Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогики




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АЛГОРИТМ УЧЕБНЫЙ — документ письменного инструктиро­вания; четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим пу­тем к желаемому результату.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: педагогиче­скому, социально-психологическому, социально-экономическому.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разре­шения той или иной проблемы.

БИНАРНЫЙ (СОВМЕЩЕННЫЙ) УРОК — особый, специфиче­ский тип урока. Проводится, как правило, двумя-тремя преподавате­лями взаимосвязанных предметов или преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения.

БРИГАДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ — коллектив рабочих (ра­ботников) одинаковых или различных профессий, выполняющий единое производственное задание на основе общей заинтересованно­сти и ответственности за результаты труда.

ВОСПИТАНИЕ — передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

установлены Законом Российской Федерации «Об образова-нии»; определяют обязательный минимум содержания основ-ных об­разовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕС­СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, от­раженных в соответствующих нормативных документах.

ДЕЛОВЫЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) ИГРЫ — «активный» ме­тод обучения. Обеспечивают эффективную организацию взаимодей­ствий преподавателя (мастера) и учащихся, реальную практическую значимость полученных учащимися знаний и умений, их перенос в новые нетипичные условия.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ — система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удов­летворение деятельности в различных областях практической жизни.

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — особый вид деятель­ности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и по­зволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать про­цесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифици­рованных рабочих и специалистов.

ЗНАНИЯ — это накопленная работником информация о свойст­вах материалов, устройстве машин, механизмов, и др., методах труда и производства, относящихся к данной профессии, специальности, а также об общем культурно-техническом развитии общества.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — такой подход к органи­зации учебного процесса, при котором учитываются личностные осо­бенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.

ИННОВАЦИЯ — комплексный процесс создания, распростране­ния и использования нового практического средства (новшества, но­вовведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований.

ИНФОРМАТИКА — наука, занимающаяся изучением законо­мерностей, методов и способов формирования, накопления, преобра­зования, хранения, передачи и использования всех видов информа­ции, решением проблем создания, внедрения и использования совре­менных средств вычислительной и информационной техники, средств связи и технических накопителей записи.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осущест­вления которого является компьютер.


ИНСТРУКТИРОВАНИЕ (ИНСТРУКТАЖ) — обучающая дея­тельность мастера в процессе производственного обучения учащихся.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО­СТИ — способ их соединения, предполагающий активное взаимодейст­вие процессов освоения теории и ее практического применения, их сли­яние в единый процесс обогащения творческого потенциала личности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — сознательная са­моорганизация познания мира человеком; активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Синонимы — позна­вательная, умственная деятельность.

КВАЛИФИКАЦИЯ — степень и вид профессиональной обучен­ное™ работника, наличие у него знаний, навыков и умений, необхо­димых для выполнения им определенной работы. Квалификация ра­ботников отражается в их тарификации (присвоение работнику та­рифного разряда (класса) в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя).

Существенными признаками квалификации (компетентности) яв­ляется уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

— уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и уме­ний);

— диапазон и широта знаний и умений;

— способность выполнять специальные задания;

— способность рационально организовывать и планировать свою работу;

— способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, орга­низации и условий труда).

Ступень квалификации — этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, от­ражающий объем и соотношение общего и профессионального обра­зования.

Уровень квалификации — степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — форма обучения, предус­матривающая работу педагога с группами учащихся установленного неизменного состава. В течение академического часа, именуемого уроком, педагог осуществляет контроль освоения предыдущего мате­риала, сообщает новые знания и проверяет их закрепление.

КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ процесса профессионального обучения — планирование, разработка и созда­ние оптимальной системы (комплекса) учебно-методической доку-


ментации и средств обучения, необходимых для полного и качествен­ного процесса обучения учащихся профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — общий оценочный термин, обозначаю­щий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно употреб­ляется применительно к лицам определенного социально-профессио­нального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — способность использовать электронно-процессорную технику в целях хранения, обработки и ис­пользования разного рода информации. Включает три компонента: а) знание теоретических основ и понимания принципов действия компь­ютерной техники; б) овладение языками программирования; в) операци­ональные навыки и умения кодирования, ввода и обработки данных.

