроком, педагог осуществляет контроль освоения предыдущего материала, сообщает новые знания и проверяет их закрепление. КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ процесса профессионального обучения — планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической доку- ментации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения учащихся профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой. КОМПЕТЕНТНОСТЬ — общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — способность использовать электронно-процессорную технику в целях хранения, обработки и использования разного рода информации. Включает три компонента: а) знание теоретических основ и понимания принципов действия компьютерной техники; б) овладение языками программирования; в) операциональные навыки и умения кодирования, ввода и обработки данных. КООПЕРАТИВ УЧЕНИЧЕСКИЙ в профессиональном училище (лицее) — общественная организация учащихся и других лиц, объединившихся на добровольной основе членства для совместной хозяйственной деятельности. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — способность профессиональных учебных заведений обеспечивать высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной экономики и получать прибыль от внебюджетной деятельности. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УЧЕНИЯ — определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы. КУЛЬТУРА ТРУДА — включает технологическую дисциплину, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству; правильное использование учебно-технической и производственной документации; соблюдение правил и норм безопасности труда и производственной эстетики; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ — организационная форма (метод) профессионального обучения. Занимают промежуточное место между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. В процессе профессионального обучения наиболее характерными видами лабораторно-практических работ являются: практическое изучение устройства и работы оборудования; изучение способов использования контрольно-измерительных средств; исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величин: ми, параметрами, характеристиками; диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования, приборов, мех;«змов. МАРКЕТИНГ — научно-обоснованная система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью учебного заведения, обеспечивающая выявление потребностей потребителей в различных образовательных программах, других образовательных услугах, продукции и видах работ, а также их реализацию в соответствии с требованиями образовательного стандарта и достижение на этой основе наивысших результатов и максимальной прибыли. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ — система содержательных и процессуальных связей при изучении различных учебных предметов. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в профессиональном учебном заведении проводится в целях оказания помощи преподавателям, мастерам производственного обучения в организации и методике учебно-воспитательного процесса и повышения их педагогической квалификации. Проводится в разнообразных коллективных и индивидуальных формах; содержание ее определяется актуальными задачами учебного заведения. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ — элемент, деталь метода обучения. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, навыками и умениями, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — такое построение содержания подготовки рабочих, когда каждый из них может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей. При модульном обучении педагог начинает выполнять помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. НАВЫКИ — доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) в профессиональном учебном заведении — система научно-обоснованных и оптимальных педагогических, организационных, хозяйственно-экономических мероприятий, проводимых педагогами и образовательными учреждениями в целом для обеспечения подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям государственного стандарта профессионального образования, при рациональном использовании сил, средств, времени. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ — система доведения до инженерно-педагогических работников и учащихся учебного заведения материалов и сведений о современных достижениях техники и технологии по профилю учебного заведения. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями, мастерами производственного обучения, другими работниками учебного заведения для достижения результатов, предусмотренных образовательными программами. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — определяет содержание образования определенного уровня и направленности в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В образовательных учреждениях начального профессионального образования реализуются образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — осуществляют образовательный процесс, т.е. реализуют одну или несколько образовательных программ. ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность систематизированных знании, навыков и умений, взглядов и убеждений, обеспечивающих определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки к тому или иному виду деятельности, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. ОБРАЗОВАННОСТЬ — личностное качество, характеризующее человека по той мере, в какой он освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры. ОБУЧЕНИЕ — процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности. ОБУ ЧЕННОСТЬ — хорошая подготовленность к какому-либо виду деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения задач определенного содержания и уровня сложности. ОПЫТ ОБЫЧНЫЙ — удачное применение известных методических рекомендаций, творчески переработанных преподавателем, мастером. ОПЫТ ПЕРЕДОВОЙ — творческая разработка новой идеи, выдвинутой педагогической наукой, практическое воплощение этой идеи в различных вариантах. ОПЫТ НОВАТОРСКИЙ — принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — способы организационного построения учебного процесса, определяющие характер учебной и учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя (мастера производственного обучения), а также структуру занятий. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ — система представлений учащихся о цели, плане и способах осуществления предстоящей учебной или учебно-производственной деятельности, составляющей содержание процесса обучения. ПЕДАГОГИКА — наука об образовании как процессе целенаправленного развития человека посредством рационального построения обучения и воспитания. Изучает общие закономерности педагогического процесса, особенности их проявления на различных стадиях жизненного цикла, а также в различных видах и формах образовательной деятельности. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ: дидактика (теория образования и обучения) — разработка целей, задач, содержания, принципов, методов, форм организации образования и обучения; теория и методика воспитания — изучение вопросов формирования нравственных качеств личности, политических убеждений, эстетических вкусов, организации разнообразной деятельности учащихся; школоведение — организация педагогических проблем, связанных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководства их деятельностью. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — составная часть педпро-цесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигнуть поставленных целей. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической действительности. Проявляется в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия, в умении видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования. ПИСЬМЕННОЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ — использование на занятиях различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельными источниками информации и формами представления учащимся заданий с необходимыми указаниями по их выполнению. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — сознательная организация и самоорганизация познания действительности. ПОЗНАНИЕ — отражение и воспроизведение действительности посредством мышления. Через познание постигается сущность предметов и явлений. ПОНЯТИЕ — форма знаний, с помощью которой отображается общее и особенное в явлениях действительности. ПРЕПОДАВАНИЕ — обучающая деятельность преподавателей предметов теоретического обучения; компонент процесса обучения. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда). ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД — труд, создающий материальные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие потребительскую стоимость. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — практическая подготовка учащихся профессиональных училищ (лицеев) к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования. Для производственного обучения как составной части учебного процесса характерны специфические цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС — совокупность как естественных воздействий и превращений, так и воздействий человека — трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производительный результат. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — система психолого-педагогических, медицинских, организационных и других мероприятий, помогающих человеку, вступающему в трудовую деятельность, обоснованно и устойчиво избрать свою профессию с учетом как потребностей общества, так и своих интересов и способностей. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА — совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квали- фикации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — способность разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специальности, умение самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся. .ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО — высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности. Для профессионального мастерства характерна развитая способность рабочего, специалиста быстро переключаться с одних условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ — сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов. ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ (учебный процесс) — совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя (мастера производственного обучения) и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда. РАБОЧАЯ СИЛА — под рабочей силой или способностью к труду понимается совокупность физических и духовных способностей, ко- торыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ — тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий. РАЗВИТИЕ — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения. САМООБРАЗОВАНИЕ — в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них. САМОКОНТРОЛЬ — сознательная самооценка и регулирование учащимися своих действий в соответствии с поставленной целью и существующими правилами выполнения учебных и учебно-производственных заданий. СИНЕРГЕТИКА — (от греч. Synergetiko's — совместный, согласованно действующий) научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами). СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — совокупность исходных положений, принципов, подходов, определяющих порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ — совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. В общем виде термин обозначает совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — готовность и способность сменить не только место работы или специальность, но и свою соци- альную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий, интеллигент при получении высшего образования. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, навыков и умений, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, например, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь-сборщик и др. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся. ТЕСТ (проба, испытание) — представляет собой задание стандартизированной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала. Позволяет диагностично, точно оценивать структуру и уровень знаний, навыков и умений учащихся или выпускников учебного заведения. Состоит из задания и эталона, который является образцом последовательного и правильно выполненного задания. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — технические устройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся. ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — проявляется при решении технических задач, связанных с применением совокупности знаний, навыков, умений в сфере производства. ТРЕНАЖЕР — техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебном процессе. С применением тренажеров проводятся упражнения по отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание базисных черт характера, обеспечивающих успех в труде, таких, как трудолюбие, старательность, добросовестность, потребность в труде. УМЕНИЯ — это способность работника продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять определенную работу. Умения образуются на основе знаний, приобретенных навыков и творческого мышления. УПРАЖНЕНИЯ — метод профессионального обучения; многократные повторения определенных действий в целях их сознательно- го совершенствования. В результате упражнений у учащихся формируются профессиональные навыки и умения, углубляются и совершенствуются знания. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (ТИПОВАЯ) — документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (РАБОЧАЯ) — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования. УЧЕБНЫЙ ПЛАН — официальный документ, отражающий объем и содержание обучения. Модель учебного плана — форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования. Учебный план (типовой) — документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации. Учебный план (рабочий) — учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта. УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — подлежащие изучению предмет, явление, процесс, свойство, связь, взаимозависимость, метод действия, способ выполнения работы, применения, использования чего-либо. УЧЕНИЕ — целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобретения навыков и умений для последующей практической деятельности. В широком понимании — овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне. ЭРУДИЦИЯ — всесторонние познания, широкая осведомленность в вопросах науки, техники, культуры, политики, жизни в целом. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой. 508 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................. 