КООПЕРАТИВ УЧЕНИЧЕСКИЙ в профессиональном училище (лицее) — общественная организация учащихся и других лиц, объе­динившихся на добровольной основе членства для совместной хозяй­ственной деятельности.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — способность профессиональ­ных учебных заведений обеспечивать высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, эффективно осущест­влять свою деятельность в условиях рыночной экономики и получать прибыль от внебюджетной деятельности.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УЧЕНИЯ — определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и заплани­рованным уровнем освоения учебной программы.

КУЛЬТУРА ТРУДА — включает технологическую дисциплину, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполне­ния работы и требований к ее качеству; правильное использование учебно-технической и производственной документации; соблюдение правил и норм безопасности труда и производственной эстетики; бе­режное отношение к оборудованию, материалам, энергии.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ — организацион­ная форма (метод) профессионального обучения. Занимают проме­жуточное место между теоретическим и производственным обучени­ем и являются важным средством связи теории и практики. В процес­се профессионального обучения наиболее характерными видами лабораторно-практических работ являются: практическое изучение устройства и работы оборудования; изучение способов использования контрольно-измерительных средств; исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величин: ми, пара­метрами, характеристиками; диагностика неисправностей, регули­ровка, наладка, настройка оборудования, приборов, мех;«змов.


МАРКЕТИНГ — научно-обоснованная система управления обра­зовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью учебного заведения, обеспечивающая выявление потребностей по­требителей в различных образовательных программах, других обра­зовательных услугах, продукции и видах работ, а также их реализа­цию в соответствии с требованиями образовательного стандарта и достижение на этой основе наивысших результатов и максимальной прибыли.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ — система содержательных и про­цессуальных связей при изучении различных учебных предметов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в профессиональном учебном заве­дении проводится в целях оказания помощи преподавателям, мас­терам производственного обучения в организации и методике учебно-воспитательного процесса и повышения их педагогической квалификации. Проводится в разнообразных коллективных и ин­дивидуальных формах; содержание ее определяется актуальными задачами учебного заведения.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ — элемент, деталь метода обучения.

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — упорядо­ченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя (мас­тера производственного обучения) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, навыками и умениями, фор­мируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности к само­стоятельному приобретению и творческому применению знаний.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — такое построение содержания под­готовки рабочих, когда каждый из них может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей. При модульном обучении педагог на­чинает выполнять помимо информирующих и контролирующих фун­кций еще и функции консультанта и координатора.

НАВЫКИ — доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — в

соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) в профессиональ­ном учебном заведении — система научно-обоснованных и оптималь­ных педагогических, организационных, хозяйственно-экономиче­ских мероприятий, проводимых педагогами и образовательными уч­реждениями в целом для обеспечения подготовки


квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих тре­бованиям государственного стандарта профессионального образова­ния, при рациональном использовании сил, средств, времени.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ — система доведе­ния до инженерно-педагогических работников и учащихся учебного заведения материалов и сведений о современных достижениях техни­ки и технологии по профилю учебного заведения.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАН­ДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет совокупность норма­тивных документов, разрабатываемых и утверждаемых на регио­нальном уровне.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность после­довательных действий, предпринимаемых организаторами образова­ния, преподавателями, мастерами производственного обучения, дру­гими работниками учебного заведения для достижения результатов, предусмотренных образовательными программами.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — определяет содержание образования определенного уровня и направленности в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В образова­тельных учреждениях начального профессионального образования реализуются образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — осуществляют обра­зовательный процесс, т.е. реализуют одну или несколько образова­тельных программ.

ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность систематизированных знании, навыков и умений, взглядов и убеждений, обеспечивающих опреде­ленный уровень развития познавательных сил и практической подго­товки к тому или иному виду деятельности, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

ОБРАЗОВАННОСТЬ — личностное качество, характеризующее человека по той мере, в какой он освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры.

ОБУЧЕНИЕ — процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также способов познавательной деятельности.

ОБУ ЧЕННОСТЬ — хорошая подготовленность к какому-либо ви­ду деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями, навы­ками и умениями, необходимыми для успешного выполнения задач определенного содержания и уровня сложности.


ОПЫТ ОБЫЧНЫЙ — удачное применение известных методиче­ских рекомендаций, творчески переработанных преподавателем, ма­стером.

ОПЫТ ПЕРЕДОВОЙ — творческая разработка новой идеи, вы­двинутой педагогической наукой, практическое воплощение этой идеи в различных вариантах.

ОПЫТ НОВАТОРСКИЙ — принципиально новый опыт педаго­га, выходящий за пределы имеющихся научных знаний.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — способы организационного построения учебного процес­са, определяющие характер учебной и учебно-производственной деятель­ности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны преподава­теля (мастера производственного обучения), а также структуру занятий.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ — система пред­ставлений учащихся о цели, плане и способах осуществления пред­стоящей учебной или учебно-производственной деятельности, со­ставляющей содержание процесса обучения.

ПЕДАГОГИКА — наука об образовании как процессе целенап­равленного развития человека посредством рационального построе­ния обучения и воспитания. Изучает общие закономерности педаго­гического процесса, особенности их проявления на различных стади­ях жизненного цикла, а также в различных видах и формах образовательной деятельности.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ:

дидактика (теория образования и обучения) — разработка целей, задач, содержания, принципов, методов, форм организации образо­вания и обучения;

теория и методика воспитания — изучение вопросов формиро­вания нравственных качеств личности, политических убеждений, эс­тетических вкусов, организации разнообразной деятельности уча­щихся;

школоведение — организация педагогических проблем, связан­ных с управлением народным образованием, сетью и структурой учебно-воспитательных учреждений и руководства их деятельно­стью.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей разви­тия человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и за­висимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у ком­понентов системы общих качеств.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — составная часть педпро-цесса, характеризующая его состояние в определенное время и в оп­ределенном пространстве.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — последовательное и не­прерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, эта­пов, состояний педагогического процесса и действий его участников.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основные идеи, следова­ние которым помогает наилучшим образом достигнуть поставленных

целей.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — обобщенное и опосредо­ванное отражение различных проявлений педагогической действи­тельности. Проявляется в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия, в умении ви­деть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогно­зировать явления педагогической действительности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИО­НАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — реестр профессий и специально­стей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования.

ПИСЬМЕННОЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ — использование на занятиях различных инструктивных учебных документов, являю­щихся самостоятельными источниками информации и формами представления учащимся заданий с необходимыми указаниями по их выполнению.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — сознательная орга­низация и самоорганизация познания действительности.

ПОЗНАНИЕ — отражение и воспроизведение действительности посредством мышления. Через познание постигается сущность пред­метов и явлений.

ПОНЯТИЕ — форма знаний, с помощью которой отображается общее и особенное в явлениях действительности.

ПРЕПОДАВАНИЕ — обучающая деятельность преподавателей предметов теоретического обучения; компонент процесса обу­чения.


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной само­стоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способ­ностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельно­сти, детерминированных системой проблемных ситуаций.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — составная часть обществен­ного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД — труд, создающий материаль­ные блага и продукты интеллектуальной деятельности, имеющие по­требительскую стоимость.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — практическая подготов­ка учащихся профессиональных училищ (лицеев) к определенному виду производительного труда по профессии в соответствии с требо­ваниями государственного стандарта профессионального образова­ния. Для производственного обучения как составной части учебного процесса характерны специфические цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС — совокупность как естест­венных воздействий и превращений, так и воздействий человека — трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производительный результат.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — готовность и спо­собность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной про­фессии и отрасли, способность быстро осваивать новые специально­сти или изменения в них, возникшие под влиянием технических пре­образований.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — система психолого-педагогических, медицинских, организационных и других мероприя­тий, помогающих человеку, вступающему в трудовую деятельность, обоснованно и устойчиво избрать свою профессию с учетом как по­требностей общества, так и своих интересов и способностей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА — совокупность спе­циальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять рабо­ту в определенной области деятельности. В зависимости от квалифи­кации различают четыре основных уровня профессиональной подго­товки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, начального професси­онального и элементарного (подготовка работников низшей квали-


фикации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — способ­ность разбираться в требованиях, предъявляемых к труду по специ­альности, умение самостоятельно планировать, выполнять и контро­лировать выполняемую работу.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — описатель­ная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требова­ния к общей и профессиональной подготовке, контингенту обуча­ющихся.

.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО — высокая и постоян­но совершенствуемая степень овладения определенным видом про­фессиональной деятельности. Для профессионального мастерства ха­рактерна развитая способность рабочего, специалиста быстро пере­ключаться с одних условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — приобретенная в ходе учебной и прак­тической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню слож­ности выполняемых задач.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и резуль­тат профессионального становления и развития личности, сопровож­дающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкрет­ным профессиям и специальностям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ — сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.

ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и прак­тических навыков, приобретенных в результате специальной подго­товки и опыта работы.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ (учебный процесс) — совокупность по­следовательных и взаимосвязанных действий преподавателя (масте­ра производственного обучения) и руководимых им учащихся, на­правленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элемен­тами культуры умственного и физического труда.

РАБОЧАЯ СИЛА — под рабочей силой или способностью к труду понимается совокупность физических и духовных способностей, ко-


торыми обладает организм, живая личность человека, и которые пу­скаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потре­бительские стоимости.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ — тип обучения, в котором раз­витие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации па­мяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единст­ве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения стро­ится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учеб­ных заданий.

РАЗВИТИЕ — объективный процесс внутреннего последователь­ного количественного и качественного изменения физических, пси­хических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

САМООБРАЗОВАНИЕ — в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них.

САМОКОНТРОЛЬ — сознательная самооценка и регулирование учащимися своих действий в соответствии с поставленной целью и существующими правилами выполнения учебных и учебно-произ­водственных заданий.

СИНЕРГЕТИКА — (от греч. Synergetiko's — совместный, согла­сованно действующий) научное направление, изучающее связи меж­ду элементами структуры (подсистемами).

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — совокуп­ность исходных положений, принципов, подходов, определяющих порядок расчленения содержания производственного обучения, груп­пировку его частей и последовательность овладения ими учащимися.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ — совокупность подлежащих изу­чению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — основной элемент образова­тельного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. В общем виде термин обозначает совокупность до­стижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого об­щества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — готовность и способность сменить не только место работы или специальность, но и свою соци-


альную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий, интеллигент при получении высшего образования.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ — совокупность трудовых функций в рам­ках данной профессии или специальности.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — комплекс приобретенных путем специ­альной подготовки и опыта работы знаний, навыков и умений, необ­ходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, например, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонт­ник, слесарь-сборщик и др.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.

ТЕСТ (проба, испытание) — представляет собой задание стандар­тизированной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала. Позволяет диагностично, точно оцени­вать структуру и уровень знаний, навыков и умений учащихся или выпускников учебного заведения. Состоит из задания и эталона, ко­торый является образцом последовательного и правильно выполнен­ного задания.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — технические уст­ройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обу­чающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся.

ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — проявляется при решении технических задач, связанных с применением совокупности знаний, навыков, умений в сфере производства.

ТРЕНАЖЕР — техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебном процессе. С при­менением тренажеров проводятся упражнения по отработке трудо­вых навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание базисных черт харак­тера, обеспечивающих успех в труде, таких, как трудолюбие, стара­тельность, добросовестность, потребность в труде.

УМЕНИЯ — это способность работника продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять определенную ра­боту. Умения образуются на основе знаний, приобретенных навыков и творческого мышления.

УПРАЖНЕНИЯ — метод профессионального обучения; много­кратные повторения определенных действий в целях их сознательно-


го совершенствования. В результате упражнений у учащихся форми­руются профессиональные навыки и умения, углубляются и совер­шенствуются знания.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (ТИПОВАЯ) — документ, который де­тально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содер­жания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА (РАБОЧАЯ) — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к кон­кретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН — официальный документ, отражающий объ­ем и содержание обучения.

Модель учебного плана — форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты со­держания профессионального образования.

Учебный план (типовой) — документ рекомендательного характе­ра, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квали­фикации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образо­вательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.

Учебный план (рабочий) — учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной спе­циализации и требований регионального компонента стандарта.

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — подлежащие изучению предмет, явле­ние, процесс, свойство, связь, взаимозависимость, метод действия, способ выполнения работы, применения, использования чего-либо.

УЧЕНИЕ — целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобретения навыков и умений для последующей практиче­ской деятельности. В широком понимании — овладение разнообраз­ным общественным опытом в его обобщенном виде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СТАНДАРТА ПРОФЕССИО­НАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — отражает требования, обеспечива­ющие эквивалентность профессионального образования на всей тер­ритории России, и представляет совокупность нормативных докумен­тов, разрабатываемых на федеральном уровне.

ЭРУДИЦИЯ — всесторонние познания, широкая осведомленность в вопросах науки, техники, культуры, политики, жизни в целом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образова­тельной программой.

508


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................. 3

ГЛАВА I. Подготовка и повышение квалификации рабочих

в условиях научно-технического прогресса.......................... 7

§ 1. Изменения в профессионально-квалификационной

структуре рабочих кадров.............................................. 7

§ 2. Методика анализа рабочих профессий............... 11

§ 3. Понятие о рабочем широкого профиля и рабочем

высокой квалификации — какими им быть?............... 16

§ 4. Требования к подготовке рабочих широкого профиля и

рабочих высокой квалификации.......................................... 21

§ 5. Высшее рабочее образование...................................... 24

ГЛАВА //. Основы профессиональной педагогики....................... 30

§ 1. Философско-методологические основы педагогики

профессионального образования..................................... 30

§ 2. Методы исследований в профессиональной педагогике. 46

§ 3. Страницы истории профессиональной педагогики... 50
§ 4. Основные тенденции развития системы

профессионального образования........................................ 61

§ 5. Профессиональное образование за рубежом............. 69

ГЛАВА III. Теоретические основы подготовки рабочих широкого

профиля и рабочих высокой квалификации........................... 82

§ 1. Законы профессиональной педагогики................ 82

§ 2. Модель рабочего широкого профиля..................... 89

§ 3. Основы группировки рабочих профессий............... 93

§ 4. Теория стадийного обучения....................................... 98

§ 5. Периоды производственного обучения................. 102

§ 6. Системы производственного обучения............... 106

§ 7. Принципы разработки содержания профессионального

обучения.......................................................................... 111

ГЛАВА IV. Процесс профессионального обучения..................... 115

§ 1. Сущность и структура педагогического процесса.... 115

§ 2. Принципы профессионального обучения................. 121

§ 3. Проектирование педагогического процесса............. 126

§ 4. Организация учебной деятельности учащихся........ 133

§ 5. Личностно ориентированное

профессиональное образование..................................... 138

§ 6. Критерии эффективности

профессионального обучения......................................... 146

ГЛАВА V. Содержание профессионального обучения....... 149

§ 1. Государственный стандарт

профессионального образования.................................... 149

§ 2. Общие подходы к отбору содержания обучения... 155


§ 3. Структурирование содержания обучения на

макроуровне.................................................................... 157

§ 4. Структурирование содержания обучения на

микроуровне......................................,....................... 164

ГЛАВА VI. Методы профессионального обучения........ 168

§ 1. Понятие о методах профессионального обучения.... 168

§ 2. Методы теоретического обучения....................... 171

§ 3. Методы производственного обучения........... 182

§ 4. Особенности контроля знаний, навыков и

умений учащихся........................................................... 192

§ 5. Выбор методов обучения............................................... 200

ГЛАВА VII. Формы профессионального обучения.................. 204

§ 1. Основные формы теоретического обучения....... 204

§ 2. Основные формы организации

производственного обучения..................................... 215

§ 3. Развитие классно-урочной системы

организации обучения.................................................... 222

§ 4. Методика интегрированного урока.................... 228

§ 5. Технология бригадного обучения...................... 233

ГЛАВА VIII. Средства обучения в учебном процессе............. 242

§ 1. Средства обучения как категория дидактики..... 242

§ 2. Характеристика современных средств обучения..... 245

§ 3. Учебно-производственные средства обучения...... 255

§ 4. Перспективы развития средств обучения.............. 257

§ 5. Технология формирования систем средств обучения и

комплексное их использование..................................... 260

ГЛАВА IX. Инновационные технологии в профессиональном

образовании........................................................................ 264

§4. Методология проектирования педагогической

технологии (аксиоматический подход)...................... 264

§ 2. Современные информационные и коммуникационные

технологии в обучении................................................... 270

§ 3. Компьютеризация учебного процесса..................... 276

§ 4. Инновационные подходы к организации обучения... 282
§ 5. Инновационная деятельность в педагогическом

коллективе.................................................................. 285

§ 6. Формирование творческого технического мышления.. 289
§ 7. Профессионально-педагогическая культура —
определяющий фактор эффективности технологий

обучения......................................................................... 297

§ 8. Критерии эффективности педагогических технологий. 301
ГЛАВА X. Теория и практика воспитательной работы в

профессиональном образовательном учреждении.................. 308

§ 1. Принципы и методы гуманистического воспитания... 308

§ 2. Системно-синергетическая теория воспитания.. 324


§ 3. Личностно ориентированное воспитание............ 338

§ 4. Формирование ученического коллектива.............. 347

§ 5. Развитие ученического самоуправления.............. 354

§ 6. Особенности организации воспитательного процесса в

профессиональном учебном заведении..................... 359

§ 7. Профессиональная ориентация и профессиональное

самоопределение учащейся молодежи...................... 377

§ 8. Преемственность в профессиональной

подготовке молодежи................................................. 387

ГЛАВА XI. Управление профессиональными

образовательными учреждениями.................................. 393

§ 1. Сущность управления.............................................. 393

§ 2. Функции и методы управления.............................. 397

§ 3. Стратегия развития учебного заведения

в условиях рыночной экономики.................................... 400

§ 4. Педагогическая направленность управления..... 403

§ 5. Моделирование структур управления.................... 406

§ 6. Педагогический коллектив и методы его сплочения.. 409 § 7. Управленческое мышление руководителя учебного

заведения..................................................................... 417

§ 8. Педагогические основы изучения, обобщения

и внедрения передового опыта................................... 420

§ 9. Внутриучилищный контроль за образовательным
процессом........................................................................ 426

ГЛАВА XII. Подготовка и повышение квалификации

инженерно-педагогических работников............................. 435

§ 1. Подготовка инженеров-педагогов профессиональной

школы........................................................................... 435

§ 2. Проблемы и перспективы подготовки мастеров

производственного обучения..................................... 441

§ 3. Инновационные технологии повышения квалификации
специалистов профессионального образования............ 449

ГЛАВА XIII. Методические основы блочно-модульного

обучения рабочих на производстве.................................... 456

§ 1. Общие вопросы непрерывного профессионального

обучения рабочих на производстве............................... 456

§ 2. Ступенчатое блочно-модульное профессиональное

обучение рабочих........................................................... 459

§ 3. Дополнительное обучение................................... 472

§ 4. Наставничество в трудовом коллективе............. 478

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 490

СЛОВНИК основных терминов профессиональной

педагогики........................................................................ 496




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.