3 ГЛАВА I. Подготовка и повышение квалификации рабочих в условиях научно-технического прогресса.......................... 7 § 1. Изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров.............................................. 7 § 2. Методика анализа рабочих профессий............... 11 § 3. Понятие о рабочем широкого профиля и рабочем высокой квалификации — какими им быть?............... 16 § 4. Требования к подготовке рабочих широкого профиля и рабочих высокой квалификации.......................................... 21 § 5. Высшее рабочее образование...................................... 24 ГЛАВА //. Основы профессиональной педагогики....................... 30 § 1. Философско-методологические основы педагогики профессионального образования..................................... 30 § 2. Методы исследований в профессиональной педагогике. 46 § 3. Страницы истории профессиональной педагогики... 50 профессионального образования........................................ 61 § 5. Профессиональное образование за рубежом............. 69 ГЛАВА III. Теоретические основы подготовки рабочих широкого профиля и рабочих высокой квалификации........................... 82 § 1. Законы профессиональной педагогики................ 82 § 2. Модель рабочего широкого профиля..................... 89 § 3. Основы группировки рабочих профессий............... 93 § 4. Теория стадийного обучения....................................... 98 § 5. Периоды производственного обучения................. 102 § 6. Системы производственного обучения............... 106 § 7. Принципы разработки содержания профессионального обучения.......................................................................... 111 ГЛАВА IV. Процесс профессионального обучения..................... 115 § 1. Сущность и структура педагогического процесса.... 115 § 2. Принципы профессионального обучения................. 121 § 3. Проектирование педагогического процесса............. 126 § 4. Организация учебной деятельности учащихся........ 133 § 5. Личностно ориентированное профессиональное образование..................................... 138 § 6. Критерии эффективности профессионального обучения......................................... 146 ГЛАВА V. Содержание профессионального обучения....... 149 § 1. Государственный стандарт профессионального образования.................................... 149 § 2. Общие подходы к отбору содержания обучения... 155 § 3. Структурирование содержания обучения на макроуровне.................................................................... 157 § 4. Структурирование содержания обучения на микроуровне......................................,....................... 164 ГЛАВА VI. Методы профессионального обучения........ 168 § 1. Понятие о методах профессионального обучения.... 168 § 2. Методы теоретического обучения....................... 171 § 3. Методы производственного обучения........... 182 § 4. Особенности контроля знаний, навыков и умений учащихся........................................................... 192 § 5. Выбор методов обучения............................................... 200 ГЛАВА VII. Формы профессионального обучения.................. 204 § 1. Основные формы теоретического обучения....... 204 § 2. Основные формы организации производственного обучения..................................... 215 § 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения.................................................... 222 § 4. Методика интегрированного урока.................... 228 § 5. Технология бригадного обучения...................... 233 ГЛАВА VIII. Средства обучения в учебном процессе............. 242 § 1. Средства обучения как категория дидактики..... 242 § 2. Характеристика современных средств обучения..... 245 § 3. Учебно-производственные средства обучения...... 255 § 4. Перспективы развития средств обучения.............. 257 § 5. Технология формирования систем средств обучения и комплексное их использование..................................... 260 ГЛАВА IX. Инновационные технологии в профессиональном образовании........................................................................ 264 §4. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический подход)...................... 264 § 2. Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении................................................... 270 § 3. Компьютеризация учебного процесса..................... 276 § 4. Инновационные подходы к организации обучения... 282 коллективе.................................................................. 285 § 6. Формирование творческого технического мышления.. 289 обучения......................................................................... 297 § 8. Критерии эффективности педагогических технологий. 301 профессиональном образовательном учреждении.................. 308 § 1. Принципы и методы гуманистического воспитания... 308 § 2. Системно-синергетическая теория воспитания.. 324 § 3. Личностно ориентированное воспитание............ 338 § 4. Формирование ученического коллектива.............. 347 § 5. Развитие ученического самоуправления.............. 354 § 6. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении..................... 359 § 7. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодежи...................... 377 § 8. Преемственность в профессиональной подготовке молодежи................................................. 387 ГЛАВА XI. Управление профессиональными образовательными учреждениями.................................. 393 § 1. Сущность управления.............................................. 393 § 2. Функции и методы управления.............................. 397 § 3. Стратегия развития учебного заведения в условиях рыночной экономики.................................... 400 § 4. Педагогическая направленность управления..... 403 § 5. Моделирование структур управления.................... 406 § 6. Педагогический коллектив и методы его сплочения.. 409 § 7. Управленческое мышление руководителя учебного заведения..................................................................... 417 § 8. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта................................... 420 § 9. Внутриучилищный контроль за образовательным ГЛАВА XII. Подготовка и повышение квалификации инженерно-педагогических работников............................. 435 § 1. Подготовка инженеров-педагогов профессиональной школы........................................................................... 435 § 2. Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения..................................... 441 § 3. Инновационные технологии повышения квалификации ГЛАВА XIII. Методические основы блочно-модульного обучения рабочих на производстве.................................... 456 § 1. Общие вопросы непрерывного профессионального обучения рабочих на производстве............................... 456 § 2. Ступенчатое блочно-модульное профессиональное обучение рабочих........................................................... 459 § 3. Дополнительное обучение................................... 472 § 4. Наставничество в трудовом коллективе............. 478 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 490 СЛОВНИК основных терминов профессиональной педагогики........................................................................ 496
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |